Конспект урока для 5 класса «Верное произношение-признак культуры человека»


Урок русского языка в 5 классе

Эпиграф: Верное произношение-признак культуры человека.

Тема: Орфоэпия. Основные правила произношения звуков речи.

Произношение заимствованных слов.

Тип урока Урок формирования новых умений

Используемые технологии: игровые, НЛП(нейролингвистическое программирование), педагогика сотрудничества.

Цель: — научить ребят применять знания в стандартной ситуации;

  • -развивать умения ребят самостоятельно выполнять задания, связанные с произношением слов, а также

умения раскрывать способ выполнения задания ,

-развивать умение работать с орфоэпическим словарём,

-развивать и воспитывать культуру общения.

Оборудование: компьютер(для работы в онлайне), проектор, орфоэпический

словарь, тесты ЕГЭ. Видео про БЕДЖ.

Ход урока:

  1. Мотивировка изучаемого материала.


На груди у каждого ребёнка БЕДЖ.

Вопрос:- Как называется предмет, на котором написано ваше имя?

Вариант ответа: БЭЙДЖ.

-Неверно произнесли. А как называется раздел русского языка ,

в котором мы с вами изучаем правильное произношение слов?

ОРФОЭПИЯ.

-Верно. Так какая же задача у нас с вами сегодня стоит на уроке?

Научиться правильно произносить некоторые слова.

-А хочется вам узнать, как же всё-таки произносится слово, которое называет предмет с вашим именем? БЕДЖ?

Давайте посмотрим.


Просмотр видио из передачи «Пятёрка по русскому» про слово БЕДЖ


Слово БЕДЖ записывается на доске и показывается в слайде.


Задание: затранскрибируйте это слово.

Проверяю

Закрепление произношения нового слова с использованием НЛП.

Ситуация успеха. У вас хорошая память, а мы её продолжаем развивать. На обратной стороне доски записаны 10слов.Их нужно прочитать про себя в течение минуты , запомнить , используя следующий метод: мысленно разместить предметы, которые названы этими словами, на удобные для вас места, откуда вы их будете доставать, например, БАНТЫ у сестры на голове. СЛОВА: краны, торты, банты, бедж, антенна, депо, дефис, диалог, индекс, компьютер.

Проверяю. Обязательно отмечаю правильное произношение и написание.

Советую Чтобы запомнить произношение слов, можно их прорифмовать

КРАНЫ-ПЛАНЫ, ТОРТЫ-ШОРТЫ,ДИАЛОГ-МОНОЛОГ (НЛП – использую визуальную память)

(Создание проблемной ситуации)

Учитель: Не пойму, что-то мне сегодня мешает. Ах, да. Закрыты шторы на

окнах. Да это не шторы. А что?

ЖАЛЮЗИ(ребята могут сказать неверно)

Учитель: Чтобы запомнить правильное произношение этого слова, выучите

такое двустишие

Ты скорей меня вези

В магазин, где ЖАЛЮЗИ

Учитель: А теперь вы составьте с этим словом предложение. Запишите его.

Варианты предложений.

В кабинете литературы висят новые жалюзи.

Мы дома поменяли жалюзи.

Поставьте ударение в слове ЖАЛЮЗИ.

Учитель:А как научиться правильно произносить слова? Каковы источники?

— Словари.

-Учителя.

-Дикторы.

Показать большой орфоэпический словарь

Учитель: Можете ли вы пользоваться орфоэпическим словарём?

Вот что надо знать для этого.

Работа с учебником. Возьмите на заметку стр.71

Рефлексия

Покажите, как вы можете пользоваться орфоэпическим словарём.

Найдите в орфоэпическом словаре равноправные варианты произношения слов

Сессия ,медведей

Слово допускает два варианта произношения

Прогресс

Не рекомендуется говорить

Звонит

Так говорить нельзя

Дефис

Самостоятельная работа(Личная заинтересованность учащегося)

Тест ЕГЭ(задание №1)

А В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный

звук?

  1. 1)т О р т ы 2) понЯл 3) ф о р з А ц 4) позвОнит————1

  2. 1)щ А в е л ь 2) з в о н Я т 3) б а н т Ы 4)б А л о в а т ь——————-2

  3. 1)к р а с И в е е 2) т о р т Ы 3) с в е к л А 4)в к л Ю ч и ш ь—————1

Физминуткашутка

Встаём, хлопаем в ладоши на правильное произношение , топаем- на неправильное.


Закрепление правильного произношения

ИГРА :Задание— Прочитать диалог в паре

Диалог

-Здравствуй, …

-Здравствуй,….

-Что ты делаешь сейчас?

-Конечно, уроки.

-У тебя компьютер есть?

-Да.

-А ты его включишь сегодня?

-Конечно.

-Мне что-то скучно дома. Можно я к тебе приду?

-Можно. Только ты мне позвонишь через час. Договорились?

-Договорились.

Ученики обнаруживают или не обнаруживают ошибки

Учитель: Как вы считаете, ребята, нужно исправлять тех, кто говорит неправильно?

Вот что советует вам Ирина Грекова-

Прочитайте упр.213.

Как вы поняли слова ПРОПАГАНДИРОВАТЬ, В ТАКТИЧНОЙ ФОРМЕ?

А какое отношение имеет к сегодняшней теме урока портрет на стр. 71?

(Портрет Рубена Ивановича Аванесова)

Что вы знаете об этом человеке? (проверка домашнего задания)

Вывод урока: Исходя из этого текста, скажите, чем же является верное произношение? Найдите ответ в тексте.


Верное произношение-признак культуры человека

.Домашняя работа: упр.221 П.31


















Приложение к уроку

Тест ЕГЭ(задание №1)

В каком слове верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный

звук?

А- 1)т О р т ы 2) понЯл 3) ф о р з А ц 4) позвОнит

Б- 1)щ А в е л ь 2) з в о н Я т 3) б а н т Ы 4)б А л о в а т ь

В -1)к р а с И в е е 2) т о р т Ы 3) с в е к л А 4)в к л Ю ч и ш ь



Тест ЕГЭ(задание №1)

В каком слове верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный

звук?

А- 1)т О р т ы 2) понЯл 3) ф о р з А ц 4) позвОнит

Б- 1)щ А в е л ь 2) з в о н Я т 3) б а н т Ы 4)б А л о в а т ь

В -1)к р а с И в е е 2) т о р т Ы 3) с в е к л А 4)в к л Ю ч и ш ь



Тест ЕГЭ(задание №1)

В каком слове верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный

звук?

А- 1)т О р т ы 2) понЯл 3) ф о р з А ц 4) позвОнит

Б- 1)щ А в е л ь 2) з в о н Я т 3) б а н т Ы 4)б А л о в а т ь

В -1)к р а с И в е е 2) т о р т Ы 3) с в е к л А 4)в к л Ю ч и ш ь




Тест ЕГЭ(задание №1)

В каком слове верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный

звук?

А- 1)т О р т ы 2) понЯл 3) ф о р з А ц 4) позвОнит

Б- 1)щ А в е л ь 2) з в о н Я т 3) б а н т Ы 4)б А л о в а т ь

В -1)к р а с И в е е 2) т о р т Ы 3) с в е к л А 4)в к л Ю ч и ш ь

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Закрепление"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: