Тема: Разделительный мягкий знак в словах. Закрепление.
Цели: совершенствование навыков правописания слов с разделительным Ь, знание правила, когда пишется разделительный мягкий Ь.
Задачи:
1. Повторить правило, когда пишется разделительный мягкий Ь.
2. Развитие орфографической зоркости и речи учащихся; основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
4. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: презентация, карточки с пословицами, толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход урока.
Организационный момент.
— Здравствуйте. Посмотрите, у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. Ребята, а кто знает значение слова «здравствуйте»? Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить не только о правописании, но и о здоровье, а также факторах, которые положительно на него влияют.
— Ребята, я приготовила для вас плакат. Скажите, что на нём изображено? (скелет рыбы) Скелет – это основа рыбы. А основой любой жизни является здоровье.
Давайте в ходе урока дополним рисунок факторами, укрепляющими здоровье, и сделаем нашу рыбу красивой и привлекательной.
— Откройте тетради и запишите число.
Слайд 1
Словарно-орфографическая работа.
— Нашу работу на уроке мы начнём со знакомства с новым словарным словом
— Это слово – «здоровье». Как вы понимаете его значение? (ответы уч-ся)
— В толковом словаре С. И. Ожегова значение этого слова объясняется так: «Здоровье – это нормальное состояние, самочувствие организма человека».
— Посмотрите на доску и прочитайте слово так, как мы его будем писать. Объясните написание этого слова. Сколько слогов в данном слове? На какой слог падает ударение? Назовите орфограммы. (В слове «здоровье» 3 слога, ударение падает на 2-й слог, в
первом слоге безударная гласная буква о. В этом слове пишется разделительный ь.)
— Запишите это слово в свои тетради с выделением орфограмм.
— Это слово основное, поэтому на плакате мы закрепим его там, где находится голова нашей рыбы. (Вставка в рыбу — здоровье)
Слайд 2
Минута чистописания.
— Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в этом слове, она обозначает в нём непарный звонкий твёрдый согласный звук. (р)
— Посмотрите на написание букв «Р» заглавной и «р» строчной. (Слайд 3, 4)
— Напишите эти буквы по половине строки.
Мобилизующий этап.
— А сейчас послушайте внимательно задание и постарайтесь его запомнить. (Слайд 5)
«Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять своё здоровье: делать зарядку, бегать на коньках, ходить на лыжах. Дарье больше нравились коньки, Илья не всегда выбирал лыжи.»
— Определите, как каждый ребёнок укреплял своё здоровье. (Дарья – коньки, Илья – зарядка, Татьяна – лыжи). (перестановка на доске) (Слайд 6)
— Подумайте, что же ещё укрепляет наше здоровье? (зарядка, ходьба на лыжах, катание на коньках).
— Дополним нашу рыбу. (Вставка в рыбу — зарядка, ходьба на лыжах, катание на коньках )
— Определите, на какое правило больше всего слов в нашем логическом упражнении, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 7)
— Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке, учитывая, что сегодня последний урок по теме.
Повторение правила о правописании разделительного ь.
— Назовите из нашего логического упражнения слова, в которых пишется разделительный мягкий знак. (друзья, Дарья, Татьяна, Илья, здоровье)
— Скажите правило о правописании разделительного ь. (Слайд 7) Запишите эти слова в тетрадь с выделением орфограмм.
Работа с пословицами. Работа по карточкам.
— Возьмите карточки и прочитайте записи. Что там написано? (пословицы)
Человека лен… не кормит, а зд…ров…е тол…ко портит.
Физкул…тура и труд зд…ров…е несут.
Зд…ров…е и счаст…е не живут друг без друга.
— Как вы понимаете смысл пословиц?
— Запишите любую пословицу в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Назовите слова с разделительным ь. (Слайд 8)(Один ученик пишет на доске с комментированием.)
Взаимопроверка на местах.
— Что же ещё влияет на наше здоровье? (труд, счастье, физкультура)
— Дополним рыбу. (Вставка в рыбу — труд, счастье, физкультура )
Физкультминутка.
— Ребята, давайте и мы укрепим наше здоровье и немного отдохнём.
— Я буду называть слова. Если я называю слово с разделительным ь, то вы делаете руки в стороны, а затем хлопок над головой, а если разделительного мягкого знака нет, то — наклоняетесь в стороны.
Скамья, семя, семья, деревья, полёт , колья, Коля, волчьи, листья, вьюга.
Упражнения на закрепление.
Упражнение 1.(слайд 9)
На доске ряды букв:
в п а е р ч е е н н ь ь е е
в р ь у ю ч г ь а и
д л е и р с е т в ь ь я я
— Что записано на доске? (буквы)
— Какое задание вы могли бы выполнить с данными буквами? (составить из букв слова)
— Собирать слова из букв мы будем, используя загадки:
К 1-й строке:
Эти сладости люблю, ими всех друзей кормлю. (варенье, печенье)
Ко 2-й строке:
В ней снег зимой летел кружа. Весною в них журча бежал. (вьюга, ручьи)
К 3-й строке:
Они закутаны в кору и шепчут чем-то на ветру. (деревья, листья)
— Запишите отгадки в тетрадь. Первую пару слов на доске напишет ….
(с комментированием), следующие — …
— Что объединяет эти слова?
— Расскажите, когда в словах пишется разделительный ь. Приведите свои примеры. Запишите любые 3 слова. Выделите орфограммы.
— Объясните, как каждая пара слов относится к теме здоровья. (Печенье, варенье – надо правильно питаться; вьюга, ручьи – одеваться согласно погоде; деревья, листья – очищают воздух.)
— Что ещё влияет на наше здоровье? (питание, одежда, природа)
(Вставка в рыбу — питание, одежда, природа)
Упражнение 2. (Слайд 10)
— Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку.
Посмотрите на картинки и составьте предложения, используя слова с разделительным ь.
(В зимнем лесу мы можем увидеть заячьи и лисьи следы. На высокой сосне воронье гнездо. И т. д.)
— Из этих предложений составьте небольшой текст под названием «Прогулка в лесу». Запишите заголовок и 2-3 предложения, которые вы составили.
— Что же укрепляет наше здоровье? (прогулка)
(Вставка в рыбу — прогулка.)
Домашнее задание.
— Составьте рассказ о здоровье, используя слова с разделительным ь.
Итог урока.
— Наш урок близок к завершению. Как вы думаете, что мы должны сделать? (Подвести итог урока.)
— Скажите, чему мы учились сегодня на уроке?
— Расскажите, в каких словах и когда пишется разделительный ь? (правило, примеры)
— О чём ещё мы говорили сегодня на уроке? Какие факторы укрепляют наше здоровье?
— У вас на столах лежат смайлики. Покажите мне своё настроение.
— Я думаю, что хорошее настроение это тоже положительный фактор для нашего здоровья. Поэтому я дополню им нашу рыбу.
Вставка в рыбу – хорошее настроение.
Оценивание работы учащихся на уроке.
(Слайд 11)
— Урок окончен. Спасибо за урок. Будьте здоровы!
Приложение.
Здоровье, зарядка, ходьба на лыжах, катание на коньках, труд, счастье, физкультура, правильное питание, одежда, природа, прогулка.