Внеклассное мероприятие «Мы – поморы» для 4 класса


Заочинская Светлана Петровна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»

Архангельская область





















































Внеклассное мероприятие «Мы – поморы» для 4 класса

Цель: обобщить знания детей о родном крае, о быте и промыслах поморов.

Задачи: обогащение и уточнение словаря, воспитание любви к родному краю, интереса к краеведению.

  1. Подготовка: посещение выставки «Быт и культура поморов», занятия в литературно — краеведческом кружке «Зуёк», изучение курса краеведения «Морянка» в течение трёх лет.

  2. Ход:

  1. Представление команд: «Зуйки» и «Поморочка»

  2. Домашнее задание: Защита костюма. Команда «Зуйки» представляет мужской костюм помора: — Я потомственный помор.

Много слов не говорю,

А в удобной телогрейке

Много рыбы наловлю.

Команда «Поморочка» представляет женский костюм

— Я красивая поморка,

Лента алая в косе,

В красном длинном сарафане,

Ботиках на каблучке.

  1. Поморы вставали рано. Женщины топили печь, готовили еду на весь день. Не обойтись было без русской печки. В печи парились, на ней спали, сушили травы, овощи, но в первую очередь готовили еду.

Команды выполняют задание: подбежать к импровизированной печке, взять ухват, подцепить чугунок, поставить в печь, второй участник вынимает чугунок и т. д.

  1. Любимыми лакомствами поморов были калитки, шаньги, рыбники.

Следующее задание: «Испечь» калитки из пластилина. Первый участник команды раскатывает лепёшку, второй лепит ягодки , следующий защипывает края.

  1. Мальчики с детских лет выходили в море и работали зуйками, основное занятие которых было помочь старшим, мыть посуду, освобождать сеть от улова, «разживлять» самовар. Командам предлагается подготовить самовар: налить воду, положить угли, «поджечь» (обмотать красным лоскутком) лучинки, наполнить чашки.

  2. Главное занятие поморов – поймать больше рыбы, чтобы прокормить семью.

Предлагаем поиграть в игру «Невод»: водящий ловит напарника, они берутся за руки и ловят следующего, теперь берутся за руки втроём и ловят других и так до тех пор, пока не переловят всю «рыбу». Победителем является последний осаленный игрок.

  1. Нелёгким был путь домой для поморов. Только самый опытный штурман мог провести свой баркас и не сесть на мель. Капитану завязывают глаза, команды выстраиваются в затылок друг другу. Нужно пройти змейкой между кеглями и не сбить их. Штурман подсказывает куда направляться: налево, направо, прямо.

  2. Поморы не только работали, но и любили отдыхать, веселиться.

Предлагаем посмотреть танец «Краковяк»

  1. Пока мужчины уходили в море, женщины и дети собирали ягоды.

Следующее задание – Аукцион «Северные ягоды, грибы, звери и птицы». Участники команд по очереди называют слова, побеждает тот, кто назвал последним.

  1. Подведение итогов, награждение козулями.

  2. Мероприятие заканчивается чаепитием с пирогами с морошкой, клюквенным морсом.







































Источники:

  1. Морянка. Хрестоматия о русском севере. Архангельск. 2012г.

  2. Архангельская область. Словарь – справочник для младших школьников. Архангельск. АО ИППК РО 2010

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: