Внеклассное мероприятие для 2 класса «Святки»


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

г.о. Тольятти














Внеклассное мероприятие на тему:

«Святки»



Класс: 2













Выполнила: учитель начальных классов Муранова Галина Петровна


Святки

(мероприятие по теме «Россия – Родина моя»)


На доске три плаката: ряженье, баловство, гадание. Под названиями маски для ряженых, предметы для гаданий, картинки с изображением баловства в рождественские дни.


Учитель: Не было на Руси более весёлого праздника. чем святки. Все 12 дней ( с 7 января по 19 января) праздника заполнялись выдумками и проказами. В некоторых местах святки назывались колядою. В старину коляду считали богом мира и пиров.

Ряженье

К святкам начинали готовиться задолго. Придумывали сценки, шутки, проказы, делали святочные костюмы и маски. Любили изображать медведя. Им наряжался парень: делал маску и выворачивал мехом наружу шубу. Он хоть и был медведем, но изображал разных людей и животных. Вот медведь показывает, как баба идёт по воду. Как глядится в зеркало. Как ходит журавль.( Ученик в маске медведя изображает эти действия). Иногда изображали и журавля, который своим «клювом» щиплет девушек, а те откупаются от него орехами.


Сценка

— Эй, ребята, девки, выходите! – кричал Гришка, выбегая к доске.

-Кто там?

— Выходи, чего спрашиваешь, ступай, — там увидишь!

Выходят другие участники, все в костюмах.

-А куда нам идти-то?

_ Пойдём к Савелию.

— Нет, ребята пойдём лучше к старосте!

Гришка, подперев бока, запел, приплясывая:

-Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!

-Тише, Гришка, услышит старостиха, не пустит нас.

— Метель гудит — не услышит.

-Ладно, подбирайся к воротам… Братцы, калитка-то заперта! Кто из вас цепкий, полезай через забор.

Петрушка быстро уцепился за перекладину ворот и бухнулся в сугроб по ту сторону. Открыл калитку, толпа тихо-тихо стала подбираться к крылечку.

Гришка остановился на крылечке и стукнул кулаком в дверь.

-Кто там? – спросила хозяйка.

— Отворяй! – отвечал Гришка, подделываясь под голос старосты. Старуха загремела запором, дверь отворилась, и тут же толпа со свистом, визгом, хохотом кинулась в избу.

— Ай, батюшки, режут! Ай, касатики, режут! – завопила старуха и спряталась в сенях.

Но скоро она увидела толпу ряженых и среди них смеющуюся дочь. Кинулась старуха в избу и прямо повалилась на медведя.

— Ах, ты разбойник! – принялась она колотить его.

Все ряженые завертелись, заплясали вокруг старухи.

— Полно, тётенька, не серчай, — запищала скороговоркой Баба – яга, слушай, загадаю тебе загадку:

Под лесом, лесом

Пёстрые колёса висят,

Девиц украшают…

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 5 класса "Christmas"

— Не угадала? Серьги, тётенька, серьги.

А Гришка пустился в пляс вместе с козой, припевая:

Антон козу ведёт,

Антонова коза не идёт,

А он её подгоняет,

А она хвостик поднимает…

Он её вожжами,

А она его рогами…

Всё вокруг заплясало, завертелось…

Учитель: Кто же это такие – коза, бык, Баба- яга?

Были и такие забавы. Девицы и молодые мужчины наряжались цыганами и цыганками. Они ходили по всем домам и будто бы гадали по ладони. Иногда рядились так: делали горбы на спине, навязывали на голову кудели, чтобы быть косматыми. Мазались сажей.

Так ряженые шли по улице, веселя людей песнями и плясками. Под рождество, перед Крещением по домам ходила толпа ряженых. Они колядовали – пели колядки.

Так желали добра хозяевам дома:


А дай бог тому,

Кто в этом дому:

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста!

У доброго мужика

Родись, рожь хороша,

Колоском густа,

Соломкой пуста!


А так славили хозяев:

Заходила коляда

К Ивану во двор.

У Ивана во дворе

Три терема стоят.

Как во первом терему –

Месяц-батюшка,

Во втором терему –

Красно солнышко.

В третьем терему –

Часты звёздочки.

Месяц – батюшка –

Иван Степанович.

Красно солнышко

Его жёнушка,

Анна Павловна.

Часты звёздочки.


Коляда, коляда,

Накануне Рождества.

Везде поспевай

С Новым Годом поздравляй!


Кто даст пирожка –

Тому рожь густа, умолотиста

С колоска – полмешка,

С зёрнышка – пирог,

С полузёрнышка – блинок!


Так требовали у хозяев угощения:

Коляда, коляда,,

Подавайте пирога!

Не дадите пирога

Мы корову за рога,

Боровка за хвост,

Тёлку за холку,

Бычка за бочка

Уведём на мороз!


Колядовщик:

Открывай, дядя, окошки,

Подай-ка нам лепёшки;

В коробейку – копейку,

В колпачок – пятачок.


Колядовщик:

Уж ты, дядька добренький,

Подай кулич сдобненький,

Не режь, не ломай,

Крошки на пол не кидай.

Учитель: Пока ряженые ходили из дома в дом, вокруг них собиралась большая толпа. Ряженые приплясывали, играли на дудочках и гармошках, смешили людей шутками. Разыгрывали разные истории. Колядовщиков встречали с радостью, ведь всем хотелось, чтобы Новый год был добрым, хорошим. Так с шумом, весело молодёжь обходила дома. Потом собирались в избе и устраивали пир – съедали всё, что насобирали по домам.

Всё это происходило в ночь перед Рождеством, но святочные вечера длились 12 дней, поэтому были и другие увеселения. Молодёжь вечерами собиралась в просторных избах для игр, пения и плясок. Очень часто разыгрывали целые спектакли.

Проведение игры «Кузнец».

Кузнец говорит:

-Я могу сделать всё: замки, ножи, ухваты. А ещё могу старых на молодых переделать!

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие в 3 классе на тему «День воды»

— Не хочешь ли, я тебя на молодую переделаю? – предлагает он не очень молодой женщине.

-Нет, нет…

Тогда кузнец приказывает одному из ряженых «стариков»:

-Ну – кА, ты, «старый», полезай под наковальню, я тебя перекую.

«Старик» прячется под пологом, а кузнец бьёт по скамейке – из-под неё выскакивает мальчик. Так всех «стариков» кузнец перековывает на молодых.

А потом подходит к каждой девушке:

— Что, красавица, тебе сковать?

-А что сковать тебе, умница?

Каждая девушка что-то заказывает, а потом выкупает свой заказ – целует кузнеца. А он старается как можно больше вымазать ей лицо сажей.


Учитель:

Любимой народной забавой было гадание. Во время святок гадали на курицах, на лошадках, на луковице, на яйцах, гребешке башмачке. При гадании пели специальные песни.

Ученик:

К нам наехали святые вечера

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях!

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите, посидите у меня,

Пособите думу думати,

Пособите мне отгадывати!

Учитель: Гадали так. На блюдо или шапку каждый из участников гадания клал кольцо, сережку или что-нибудь ещё. Пели песню, например, такую:


Ученик:

Ползёт ёжик по завалинке,

Тащит казну на мочалинке.

Диво ули ляду!

Кому спели , тому добро!


Учитель:

Это гадание – к богатству. Такие песни назывались подблюдными.

Потом блюдо встряхивали, и один вытаскивал, что попадалось под руку.


Ученик:

Уж мы песни поем,

Хлебу честь воздаём,

Хлебу белому – долог век,

Жнецам нашим более всех!

Жнецы наши молодые,

У них серпы золотые.

Кому мы спели, тому добро,

Кому выгнется, скоро сбудется,

Скоро сбудется, не минуется!


Дети отгадывают: это к урожаю.

Учитель:

Были среди подблюдных песен и такие, которые означали, что у человека будет горе, От них становилось так страшно, что тот , кому это нагадали, даже заболевал.

Ученик:

Идёт смерть по улице,

Несёт блин на блюдце.

Кому кольцо вынется,

Тому скоро сбудется,

Не минуется.

Дети: это гадание сулит смерть.


Ученик:

Саночки самокаточки

Сесть на вас,

Да поехати.

Кому кольцо вынется,

Тому сбудется,

Тому сбудется,

Не минуется.

К чему это – к дальней дороге.


Ученик:

Летит соловей

Через житенку,

Несёт соловей

Жита горсточку,

Ладо- ладу!

Кому мы поём,

Тому честь воздаём.

К чему это? К богатству.


Ученик:

Вился клин с берёзою –

Не развился.

Ладу, ладу!

Кому вынется,

Правда сбудется,

Тому добро!


Ученик:

Рылась курочка на завалинке,

Вырыла курочка

Золот перстень.

Мне тем перстнем обручитися.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Уважение старших – закон жизни людей»


Ученик:

Кому вынется, Тому сбудется, Не минуется. Слава!


Это жди свадьбы.

Учитель:

Гаданий, примет, суеверий в народе было очень много. О них знали русские писатели. Вот одно поэтическое описание

А.С. Пушкин

Евгений Онегин

(отрывок)

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.


Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости…


Когда случалось где-нибудь

Ей встретить чёрного монаха,

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.


Чу.. снег хрустит.. прохожий; дева

К нему на цыпочках летит,

И голосок её звучит

Нежней свирельного напева:

Как ваше имя? Смотрит он

И отвечает: Агафон.


Так девушка во время святок узнавала мя будущего жениха.

(Отрывок читает ученик)

Учитель:

Много всяких чудачеств придумывали парни. Озорники поднимали на смех всё, что оставалось без присмотра.

Самой простой проказой было воткнуть в раму окна с улицы иголку с длинной ниткой. А на ней сосновая шишка. Ниточку дёргали, шишка стучала в окно. Хозяин избы в окно выглянет, потом из сеней спросит:

— Кто там?

Потом выйдет – никого. А парням потеха.

А если хозяйка оставит с вечера на верёвке выстиранное бельё – быть ему утром на берёзе.

Обязательно у кого-нибудь подопрут дверь. Да не доской или бревном. Бывало, целую поленицу дров перетаскают к крыльцу. Утром хозяева хотят выйти – а не могут, хоть караул кричи. И кричат, что же делать, пока соседи их не освободят.

Самой большой шалостью было – положить дощечку на печную трубу на крыше.

Утром хозяйка затопит печь – весь дым в избе. Что такое? Отчего? Пока догадаются, что труба закрыта.


Ученик:

По деревеньке пройдём,

Что – нибудь да сделаем,

Дров поленицу рассыплем,

Или дверь заделаем!

Днём все рассказывают друг другу, что с ними произошло. Со смехом, но без злости. На эти проказы не сердились, понимали, что это шутки. Приходило время, и заканчивались святки с их весельем, озорством, ряженьем.

Учитель:

Что больше всего вам понравилось в святках? Можно ли назвать святочными, походы сегодняшних детей по квартирам?


Используемая литература:


  1. «В гостях у истории», Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.Д., Брянск, изд. «Курсив», 1997;

  2. «Живая Русь», Латышина Д.И., книга 2, Москва, изд. «Центр гуманитарного образования», 1995;

  3. «Внеклассные мероприятия», Яровая Л.Н., Жиренко Т.И., 2 изд., доп. -0 М., ВАКО, 2005, Мозаика детского отдыха;


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: