Конспект урока для 11 класса «Мастерская творческого письма»


МКОУ «СОШ№13» с.Мирное

Благодарненского района Ставропольского края

Булгакова Лариса Ивановна

Мастерская творческого письма

Я постигаю тайну слова…

Цели:

  • Работа над лексикой художественного произведения, поиск и определение используемых автором художественно – выразительных средств (закрепление).

  • Пробудить у учащихся интерес к художественому слову; развивать умение грамотно и образно словом передавать внутреннее состояние, то есть формировать коммуникативную компетенцию.

  • Развивать навыки составления авторского текста.

  • Создание атмосферы психологического и эмоционального комфорта, доверия, сотрудничества, способствующей творческому самовыражению учащихся.


Оборудование:

Компьютер, проектор

Музыкальный файл

Звуковой файл (шум дождя)

текстовый файл (текст стихотворения)

Ход урока :


1. Приветствие.


2. Слайд 1. Индуктор

Слово учителя.

Для снятия психологическиго барьера и формирования эмоционального настроя урок целесообразно начать с прослушивания музыкального файла (см. ссылку 1.)


Пока звучит приятная музыка, закройте глаза и подумайте о чём – нибудь трогательно- нежном… Отрадно было видеть на ваших лицах мягкую улыбку! Давайте в таком же хорошем расположении духа, с таким позитивным настроением и запишем в тетрадях тему урока: « Я постигаю тайну слова…»



3. Слайд 2.

Вопросы и задания.

— Строчкой ниже запишите, пожалуйста, свои ассоциации к сочетанию тайна слова.

— Прочитайте записанное соседу по парте. Выберите 3 самых удачных , на ваш взгляд.

Озвучьте, пожалуйста, выбор вашей пары. Важное для вас или интересное из услышанного каждый дописывает к себе в тетрадь (отвечают по цепочке).

— Спасибо.


4. Слайд 3.

Как вы понимаете это сочетание? (на доске появляется фраза «вуаль дождя»)

Попытайтесь отойти от буквального понимания, ведь это целая картина, образ…

Возможно, вам поможет значение слова «вуаль» (на доске появляется толкование слова).

— Кстати, а что вы можете сказать о происхождении слова? Является ли оно исконно русским? Почему вы так решили?


5. Создание творческого продукта и социализация

Беседа и задания.

Какое сразу настроение в душе возникает, когда слышим эту фразу?

— Попытайтесь словесно дорисовать эту «картину в миноре». Что и каким вы видите? Расскажите нам всем, пожалуйста.

(заслушать несколько учащихся, изъявивших желание)

— Отлично! Каждый из вас почти автор стихотворения. Этот образ стал осязаем, приобрёл конкретные черты, осталось выразить это художественным словом.


6. Новая информация и её обработка

Знакомство с художественным текстом.

— А теперь я предлагаю вам познакомиться с тем, как это сделала поэтесса С. Кобозева.

Слайд 4. (появляется текст)

— Прочитайте стихотворение про себя, обратите внимание на переносы, то есть когда конец строчки не является концом предложения. Подумайте о правильной интонации.

— А теперь попробуем прочитать это стихотворение выразительно вслух… под шум дождя.

( включить звуковой файл, см. ссылку 2., ученик читает)

— Прекрасно!

7. Слайд 5 — 6. Работа с текстом.

(Для удобства текст стихотворения может быть выдан на листе каждому ученику).

  • Чем примечательно стихотворение?

( в 8 строчках автор создаёт удивительную поэтическую зарисовку; иносказательность образа)

  • Как автор передаёт стремительность ветра?

( подбор глаголов совершенного вида, передающих динамику: натянул, вспорхнул, обнажил)

  • Каким эпитетом воспользовался автор для характеристики ветра? (нервный)

  • Какое устойчивое сочетание встретилось? Что передаётся с его помощью?

( и был таков – динамика, завершённость действия)

  • В чём своеобразие синтаксиса?

( нет союзов, перечислительная интонация передаёт быстроту движения ветра)

  • Какие художественно – выразительные средства видите? Назовите.

(сравнение, метафора, олицетворение)

  • Что указывает на время года?

(отутствие тепла, обнажённые деревья)

  • Каков тип речи?

(описание)

  • Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

  • Прочитайте стихотворение ещё раз, пытаясь выразить чувства, скрытые в тексте.

(слушаем выразительное чтение учащегося)

Возврат к слайду 4 .


8. Создание нового творческого продукта

– А теперь… Минуты самостоятельного творчества.

Уйти на слайд 7.

Попытайтесь, используя художественно – выразительные средства, написать миниатюру.

Названия миниатюр таковы: (Слайд 8.)

Цветок добра.

Огонь любви

Молчанье звёзд

Музыка души

Пожар горизонта

— О чём же можно написать?

(ребята высказывают свои предположения, аргументируя)

9. Самостоятельная творческая работа .

(учитель наблюдает, по мере необходимости оказывает помощь)


10. Социализация

Прослушивание миниатюр.

— Кто желает представить свою творческую работу? Поделитесь с нами своим успехом!

(прослушивание нескольких миниатюр)

— Спасибо!


11. Итоговая рефлексия.

Слайд 9.

(на листочках пишут)

— Прошу ответить на несколько вопросов, которые появляются перед вами.

Работаете под музыку, уже звучавшую на уроке (музыкальный файл, см. ссылку1.)

  1. Сегодня на уроке я научился…

  2. Сегодня на уроке я открыл для себя…

  3. Самым сложным для меня было… Почему?

  4. Пожелания…


12. Выход на новую проблему

Слайд 10. Домашнее задание.

— Домашнее задание в форме взаимопроверки:

работу одноклассника проверить (орфография, пунктуация, стилистика); найти художественно – выразительные средства, определить «сильные» и «слабые» стороны работы .


13. Слайд 11.

В заключение хочу поблагодарить всех вас за сотрудничество, творчество.

Спасибо!

Использованные ресурсы:

  1. https://songkino.ru/ — тема 1 из кинофильма «Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь».

  2. https://www.parkov3.narod.ru/sound/07/001.mp3 — звуковой файл (шум дождя).

5


Свежие документы:  УРОК-РЕФЛЕКСИЯ "СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: