Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса «Лес полон тайн и чудес»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Киселёвского городского округа Кемеровской области












Сценарий внеклассного мероприятия

для обучающихся 3 класса


«Лес полон тайн и чудес»






подготовила

Бобрышева Елена Васильевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории













г. Киселёвск

2011

Задачи:

  • Расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах.

  • Познакомить с правилами поведения в лесу.

  • Способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы.

  • Воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю.

  • Воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Форма: Альманах.

Возраст обучающихся: 3 класс.


Предварительная работа. Обучающиеся готовят небольшие сообщения о деревьях сибирского леса.

Ход


Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда — отгадайте:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Учитель. Ребята, наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает (Приложение 1)

Ученик.

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

И. Никитин.

Учитель.

Ребята, любите ли вы природу? (Да) Но мало только любить природу, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим.

1-й ведущий. Если мы говорим о природе, то, прежде всего, имеем в виду лес. Во многих произведениях (стихах, прозе), есть описание природы. Родина и природа — понятия неотделимые. Родина — это наш край, город, район утопающий в зелени лесов (Приложение 2.)

Учитель. Там, где лес, — там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Вы сегодня можете в этом убедиться. Наблюдайте, изучайте, запоминайте.

(На фоне фонограммы «Голоса леса» ученик читает стихотворение)


Ученик.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое,

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое, родное.

И. Никитин

Учитель. Ребята, какие деревья вы знаете? (Клён, липа, берёза, дуб, ясень и т.д.) А зверей, обитающих в лесах? (Лиса, волк, медведь, барсук, белка, лось и др.) Птиц, летающих рядом с вами? (Голуби, сороки, воробьи, трясогузки, вороны, галки, свиристели и др.)

А кто мне объяснит, что такое лес? (Лес – это много деревьев, это все растения вместе растущие и животные, которые там живут…)

Учитель. Молодцы, ребята. Все правильно. Лес — это целый мир. Но я хочу вас испытать, вам загадки загадать о деревьях, которые растут в нашей местности (Приложение 3.)

А вы назовите эти деревья и расскажите, что интересного о них узнали.

(Учитель загадывает загадки, а учащиеся – зачитывают свои сообщения о деревьях)


1. Раскидистый, могучий,

Поднялся к самой туче. (Дуб)


Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.


2. Гибкими ветвями

Склонилась над водой —

Любуется собой! (Ива)


Ива — растет у воды, её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.


3. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)


В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.


4. Какое дерево является символом России? (Береза)


Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.


5. Её всегда в лесу найдешь —

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)


Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.

Ель растет 150-200 лет.


6. Почки — липучие, листья — пахучие, плоды — летучие. (Тополь)


Тополь «чемпион» по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%


7. С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)


Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка — 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.


8. Что за дерево стоит —

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)


Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет.


Учитель. Видите, ребята, какой у нас удивительный лес! Спасибо, за интересную информацию о растениях леса. Вы замечательно справились с заданиями.


1-й ведущий. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес — величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека.


Учитель. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? (ответы детей)


Ученик.

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!

Оглянись, всё вокруг —

Это наш зелёный друг!


Учитель. Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева (Парты, стулья, стол, карандаши, дверь, пол класса.)


Ученик.

Лес наш добрый, лес могучий,

Зелёный — друг наш лучший.

Ты поможешь дом построить,

Людям дать тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод —

Всем сластёнам хватит на год.

В зной пошлёшь, ты полю тучи,

Лес зелёный — друг наш лучший


2-й ведущий. Лес — это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.


Учитель. Совершим «заочно» экскурсию в школьный музей, где вы увидите старинные предметы из дерева, в магазин «Наша мебель», где мастерят современную мебель.


Экскурсия в музей (Приложение 4.)


Учитель. Ребята, посмотрите на нашу выставку. (Работа с выставкой) Древесина используется в промышленности: из нее получают бумагу, ткани, спирты, сахар, скипидар, многое другое.


1-й ведущий. Древесина используется для производства бумаги. Бумаги изготовляется в мире огромное количество. Если разослать ее всю, то этой бумагой можно обернуть весь земной шар. В нашей стране ежегодно на бумагу расходуется свыше 10 миллионов кубометров леса. Вот почему так важна наша работа по сбору макулатуры.


2-й ведущий. » Лес — богатство народа» — старая русская пословица.

Лес дарит нам здоровье. Лес — лучшее место отдыха. Это тот «завод», что выпускает кислород. Как хорошо, что на Земле есть растения! Леса украшают землю и очищают воздух.


Учитель. А чем полезен человеку лес? (Лес одевает, кормит человека).


Учитель. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов? Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.


Ученик.

Здравствуй, светлая лужайка.

Чем богата, угощай-ка!

Угощу на славу всех.

Вот — брусника,

Вот — орех,

Вот — родник студеный, пей:

Есть чем потчевать гостей!


Учитель: Разгадайте кроссворд «Дары леса».


По горизонтали:

2. Невысок и коренаст.

Поглядеть решил на нас.

Приподняв с утра под елками.

Лист с прилипшими иголками. (Гриб)


4. Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками. (Орехи)


5. Не балует дуб детей.

Одевает без затей:

Все в его семейке

Носят тюбетейки. (Желуди)


6. Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые. (Шишки)


По вертикали:

  1. Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)


3. Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет — и душистая

Попадает в кружки (Земляника)


Учитель: А вот еще одна загадка:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой… (Лес)


Учитель. Почему лес был таким щедрым со всеми, кроме Васи? (ответы детей)


Учитель. Ребята, а для кого лес является домом? (Для зверей, птиц, растений, грибов)


Учитель. Какие животные живут в наших лесах? (Лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки) Приложение 5

Учитель. Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес — это и дом и пища. А вы знаете, кто ухаживает за лесом?

В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, агрономов, которые охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес — хранитель влаги.


Учитель. А инспектор лесного хозяйства расскажет вам о своей интересной работе.


Лесник. Здравствуйте, ребята. Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых — вредителей леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров. В разных районах нашей страны созданы заповедники для охраны редких видов растений. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники: они охраняют лес от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, помогают при лесопосадках. Народная мудрость говорит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево»; «Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи».

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой — сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края.


Ученик.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (А.Берестов)


Учитель. Молодцы, ребятки! Вы, оказывается, и про деревья все-все знаете! А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Липа, зверобой, береза, крапива.)


Ученик.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке —

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Я могу вас научить.

Все целебные растения.

Знаю я без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

(Показ лекарственных растений, заготовленных летом.)


Ученик.

Лес не только для забавы

Он богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.

Все растенья надо знать

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.


Учитель. Лес дает человеку лекарственные травы и цветы. Липовый цвет, корень жень-шень (1кг — стоит автомобиля), грибы, ягоды, орехи, масло. Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои.

Скажите, какая трава растет у дороги, у тропинки, которую прикладывают к ране? (Подорожник)


2-й ведущий. Трудно представить себе землю без лесов. Лес — чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь — узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь, а полюбишь — в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.


Ученик.

В лесу, где так много ботаники

Друзья соберите с полянки

Окурки, дырявые чайники

Пустые консервные банки

Осколки, огрызки, ошметки,

Газетные листья с березки.


Учитель. Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи.)


Ученик.

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.


1. Не разоряйте птичьего гнезда. (Приложение 6)

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!


2. Не режь кору деревьев!

Ведь так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут —

Добро и красоту несут:


3. Не разжигайте костер в лесу без взрослых.

Без взрослых с огнем развлекаться опасно —

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!


4. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.

Вы в поход пришли, ребята:

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться:

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки:

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!


Ученик.

Что мы сажаем, сажая леса?

Легкие крылья — лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса.

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.


Учитель. Земля — наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача — предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое — что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

В конце нашего занятия я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. В конце игры подведём итог. Победителей ждёт приз.

(Работа в группах)


Игра «Деревья и кустарники нашего края»

Группам раздаются наборы: букеты из растений; листья и цветы. Задача участников за 3 минуты определить и назвать названия растений.


«Живая» эстафета.

На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой — растение.


Веселые художники.

С закрытыми глазами всей группой нарисовать хорошо знакомое животное.


(По окончании игры подсчитываются очки. Побеждает та группа, которая набрала больше очков. Им вручается приз, а каждому из играющих — памятка «Как вести себя в лесу» (Приложение 7)


Учитель. Молодцы, ребята все справились с заданиями.


Учитель. На прощанье предлагаю спеть всем вместе песню про лес.


1.

Идем мы вслед за песенкой

Тропинкою лесной.

Нам клены машут весело

Зеленою листвой.

Припев:

Лес, лес — до небес.

Полон сказочных чудес.

Будь светлым, радостным,

Любимый добрый лес!

2.

У нас за каждой веточкой

Друзья найдутся тут —

И зайчики, и белочки

Навстречу нам бегут.

Припев:


3.

Пусть ветры эту песенку

По свету разнесут,

Пусть будет также весело

Везде, в любом лесу!

Припев.


Рефлексия.


Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она — твой давний добрый лекарь,

Она — союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она — одна.

(В. Шефнер)

До новых встреч!


Использованные источники:

  1. Дерево. Электронная энциклопедия Wikipedia.org. [Электронный ресурс] /https://ru.wikipedia.org/wiki/Деревья (Дата обращения: 27.09.11 г.)

  2. Загадки о лесе. kostyor.ru. [Электронный ресурс] /https://www.kostyor.ru/student/?n=334 (Дата обращения: 27.09.11 г.)

  3. Стихи о лесе. supertosty.ru. [Электронный ресурс] /https://www.supertosty.ru/stihi/o_prirode/les/ (Дата обращения: 23.09.11 г.)



Свежие документы:  Риторика 1 класс "Как себя вести во время разговора"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: