Урок по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 46» г. Перми











Урок по теме


«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»









подготовила

воспитатель

Вахитова Нурия Нурмухаметовна














г. Пермь

2014г.

Содержание

1. Актуальность проекта

2. Цель и задачи проекта

3. Ожидаемые конечные результаты проекта

4. Описание проекта по этапам

5. Заключение

6.Список используемой литературы

7. Приложение

1 Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

2 Перспективное планирование

дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы




























1. Актуальность

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева. Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

— развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать проект по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: 1 учебный год

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

2. Цель и задачи проекта

Цель: Способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

Задачи:

1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей второй младшей группы.

2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.

3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

Умеют:

— соотносить величину разнородных предметов (попарно объединять разнородные плоскостные предметы 5 величин, например, «Подбери матрешкам сарафан»);

соотносить форму предметов (накладывать плоскостные вкладки на соответствующие изображения геометрических фигур 4-5 видов, например, «Закрой окошки», «Геометрическая мозаика»);

— раскладывать однородные предметы на 2 группы в соответствии их цветом при использовании вспомогательного объекта в качестве основания группировки (такому требованию удовлетворяет пособие, известное под названием «Столик с грибочками», согласно рекомендациям Э.Г.Пилюгиной);

— соотносить цвета разнородных предметов по принципу подбора пары (попарно объединять идентично окрашенные объекты в условиях их полного пространственного сближения, например, «Спрячь мышку», «Улетающие шары»)

— попарно объединять идентично окрашенные разнородные объекты в условиях их неполного пространственного сближения (например, «Собери чайный сервиз», «Подбери котятам миски», «Посади бабочку на цветок»);

— соотносить формы 6 и более пар взаимосвязанных предметов («Занимательный куб»);

— соотносить форму, величину, цвет предметов, расположенных в ограниченном пространстве стола (настольно-дидактическая игра «Лото»);

— соотносить форму, цвет предметов, расположенных в групповой комнате («Найди свой гараж», «Найди свою пару», «Бегите ко мне»);

— нанизывать на стержень 6 и более однородных предметов по убыванию их величины («Пирамидка»);

— размещать плоскостные элементы в соответствии с графическим образцом («Геометрическая мозаика»);

— размещать объемные элементы в соответствии с графическим образцом («Сложи узор»);

— выбирать предмет, соответствующий образцу по одному, двум, трем свойствам (цвет, форма, величина). Упражнения можно проводить с использованием набора геометрических фигур или предметов строительного материала, одновременно отличающихся по 2-3 свойствам.

Свежие документы:  Исследовательская работа "Кошки - лекари"

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

с детьми

с родителями

Определение уровня знаний детей младшего дошкольного возраста в области сенсорного развития


— диагностика

— составление плана работы

— разработка содержания проекта

— изучение литературы

— приобретение, изготовление, подбор дид. игр по сен. воспитанию


— анкетирование: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» (приложение № 1)


Сентябрь 3,4 недели

Определён уровень знаний детей в области сенсорного развития.

Определили объем материала, который будет адресован детям.




4.Описание проекта по этапам

  • 1 этап — информационно-аналитический:


  • 2 этап – проектировочный

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

с детьми

с родителями

Цель: составить систему дидактических игр на сенсорное развитие.


По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений, направленную на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. ((Перспективное планирование дид. игр. — Приложение № 2)

По итогам анкетирования составлен план работы с родителями




Октябрь 1, 2 недели

Перспективный план дид. игр по сенсорному развитию


  • 3 этап – творческий

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

с детьми

с родителями

Цель: изготовление игр на сенсорное развитие



Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий.

В течение уч. года

Изготовлены дидактические игры и пособия.


  • 4 этап — основной:

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

с детьми

с родителями

Цель (работа с детьми): Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей второй младшей группы. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.

Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.


Цель (работа с родителями):

Осуществлять информационно-просветительскую работу среди родителей, способствовать повышению уровня знаний родителей воспитанников в вопросах сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Способствовать сплочению коллектива детей и родителей.


-Д/И (см. перспективный план Д/И на год, прил.№1)

Интеграция:

-рассматривание тематических альбомов, иллюстраций;

-чтение худ. литературы («Три медведя», «Снеговик-почтовик» и др.)

— театрализация, показ настольного театра;

-разучивание стихов;

-отгадывание загадок;

-НОД (рисование, лепка, аппликация, конструирование, математические игры);

Рисование «Солнышко лучистое», «Яблоки», «Листья желтые летят» и др.

Лепка «Миски для 3 медведей» и др.

Конструирование «Мебель для 3 медведей», «Снеговик в гостях у ребят» и др.

Аппликация «Снеговик», «Новогодняя елка»и др.

Математические игры «Машина для незнайки»,»Один-много»,»Стоит в поле теремок»,»Длинный -короткий» и др.

-Подвижные игры «Цветные фонарики», «Достань ленточку», «Колпачок»,»Мой веселый звонкий мяч» и др.

Игры-экспериментирования в «Центре — воды и песка».

Сюж.-рол. игры («Едем на машине». «Угощаем чаем». и др.)

-Письменные консультации, памятки (по сенсорному воспитанию, дидактическим играм);

-Родительское собрание;

-Открытое НОД;

-Мастер-класс «Поиграйте с нами дома»;

-Встреча с детско-родительской группой по теме: «Радуга жизни»

С октября по май



5. Заключение:


Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.

Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а также конструирования будет очень велика при условии последовательного, целенаправленного, систематического проведения дидактических игр, а не от случая к случаю.














6. Список используемой литературы:


  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. и др. Детство: Примерная основаня общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.: Детство – Пресс, 2011.

  2. Белошистая А.В. После трех еще не поздно. -Екатеринбург: У -Фактория, 2004

  3. Бондаренко А.К Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991

  4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988.

  6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. — М.: Просвещение,1983

  7. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания – М.: Просвещение, 1969.

  8. Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: моногр. Перм. Гос. Пед. ун-т. – Пермь, 2010.















Приложение 1

Анкета

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогическому совещанию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

да;

нет;

не знаю.


2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

считаю нужным;

не считаю нужным;

затрудняюсь ответить.


3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

да;

нет;

не знаю.


4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

информация отсутствует;

есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

я не обращаю внимание на информацию;

информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

наглядная информация интересна и полезна для меня.


5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

высокий;

средний;

низкий.


6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

да;

нет;

не знаю.


7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


Приложение № 2


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы



1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.

Диагностика детей.


Октябрь

Урожаи осени(овощи,фрукты)

Д/игра «Разложи яблоки по величине».

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.


Д/игра «Собери фрукты по цвету».

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.

Д/игра «Елочки и грибочки»

Цель: учить чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов.


Золотая осень(растения)

Д/игра «Собери грибы»

Цель. Закреплять знания детей о величине (большие, маленькие).

Д/игра «Парные картинки»

Цель: Учить находить одинаковые предметы.

Д/игра «Найди такой же листок» (форма, величина)

Цель: учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине)

Д/игра «Геометрическое лото»

Цель. Формировать представления детей о предметах различной формы.


Моя одежда

Д/игра «Подбери одежду для куклы».

Цель: соотносить предметы по величине.


Д/игра «Собери бусы».

Цель: учить чередовать предметы по 2 – 3 признакам (форме, цвету и величине).


Д/игра «Что нужно куколке красавице?».

Цель: формировать представление детей о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.


Птицы(перелетные)

Д/игра «Подбери перышко»

Цель: учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке в соответствии с образцом или без образца по 2 признакам (величина, цвет).

Д/игра «Покормим птичек»

Цель: учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине).



Ноябрь

Дикие животные

Д/игра «Спрячь мышку».

Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.

Д/игра вкладыш «Три медведя»

Цель: развивать умения детей составлять целое из частей.


Домашние животные

Д/игра «Клубочки для котят»

Цель: учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине).

Д/игра «Спрячем матрешек»

Цель: продолжать учить детей складывать 3-6 местную матрешку.

Д/игра «Спрячь животное» (например, кошку от собачки).

Цель: формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета.

Мой дом, моя квартира

Д/игра «Три медведя»

Цель: формировать представления детей о величине предметов.

Д/игра «Домик для Матрешек».

Цель: учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной.

Д/игра «Закрой окна в домике».

Цель: формировать представления детей о геометрических фигурах, закреплять представления детей о цвете и величине.

Дома, здания, строительство

Д/игра «Собери башенку». Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

Д/игра «Найди свой домик»

Цель: продолжать учить детей сравнивать объекты с учетом их свойств, величины и формы


Декабрь

Улицы, транспорт

Д/игра «Подбери машинку по цвету».

Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.


Д/игра «Найди такую же машинку».

Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.

Д/игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Природа зимой, зимняя одежда

Д/игра «Подбери куклам одежду»

Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и размеру, обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.


Д/игра «Украсим кукол»

Цель: учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете.


Жизнь животных и птиц зимой

Д/игра «Подбери перышко»

Цель: учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке по словесному указанию по 2 признакам (величина, цвет).


Д/игра «Сложи животное»

Цель: учить детей складывать из геометрических фигур разного цвета и размера животное по образцу.

Новый год

Д/игра «Украсим елочку». Цель: закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Д/игра «Собери бусы для елочки».

Цель: продолжать учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.


Январь


Забавы детей зимой

Д/игра «Выложи по образцу». Цель: продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.

Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы на ощупь одной формы.

Д/игра «Подбери машинку для мишки».

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.


Забавы детей зимой

Д/игра «Выкладывание орнамента».

Цель: продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.

Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Д/игра «Разные круги».

Цель: продолжать учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.


Комнатные растения

Д/игра «Найди такой же цветок» (форма, величина)

Цель: упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине).

Д/игра «Длинное — короткое». Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.


Февраль

Посуда

Д/игра «Новоселье у куклы Наташи».

Цель: Закреплять умение детей определять величину предметов.

Д/игра «Чаепитие у куклы Маши»

Цель: Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т.д.).

Д/игра «Чаепитие у Зайки»

Цель: закреплять умение детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.


Продукты питания

Д/игра «Собери овощи и фрукты».

Цель: упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине.

Д/игра «Украсим торт».

Цель: упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.


Защитники Отечества

Д/игра «Чередование флажков».

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме и величине.

Д/игра «Подбери к шарикам круги».

Цель: учить детей соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Д/игра «Кому какой?».

Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Литературная неделя

Д/игра «Построим дом для сказочных героев».

Цель: продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер.

Д/игра «Найди в группе игрушки (например, красного цвета)».

Цель: развивать способности детей устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.

Д/игра «Геометрическое лото».

Цель: закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом.

Март

Такие разные мамы

Д/игра «Что подарила мама?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, закреплять умение выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Д/игра «Веселые матрешки». Цель: упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Д/игра «Собери цветочек для мамы (бабушки)».

Цель: закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур.



Богатство родного края (лес, животные, птицы)

Д/игра «Елочки и грибочки»

Цель: закреплять умение детей чередовать объекты по словесному указанию взрослого (например, выложи – елочку, грибок, грибок, елочку и т. д.)

Д/игра «Спрячь мышку».

Цель: упражнять детей в различении шести цветов спектра и их названии.

Д/игра «Кораблик- пирамидка» (геом.фигура, цвет)

Цель. Обогащать чувственный опыт детей через восприятие геометрической формы.


Домашние птицы

Д/игра «Гуси с гусятами»

Цель: упражнять детей в размещение элементов мозаики с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из шести.

Пазлы «Курочка и цыпленок»

Цель: учиться воспроизводить заданные формы по образцу, развивать творческое воображение.


Начало весны

Д/игра «Разложи сосульки»

Цель: упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот.

Д/игра «Подбери лучики к солнышку»

Цель: закреплять умение детей подбирать лучики по цвету и размеру; упражнять детей в раскладывании лучиков в определенной последовательности (например, длинный – короткий и т.д.; короткий – короткий — длинный и т.д.).

Д/игра «Найди в песочке» (кубик, шарик)

Цель: упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь.



Апрель

Одежда весной

Д/игра «Собери бусы»

Цель: упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом.

Д/игра «Оденем кукол»

Цель: закреплять умение детей учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесные обозначение величин.

Дикие животные весной

Д/Игра «Лиса и зайцы»

Цель: закреплять знания и представления детей о том, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения.

Д/Игра вкладыш «Козлята и волк»

Цель: упражнять детей в умении составлять целое из частей.

Д/Игра «Заборчик для петушка» (со счетные палочки)

Цель: закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов.

Рыбы

Д/игра «Разрезанные картинки»

Цель: закреплять умение детей составлять предмет из частей.

Д/игра «Поймай рыбку» (величина)

Цель: Закреплять знание детей о величине и цвете предметов.


Насекомые

Д/игра «Спрячь насекомое»

Цель: закреплять умение детей соотносить цвет и размер с заданным предметом (насекомым).


Д/игра «Сложи насекомое»

Цель: упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу.



Май

Повторение и закрепление пройденного материала.





11


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: