конспект урока для 3 класса «Обобщение о составе слова»


Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему «Обобщение о составе слова»


Тип урока: урок обобщения знаний и выработка умений


Цель: конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с целью последующей коррекции способа действия, как со стороны учителя, так и самими обучающимися.

Задачи:

  1. Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, родственные слова; умение разбирать слова по составу.
    2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
    3. Воспитывать уважение к окружающим людям, доброжелательность.

Коммуникативные УУД

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные УУД

Определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Сопоставляют свою работу с образцом, оценивают её по критериям, выработанными в классе.
– Составляют план и последовательность действий.
– Корректируют – вносят необходимые дополнения и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона.
– Оценивают – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи; формирование чувства прекрасного.

Познавательные УУД.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.


Этап

урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Организационный














Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
-Доброе утро, ребята! 

-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! ( слайд 1- солнце)

–Ребята, какой у нас с вами сейчас будет урок? (Русский язык.)
– Что вы ждете от этого урока? (Мнения детей.)
– Я думаю, что все ваши ожидания будут не напрасны.


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

— формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

– Ребята, посмотрите, у меня на доске появились “значки”.
– Как вы думаете, что они могут обозначать?

– Что вы заметили? Есть ли здесь “лишний” значок? (!)
– Что он обозначает? (знак препинания).
– Кто из вас может расставить эти “значки” по порядку?
– Молодцы!
– Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).


Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные-самоопредление, оценивание.

Самоопределение к деятельности.

Выход на тему, цель, учебные задачи.
 

– Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока?
– Молодцы! (Слайд 2)
– А чему мы будем учиться на уроке?
– Молодцы! – Ну, что ж, друзья

Примите приглашенье.

В нашей стране мы ждем вас с нетерпеньем.

Познаете вы много разных тайн.

Части слова тут живут – и здесь, и там.

— Сегодня мы будем работать под девизом: (Слайд 3)

Если знаешь части слова, то напишешь их толково.

(Слайд 4)

– Ребята, а что мы будем развивать? (Память, орфографическую зоркость, внимание.)
– Молодцы!


Регулятивные:

— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 Работа над темой.
 

















































3. Упражнение в распознавании родственных слов.











– Давайте мы с вами сейчас откроем тетради, запишем число, классная работа.

1. Минутка чистописания.

– Сегодня на уроке мы пропишем заглавную и строчную букву г.
– Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [г].
– Пишем красиво и аккуратно, также вспомним посадку при письме.

2. Словарная работа.

1. Минутка чистописания.

– Сегодня на уроке мы пропишем заглавную и строчную букву г.
– Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [г].
– Пишем красиво и аккуратно, также вспомним посадку при письме.

2. Словарная работа.

Мне передали тетрадь Незнайки. Кто помнит, кто такой Незнайка? (персонаж из произведения Н.Носова).

Незнайка в тетради записал словарные слова, изученные нами. Найдите ошибки, допущенные Незнайкой, запишите словарные слова в тетрадь, исправляя ошибки. Слайд 4

– Запишем слова:

Горот (д), завот (д), дарога (дорога)

– Посмотрите на эти слова.
– Что вы можете сказать о слове город? (Выслушиваются мнения детей: допущена ошибка (парная согласная на конце слова буква д), можно проверить (города), слово город – словарное, правописание нужно запомнить). – А кто нам может ещё назвать орфограмму в слове город? (Безударная гласная буква о.)

(парная согласная на конце слова буква д), можно проверить (заводы), слово завод – словарное, правописание нужно запомнить).

Дорога – непроизносимая безударная гласная, правописание, которого мы должны запомнить.– Молодцы!
– А, что ещё вы можете сказать об этих словах?

– Подберите родственные слова к этим словам.
– Молодцы!
– Давайте в этих словах выделим корень.

– Ребята, а что такое корень слова? (Общая часть родственных слов.)
– Молодцы!
– Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные? Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?
– Послушайте рассказ, называется он “Родственники”. (Слайд 7)
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
– А я ваша тетя – Гусеница!
– Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.
– Назовите корень в этих словах. (Гус.)
– А почему гусеница не является им родственником?
– Молодцы!
– Ребята, а кто такие гуси? (Птицы.)
– А на какие группы мы можем разделить гусей? (Домашние и дикие.)
– А какую пользу они приносят? (Перо, мясо, яйца.)
– А кто такая гусеница? (Личинка насекомых.)
– Нужно ли уничтожать гусениц?
– Почему?
– Ну, что ж, ребята, молодцы! Что мы с вами повторили? (Что не все слова с одинаковым корнем могут быть родственными.)
– Так какие же слова мы с вами можем назвать родственными? (С одинаковым корнем и близкие по смыслу.)
– Продолжим нашу работу.

4.Упражнение в распознавании однокоренных слов и форм одного и того же слова

— Ребята, у меня записано небольшое стихотворение, прочтите его. Слайд 8

На горе и под горой

Гуси гоготали.

У горной речки на пригорке

Козочки гуляли.

— Назовите пропущенные орфограммы. (безударная гласная буква о.)

— В какой части слова они пропущены? (в корне слова.)

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (подобрать проверочные слова)

— Послушайте задание. Выпишите слова с одинаковым корнем.

— Проверьте, у вас так же как у меня? Слайд 9

-На какие две группы мы можем разделить эти слова? Подумайте.

— Какой вывод мы можем сделать? (формы одного и то же слова не являются однокоренными словами.)

— Выделите корень в словах.


Регулятивные:

— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

— знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Физкульминутка

Учащиеся выполняют упражнения


 Первичное закрепление нового материала
 

– Мы с вами знаем, что слова состоят не только из корня.
– У меня для вас есть очень интересное задание, но оно ещё и трудное. Попробуем его выполнить? Слайд 12 гиперссылка
– На интерактивной доске записи, посмотрите, как вы думаете что это за записи?

Ёж ок по ы гриб ый за ник


– На какие группы их можно разделить? (Части слова.)

https://festival.1september.ru/articles/643109/img3.gif

– Молодцы!
– Ребята, а давайте вспомним, что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание?
– А, что такое основа слова?

– А теперь самостоятельно попробуйте из данных частей слова составить однокоренные слова. Запишите эти слова в столбик.

Гриб, грибник, грибок. Грибы, грибник, грибок.


– Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова? (памятка или план разбора по составу).
– Приготовьте памятки. (Слайд 14)

Памятка.

План разбора слова по составу.

– Нам с вами сейчас предстоит разобрать слова по составу в упражнении 183 на странице 97.
– Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова? (памятка или план разбора по составу).
– Приготовьте памятки. (Слайд 10)

— Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вы должны составить однокоренные слова при помощи суффиксов.

Если вы готовы покажите вашу готовность.

-Чья группа готова?

– Итак, ребята, чему мы сегодня на уроке учились?
– Кто из вас может сказать, что хорошо понял данную тему, подайте сигнал.
– А у кого не совсем получилось разобраться в этой теме?


Регулятивные:

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

— готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

— оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Регулятивные:

— умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

— построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

— формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

— владение формами речи.










Коммуникативные:

Умение работать в группах;

Познавательные:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

— умение выделить нравственный аспект поведения;

— готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

— умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.



 Рефлексия 

– Тогда сейчас я вас проверю, на сколько, каждый из вас понял данную тему, для этого мы выполним небольшой тест. (Тест у каждого ребенка.)

– Будьте очень внимательны! (Если вы считаете, что утверждение верное ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и точнее узнать, над, чем ёще придётся поработать.

1. Корень – это главная часть предложения. (–)
2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
3. Основа – это часть слова с окончанием? (–)
4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (–)
5. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
6. Окончание – это изменяемая часть слова. (+)
7. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (–)
9. Корень – это общая часть родственных слов. (+)
10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными. (–)

– А сейчас проверим, как вы выполнили работу. Каждый из вас должен оценить свою работу, т. е. поставить себе отметку. (Слайд 14)
– Кто может прокомментировать свою работу? (Выслушиваются мнения детей.)

(Слайд 15)


Регулятивные:

— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

— самостоятельное формулирование познавательной цели;

— построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

— постановка вопросов;

— умение слушать и вступать в диалог;

Этап разъяснения домашнего задания

Домашнее задание


Заключительный этап. Итог урока.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

– Наш урок подошёл к концу.
– Скажите, чему мы учились на уроке?
– Что вам особенно удалось?
– В чем были затруднения?
– Какие выводы вы для себя сделали?
– Как бы вы оценили работу класса на уроке?
– А работу учителя?
– Спасибо большое за урок. (Выставление отметок.)


Регулятивные:

— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

— осуществлять итоговый контроль

Личностные:

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.



Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Основные группы односоставных предложений»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: