СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА для 1 класса «КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12 «Гусельки»













СЦЕНАРИЙ

ПРАЗДНИКА для 1 класса

«КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»









подготовила воспитатель

Филочкина Анна Борисовна




















г. Набережные Челны

октябрь 2011 год.


Цель фольклорного праздника – закрепить знания детей о празднике воздвиженье. Воспитатели, знакомя детей с русским обычаем делать заготовки на зиму, рубить капусту, помогать в этом друг другу, а после работы с удовольствием отдыхать веселиться.

Предварительная работа: работа с детьми по программе «Наследие», разучивание потешек, песенок, народных игр, совместно с родителями создание картотеки «Игры нашего детства», изготовление костюмов, создание музея народного творчества.

Музыкальный зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, покрытые домоткаными половиками на которых будут сидеть дети, на столах овощи, на других столах лежат доски с кусочками капусты и деревянные тяпки.

Дети и ведущие – Хозяйка и дед одеты в русские народные костюмы.

В избе у печки сидит Хозяйка.

Хозяйка:

Дует ветер,

Снег лежит,

Холодно на улице,

А в избе у нас тепло,

Печка топится.

Жду гостей к себе давно…

За дверью раздается пение детей

Дверь открывается, заходит Дед:

Хозяюшка, да у наших ворот, гости стоят,

мы их в избу пригласим или от ворот поворот дадим.

Хозяйка.

Ой, вы гости дорогие.

Девки красные и парни удалые.

Заходите пособить

Да купустку порубить.

Не толпитесь на крылечке,

Проходите ближе к печке.

Будет весело у нас

Где работа там и пляс.

Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, хозяйка приглашает всех сесть на лавки.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Расскажу – ка я вам сегодня. Ребята, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Есть такой праздник – Воздвиженье и приходиться он на 27 сентября. С этого дня начинались в деревнях капустные посиделки.

«Сдвижение тепло сдвигает, а холод подвигает».

Дети.

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

На Воздвиженье первая барыня – капуста.

Хозяйка. На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. Собирать соседи вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту. В этом им помогали и дети.

Дети: «Без капусты щи не живут».

«Капуста не пуста, сама лезет в уста».

«Чего огород городить, коли капусту не садить». Нарубят капусты девицы, а после работы песни да пляски да прибаутки.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «День рождения колобка»

Выходят девочки и встают за столы, где все приготовлено для рубки капусты (капуста, дощечки, деревянные тяпки). Исполняется русская плясовая. Все хлопают в ладоши, девочки рубят капусту, после окончания мелодии все садятся на лавки.

Ребенок. Кончил дело – гуляй смело! Делу время – потехе час! Собрались мы все здесь, чтобы попеть, шутки, прибаутки услышать, да добром словом перемолвиться.

Хозяйка. Поэтому гости дорогие. Не забывайте, что капустные вечерки без песен, шуток и прибауток не проходят.

Выходят два молодца да девица.

«Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед и поехал в огород»

«Катя – Катя – Катюха.

Оседлала петуха

А петух заржал, на базар побежал».

Идет перекличка детей

Говоря, говоря у нас так:

Курочка на улочке – кудах — так – так

Свиночка на нивочке – хрю – хрю – хрю

Овечке у речки – бе — бе-бе

Козочке у козочки ме — ме — ме

Коровки у дубравки – му-му-му

Конюшки на волюшки – и го-го и го-го.

Играет музыка, дети исполняют хоровод под русскую народную песню «На горе – то калина».

Хозяйка. Мастера вы песни петь, да хороводы водить. А загадки отгадывать умеете? Вот послушайте:

Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки,

Целый день-деньской она

Нежится на грядке (Капуста)


Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву (Яблоко)


За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая (Морковь)


Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну – ка, кто со мной знаком? (Клюква)


Правильные все ваши отгадки. Соберутся, красны девицы, да добры молодцы вместе, тут место песне, пляске и играм найдется. Давайте играть в игру «Никанориха».

По считалке выбирают «козлика» и «Никонориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никонориха» — за ним, помахивая прутиком. Дети поют:

Никанориха гусей пасла

Да пустила в огород козла

Никанориха ругается,

А козел то улыбается.

После припева все разбегаются, а Никанориха стоит, ругает козлика. Как музыка закончится, дети снова встают парами, я тому, кто остался без пары, говорят: «Раз, два, три – козлик будешь ты!» оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.

Свежие документы:  План - конспект урока по русскому языку «Русский алфавит, или Азбука» 1 класс

Затем все дети садятся на лавки. На середину зала выбегают девицы, приплясывая. Исполняют частушки.

Капуста моя,

Все четыре кочана.

Никогда я не плясала,

Только нынче начала!


Не хотела я плясать

стояла и стеснялась

Балалайка заиграла

Я не удержалась!


Если б не было воды

Не было б и кружки

Если б не было девчат,

Кто же пел частушки?!


Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре

(Вместе) Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души:

«Хороши частушки ваши,

И вы тоже хороши!».

Из — за печки неожиданно выходит Дед.

Дед. Вы чего тут расшумелись? Только я пригрелся, уснул после труда на своем огороде, а вы со своими песнями и плясками меня разбудили. Вот я вас, озорников! (грозит им хворостиной). Ну – ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам.

Дети вскакивают со своих мест разбегаются по углам избы. Дед предлагает русскую народную игру «Как у дедушки Трифона»

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Дед выходит в центр и говорит: «Ну, детки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делаете». Сказал это дед и запел. Весь хоровод идет по кругу и все поют:

У дедушки Трифона,

Семеро детей.

Семеро детей.

Семеро сыновей.

Дед показывает, какие огромные глаза у его сыновей, и поет: «С такими глазами». Все останавливаются и показывают, какие огромные у них глаза. Дальше дедушка Трифон показывает, какие у них брови, носы, губы, плечи,, все останавливаются, повторяют его движения и снова идут. После этого дедушка запевает:

Они не ели, не пили,

Все на дедушку глядели

Все делали вот так!

И все делали вот так!

Дед выдумывает разные движения и показывает. Играющие должны проворно и быстро повторить все движения и разом остановиться.

Затем дети снова сели на лавки.

Дед. Что – то я с вами заигрался. Пойду — ка я на свою капусту полюбуюсь. Идет, приговаривает:

Вилась, вилась,

Капуста моя,

Развивалася белая.

Да как же капусте не виться,

Белой не ломиться?

Дождик лил,

Дождик поливал,

Белую капусту ломал. Дед уходит.

Хозяйка. Расскажу вам еще об одной потехе. На Руси добры молодцы очень любили силой мериться. Садились напротив друг друга, ногами упирались друг в друга, руками держали палку, и каждый её тянул на себя. Кто перетянет палку на свою сторону, тот и сильнее. Давайте и мы померимся силой.

Свежие документы:  Классный час "Память бережно храним"

Проводиться игра « Перетягивание палки».

Мальчики парами садятся на пол напротив друг друга, ногами упираются друг в друга

Руками держат палку, и каждый её тянет на себя. Кто перетянет палку на свою сторону, тот и сильнее.

Снова в зал заходит Дед с большой корзиной белокочанной капусты в руках.

Эй, хозяйка, не зевай,

Принимай – ка урожай! Будут у вас и щи густы, будет, и что на зиму засолить. Хозяйка принимает корзину с капустой, ставит её на стол.

Хозяйка. А у меня уже и пироги готовы, с пылу с жару из печи.

Дети исполняют песню «По малину в сад пойдем…», на слова Т. Волгиной, музыку А. Филиппенко.

Хозяйка держит в руках пироги, Дед стоит около стола, где стоит самовар с чаем.

Хозяйка.

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте.

Дед.

Осень день кроток

А мы будем ждать вас

на празднование Святок!

Все угощаются пирогами, пьют чай.
















Литература


1 «Программа и методические рекомендации» Составитель Т.С.Комарова. Москва. «Мозаика – Синтез» 2006г.

2 «Народные приметы: Хотите верьте, хотите – проверьте» Автор – составитель Н. А. Мустаев

Казань. Татарское книжное издательство 1987г.

3 «Народные приметы и календарь» А. С. Хренов.Москва. ВО «Агропромиздат» 1991г.

4 Программа «Наследие» Журнал «Дошкольное воспитание» №1-!2 1998г

5 «Воспитание добродетелей» Набережные Челны. Издательство «Идель – йорт» 2002г.

6 «Календарные обрядовые праздники для дошкольников». Москва. Педагогическое общество России. 2007г.

7 «Народные игры в детском саду» Л. А. Лялина. Москва. Творческий центр «Сфера» 2008г.

8 «Народные праздники в детском саду». М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова. Москва. Издательство «Мозаика – синтез» М. 2008г.

9 «Русские детские подвижные игры» Е.А. Покровский. Санкт – Петербург. Творческий центр «Сфера» 2009г.

10 «Наследие: и быль и сказка» Е.Соловьева, Л Царенко. Москва. «Обруч» 2011г.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: