Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Правописание отрицательных местоимений (Раздельное написание Не и Ни в отрицательных местоимениях)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36»

г. Ангарска Иркутской области












Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Правописание отрицательных местоимений

(Раздельное написание Не и Ни в отрицательных местоимениях)»






подготовила

учитель русского языка и литературы

Трофимова Марина Сергеевна














г. Ангарск

2013




Конспект урока по русскому языку в 5 классе


Трофимова Марина Сергеевна ,

учитель русского языка и литературы

второй категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»
г. Ангарска Иркутской области.

Тема урока: «Правописание отрицательных местоимений

(Раздельное написание Не и Ни в отрицательных местоимениях)»


Тип урока: урок изучения нового

Цели урока:

— обучающие: — познакомить с правилом написания отрицательных местоимений с предлогом и без предлога.

— научить находить орфограмму по опознавательным признакам, правильно писать слова с этой орфограммой, графически объяснять выбор написания;

— развивающие: формировать умения сравнивать, сопоставлять факты языка;

— стимулировать познавательную активность; создание условий для свободного высказывания детьми своих версий; способствовать развитию мыслительных способностей, внимания учащихся; обучение построению модели на основе анализа, принципов, способов ее создания.

— Развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; показать роль отрицательных местоимений как одного из средств связи слов в предложении; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи отрицательных местоимений.

— воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи.



Принципы обучения:

-научности,

— активности и сознательности,

-наглядности

— доступности;

— последовательности.

Структурно-семантического подхода


Методы преподнесения знаний:

— анализ языкового материала, эвристическая беседа

Методы формирования умений: орфографический анализ слова, нахождение примеров в тексте

Методы контроля: кроссворд, опрос «Светофор»

Технология проблемно-диалогического обучения.


Формы работы: коллективная эвристическая беседа

Средства обучения:

Оборудование урока: Русский язык 5 класс Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучева., проектор, слайдовая презентация., раздаточный материал, листы цветные для рефлексии, разноцветные стикеры

Ход урока:



Деятельность учителя

Деятельность учащихся (примерные ответы)

Примечания

1. Оргмомент

— Приветствие учителя.

Я рада видеть каждого из Вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит , чувствует и слышит.


Здравствуйте, ребята!. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня, ведь только в сотрудничестве и понимании можно творить.

Запись в тетрадь:

Шестое марта.

Классная работа.

Тема Правописание отрицательных местоимений

А какую цель мы сегодня поставим перед собой? «Что нам необходимо знать об отрицательных местоимениях-существительных и чему мы хотим научиться».

Приветствуют учителя стоя.


Опрос ранее изученного

















Актуализация опорных знаний


Кроссворд

  1. Самое одинокое местоимение. (Возвратное местоимение)

  2. Вопросительное местоимение, заменяющее собой неодушевленные сущ., в род. Падеже.

  3. Личное местоимение 3 лица ед. ч в дат п.

  4. Один из суффиксов неопределенных местоимений, стоящий после дефиса.

  5. Личное местоимение 2л.ед. ч. В род. П.

— Местоимений какого разряда вы не встретили в кроссворде?

— Какое слово ключевое у вас получилось?

Ключевое слово – семья. Важное слово в жизни каждого человека. Именно в семье каждый из нас находит поддержку, обретатет уверенность, Семья – опора.

— Местоимения в русском языке тоже живут одной большой дружной Семьей.



Открывается слово

СЕМЬЯ

Себе

чЕго

еМу

нибудЬ

тебЯ



Опрос ранее изученного


Актуализация опорных знаний


«Светофор»

Что я знаю об отрицательных местоимениях:

Да-нет

Оцените каждое высказывание. Если оно правильное, поставьте знак «+», если неправильно — «-«.


1. Отрицательные местоимения-существительные указывают на неопределенное лицо или предмет.


2. Отрицательные местоимения-существительные образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни-.


3. Отрицательные местоимения-существительные выражают отрицание или отсутствие предмета или лица.


4. Отрицательные местоимения-существительные изменяются по родам и числам.


5. Отрицательные местоимения-существительные некого и нечего не имеют формы именительного падежа.









НЕТ




ДА




ДА




НЕТ







ДА




Переход к новой теме









































































Проектирование. Работа в группах

Изготовление карточки-форточки.


.



Сказка:

Однажды в стране местоимений произошло одно событие: личные местоимения объявили всем, что они здесь самые главные и захватили власть в свои руки. Это не понравилось отрицательным местоимениям, и они возмутились: «Ничего подобного! Нечего из себя строить, никто не может быть самым главным.» Но никто их не стал слушать. И решили отрицательные местоимения покинуть свою некогда дружную семью, никому ничего не сказав.

А в самом деле, возможно ли обойтись без отрицательных местоимений:

Перед вами стих, из которого сбежали все отрицательные местоимения:


Жил на свете Джонни.

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ______________!

________________подкрепиться,

______________ надеть,

_________________ стремиться,

________________ жалеть.

__________________бояться

__________________ терять…

Весело живётся,

_________________ сказать!


— Какое настроение у этой английской народной песни? Можно ли обойтись без отрицательных местоимений?

— какие из местоимений отличаются по написанию от остальных? Почему?

  • — Предположите, от чего может зависеть столь разное написание местоимений одного разряда:

НЕЧЕМУ НЕ К ЧЕМУ?

— Почему в этих примерах пишется НЕ?


— А возможно ли в данных местоимениях написание НИ?

Ни к чему не стремиться

Ни о чём не жалеть

-Как сделать, чтобы это местоимение написать в одно слово? Проведем эксперимент: уберем предлог. Нечему, нечем.

— Какое правило напоминают данные примеры? А с подобной орфограммой мы встречались, как вы думаете? (Да, неопределенные местоимения тоже пишутся в три слова, если они разделены предлогом)

Какой же вывод мы сделаем? (Отрицательные и неопределенные)



Вот это выучи старательно:

В местоимениях отрицательных,

Когда предлог стоит внутри,

Слов пишем не одно, а три.


Ничто — ни за что

Хорошо работаете сегодня, молодцы. Но у нас в русском языке много правил. Давайте как-нибудь кратко, схематично это правило представим. У вас на партах бумага и маркеры, смоделируйте орфограмму в группе и представьте её классу (Работа в группах)

Что у вас получилось? Размещайте ваши модели на доске и объясните, почему вы изобразили правило именно так.

Вы со мной поделились своим секретом, и теперь я поделюсь


Жил-был предлог,

Он как-то смог

Залезть в другое слово!

Как и когда попал туда?

Запрыгнул и готово!

Вот это приключение!

Предлог – в местоимении!

Наше правило готово:

Мы напишем все в три слова.

Сидим под школьной крышей,

Слова раздельно пишем:

НИ О КОМ и НИ О ЧЁМ,

НЕ С КЕМ или НЕ С ЧЕМ.

В чём тут дело? Да НИ В ЧЁМ –

Тут с предлогом встреча!

Предлог ушёл – и снова

В одно мы пишем слово

Одно местоимение –

Всё слитно, без сомнения.

Тут больше НЕЧЕГО сказать

И НИКОГО не наказать

За то, что эта строчка

Последняя – и точка!


Я сделала для вас такую подсказку. Посмотрите: отрицательные и неопределенные местоимения пишутся слитно, а если появляется предлог, то местоимение пишется в три слова. Может сделать такую подсказку для себя каждый.






















Ничего

Нечем

Нечего

Не к чему

Не о чём Нечего

Нечего

Нечего

(ответ детей) — у отрицательных и неопределенных местоимений под ударением пишется НЕ, а без ударения – НИ (некого, ничего);


Не к чему, не о чем — От предлога.
















Кое-кем кое с кем



Физкультминутка.




На уроках не скучаем-

Правила мы изучаем.

Вот немного отдохнём

И опять учить начнём.

Головой мы покачаем,

И плечами повращаем,

Глаза на миг закроем

И широко их вновь раскроем.

Пальцами пошевелим

Спинки наши распрямим.

По плечам себя погладим

И на место тихо сядем.




Работа с учебником.


Читаем правило, стр. 93 в рамочке.

Сравним наш вывод о раздельном написании не и ни отрицательных местоимений-существительных с формулировкой правила в рамке. (Чтение правила)





Закрепление




























Задание №1. : поместите предлог внутрь местоимения и составьет словосочетания:

Некем (с), ничто (во), ничего (для),

ничем (перед)

по модели:

x

глагол + местоимение


Задание№2. :

Общаться …   (не с кем, ни с кем)

Не общаться …… (не с кем, ни с кем)

Сомневаться…      (не в чем, ни в чём)

Не сомневаться…….. (не в чем, ни в чём)

Сердиться………           (не на кого, ни на кого)

Не сержусь ……… (не на кого, ни на кого)

В каких словосочетаниях отрицание чувствуется сильнее:

там, где при глаголе уже есть отрицание или, где его нет? Какие местоимения используются с НЕ или с НИ?

Оцените себя на полях тетради.

— — — справился.

— — — сомневался

— — — не справился



Работа с пословицами.

У доски.

1.Родную маму (ни/не) кем не заменишь.

2. Ничего не боюсь и ни с кем не бранюсь.

2. Плохо тому, кому пойти не к кому.

3. Худо тому, кто не делает добра (ни)кому.

4 Родился — рядился, а (ни/не) (к) чему не пригодился.

5. Глуп совсем, кто не знается (ни/не) (с) кем.




Дз упр. 505.

Пословицы объяснить.

Подведение итогов урока

Рефлексия.

Обобщение.

 

  1. Какие местоимения называются отрицательными?

  2. От каких местоимений они образуются?

  3. Когда в них пишется НИ , когда НЕ?

  4. Когда отрицательные местоимения пишутся раздельно?


Ребята. Благодарю за урок!

VI. Рефлексия.


Пожалуйста, наклейте стикеры:


  • на оранжевый лист (« урок очень понравился»)

  • на синий (« узнал много нового»),

  • На фиолетовый («было скучно»).













































Список использованной литературы


  1. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева; под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс , 2010.

  2. Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю. Русский язык. 5-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. https://www.uchportal.ru/load/31-1-0-11638

  2. https://festival.1september.ru/articles/625153/

  3. https://litirus.ru/prepodavanie/otkryityiy-urok-po-russkomu-yazyiku-v-6-klasse-mestoimenie.html


Свежие документы:  Контрольная работа по русскому языку для учеников 5 класса, обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: