Кузичкина Наталия Ивановна учитель начальных классов МОУ Жердевской СОШ №2 г. Жердевки
УМК «Школа России». Плешаков А.А.
Урок для 1 класса на тему
«Белочка»
2013 г.
Цель: активизировать и стимулировать у обучающихся интерес к занятиям.
Задачи: формировать умения составлять текст по вопросам,
учить строить предложения в зависимости от контекста,
наблюдать за экспрессивной окраской слов в тексте.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
І. Рассматривание иллюстрации. (СЛАЙД 2)
Объявление темы урока.
Ознакомление с текстом.
— Сегодня мы будем писать изложение.
Прочитайте, что такое изложение (СЛАЙД 3): Изложение – письменный пересказ текста Кто может объяснить, что значит «писать изложение»?
— Сначала мы будем готовиться к изложению. После подготовки я закрою текст, и его нужно будет записать по памяти.
— Прочитайте рассказ. (СЛАЙД 4)
Белочка.
На пеньке сидела белочка. Она грызла еловую шишку. Медвежонку понравился этот зверёк. Мишка хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.
— О ком говорится в тексте?
— Почему рассказ называется «Белочка»?
— Почему белочка убежала?
— Докажите словами текста, что сделала она это очень быстро.
ІІ. Постановка учебной задачи. Составление ответов на вопросы (устно).
(СЛАЙД 5)
1. Кто сидел на пеньке? ______________________________
2. Что она грызла? ______________________________
3. Кому понравился этот зверёк? ______________________________
4. С кем хотел поиграть мишка? ______________________
5. Что сделала белка? ______________________________
— Прочитайте то, что записано в карточке. Что это за предложения? (Вопросы к тексту.)
— Для чего нужны вопросы? (Они помогут пересказать текст.)
— Как будем готовиться к изложению? (Будем составлять ответы на вопросы.)
— Можно ли отвечать на эти вопросы одним словом? (Нет, нужно составить предложения.)
— Что должно получиться из предложений – ответов на вопросы? (Из предложений должен получиться рассказ.)
— Чему будем учиться на уроке? (Будем учиться составлять по вопросам предложения так, чтобы получился рассказ.)
— Как вопрос помогает составить ответ?
(СЛАЙДЫ 6-10)
— Прочитайте первый вопрос. Найдите ответ в тексте. Сравните вопрос и ответ. Какие слова вопроса есть в ответе? Какие слова вопроса в ответ не вошли? Запишем это слово рядом с вопросом.
— С какого слова начинаете ответ?
— Прочитайте второй вопрос. Какие слова нужно записать рядом с вопросом? Как вы построите ответ на этот вопрос?
— Прочитайте третий вопрос. Найдите и прочитайте в тексте ответ на этот вопрос. Какое слово нужно для ответа на вопрос? (Медвежонку.)
— Как из вопроса получить ответ? (Поставить слово-ответ вместо слова-вопроса.) Можно ли по-другому поставить ответ? (Да. Этот зверёк понравился медвежонку.) Почему автор начинает предложение со слова «медвежонку»? (Хочет обратить внимание на то, что появляется новый герой рассказа.)
— Прочитайте следующий вопрос и самостоятельно запишите слова для ответа. Расскажите, как вы рассуждали.
— Прочитайте последний вопрос. Найдите ответ. Какая трудность встретится в этом предложении? (В ответ е нужно назвать два действия.) Назовите эти два действия. Как вы понимаете выражение «стрелой взлетела»? запишем слова для ответа и составим ответ.
ІІІ. Устный рассказ по вопросам. (СЛАЙД 10)
— Глядя на вопросы и слова-помощники, составьте рассказ устно.
ІV. Орфографическая подготовка. (Учащиеся под руководством учителя подчеркивают в словах-помощниках и словах вопросов орфограммы, объясняют написание слов.). (СЛАЙД11)
— Почему мы подчеркнули буквы, на которые нужно обратить внимание в тексте? (Текст при записи будет закрыт.)
V. Запись текста.. (СЛАЙД12)
VІ. Проверка.
— Прочитайте, получился ли рассказ.
— Проверьте, все ли предложения правильно оформлены на письме.
— Проверьте, правильно ли написаны слова, в которых мы выделяли буквы, на которые нужно обратить внимание.
VІІ. Рефлексия.
— Кому понравилось писать изложение?
— Какие были трудности?
— Что не получилось?
Литература:
Рамзаева Т. Русский язык. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы
5