Конспект урока для 2 класса «Тайны имени»


Тайны имени

(Русский язык 2 класс)



Урок разработан учителем начальных классов МОБУ СОШ №2 с.Бижбуляк Бижбулякского района Республики Башкортостан Сидоренковой Л.А.





Тема урока: Заглавная буква в именах и фамилиях.

Цели:
образовательные

  • ознакомление учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);

  • расширение детского кругозора;

  • углубление знаний из личного опыта детей;

  • раскрыть тайны имени ребенка.

воспитательные

  • воспитание в детях положительных качеств личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);

  • воспитание патриотических чувств к малой Родине

развивающие

  • развивать речь детей при; развивать логическое мышление.

Оборудование:

  • на доске эпиграф — строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,

  • отрывок из поэмы Гомера “Одиссея”,

  • аудиозапись фрагментов песен,

  • таблички с фамилиями,

  • презентация



Ход урока.

1. Организация класса (эмоциональный настрой детей). Слайд №1.

— Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

II. Постановка задач урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Заглавных Букв.

Вспомните, когда вы познакомились с заглавной буквой и что о ней узнали.

Тема нашего урока « Заглавная буква в именах и фамилиях». Слайд №2

2. Минутка чистописания. Слайд №3

— Догадайтесь, какую букву мы будем писать сегодня:

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе. (М, м) Ммм Мммм Ммммм

— Запишем последнее предложение и найдем главные члены. (Один ученик у доски).

3. Продолжим наше путешествие. Нас встречают сказочные герои, а мы должны ответить, почему их так зовут?

Задания:

А) В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела маленькая девочка. Ростом она была всего один дюйм. Её так и прозвали… (Дюймовочка ). Назовите автора(Г.Х.Андерсен). Слайд №4

Б) Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…(Снегурочка). Слайд №5

В) Как зовут доброго доктора из сказки К. И. Чуковского?(Айболит).Слайд №6

Г) Вспомните имена малышек – коротышек, из какого они произведения? («Приключения Незнайки и его друзей»), (Незнайка, Тюбик, Знайка, Гусля). (Автор Н.Носов) Слайд №7

— Как записываются имена героев сказок?

Почему их так зовут? Посмотрите, какие выразительные имена дали авторы своим персонажам. И ненужно долго гадать, что они означают.

Снегурочка названа так потому, что она сделана из снега.

Дюймовочка получила такое имя за свой маленький рост (дюйм – мера длины, равная 2,5 см).

Знайка – за свою любознательность.

Айболит – за то, что лечил больных.

4. Наше путешествие продолжается, окунемся в стародавние времена.

— Какие же имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост. Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году ( Зим, Вешняк, Мороз). Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша. Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.

5. «Ты и твоё имя».

У каждого из нас есть имя. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Посмотрите на экран. Слайд №8. А о ваших именах вы узнаете из карточек – сюрпризов.

— Кто так тебя зовут близкие? Это полное имя или сокращённое? Когда ты станешь взрослым, как тебя будут звать? А теперь скажите, как ласково вас называют бабушки и мамы?



— ( Игра «Не ошибись» Слайд №9 дети должны записать сокращённое или наоборот.)

— Назовите имена с двойными согласными. Слайд №10

— Имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. Слайд №11. Запись предложений: (Саша – верный друг. Саша – прилежная ученица.) Можно провести комментированное письмо.

— Имена, образованные от названия цветов. Слайд №12

— Кто такие тезки? Слайд №13

-Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».

В первом классе 8 Тань – это прямо наказанье!

Ведь у них, куда не глянь, всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут «Таня встань!» встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках…

— А как вы думаете, как можно разобраться в новичках? (по фамилиям).

— Из истории русских фамилий нам расскажет Надя.

— Послушаем стихотворение Г.Граубина «Прадеды»

6. Тестирование.

— Перед вами задание выбрать правильно букву: заглавную или строчную и вписать в карточки. Слайд №14. (Взаимопроверка. Оценивание.) Слайд №15.

7. Итог урока.

— Для чего же нужно имя?

— Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говориться в загадке, — это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей называют города, улицы и многое другое. Что же такое имя? (Имя — отличительное название, обозначение человека, которое даётся при рождении).

— Вот теперь я хочу проверить, знаете ли вы знаменитых на весь мир людей? Слайд №16. Нужно сопоставить записи.

Объясните пословицы «Без имени ребёнок – чертёнок».Что значит «гордиться своим именем»?

8. Заключение.- Что интересного вы узнали об именах? Чем запомнился сегодняшний урок?









































Приложение



Г. Граубин «Прадеды»


Кем был твой прадед на Руси – 
Свою фамилию спроси. 
Есть в каждом классе Кузнецов. 
Кто прадед Кузнецова? 
Он был из рода кузнецов, 
Отец отца отцова. 
У Гончарова прадед знал 
Гончарный круг и глину. 
У Дегтярёва – дёготь гнал, 
В дегтярне горбил спину. 
Быть может, юный Столяров 
И с долотом не сладит, 
А прадед был из мастеров, 
Он столяром был, прадед. 
С пилою Пильщиков дружил, 
Мял Кожемякин кожи. 
В атаки Воинов ходил, 
Стрельцов сражался тоже. 
Звучат, как музыка, как стих, 
Фамилии простые. 
Вглядись – и ты увидишь в них 
Историю России.



З. Александрова “Восемь Тань”


В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье! 
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто 
Разобраться в новичках…











Свежие документы:  Урок по русскому языку для 4 класса «Повторение правописания мягкого знака в словах»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: