Конспект урока на тему «Разделительный мягкий знак в словах. Закрепление»


Тема: Разделительный мягкий знак в словах. Закрепление.


Цели: совершенствование навыков правописания слов с разделительным Ь, знание правила, когда пишется разделительный мягкий Ь.

Задачи:

1. Повторить правило, когда пишется разделительный мягкий Ь.

2. Развитие орфографической зоркости и речи учащихся; основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

4. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.


Оборудование: презентация, карточки с пословицами, толковый словарь С. И. Ожегова.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


— Здравствуйте. Посмотрите, у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. Ребята, а кто знает значение слова «здравствуйте»? Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить не только о правописании, но и о здоровье, а также факторах, которые положительно на него влияют.

— Ребята, я приготовила для вас плакат. Скажите, что на нём изображено? (скелет рыбы) Скелет – это основа рыбы. А основой любой жизни является здоровье.

Давайте в ходе урока дополним рисунок факторами, укрепляющими здоровье, и сделаем нашу рыбу красивой и привлекательной.


— Откройте тетради и запишите число.


Слайд 1

  1. Словарно-орфографическая работа.


— Нашу работу на уроке мы начнём со знакомства с новым словарным словом

— Это слово – «здоровье». Как вы понимаете его значение? (ответы уч-ся)


— В толковом словаре С. И. Ожегова значение этого слова объясняется так: «Здоровье – это нормальное состояние, самочувствие организма человека».


— Посмотрите на доску и прочитайте слово так, как мы его будем писать. Объясните написание этого слова. Сколько слогов в данном слове? На какой слог падает ударение? Назовите орфограммы. (В слове «здоровье» 3 слога, ударение падает на 2-й слог, в

первом слоге безударная гласная буква о. В этом слове пишется разделительный ь.)


— Запишите это слово в свои тетради с выделением орфограмм.

— Это слово основное, поэтому на плакате мы закрепим его там, где находится голова нашей рыбы. (Вставка в рыбу — здоровье)


Слайд 2

  1. Минута чистописания.


— Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в этом слове, она обозначает в нём непарный звонкий твёрдый согласный звук. (р)


— Посмотрите на написание букв «Р» заглавной и «р» строчной. (Слайд 3, 4)


— Напишите эти буквы по половине строки.


  1. Мобилизующий этап.

— А сейчас послушайте внимательно задание и постарайтесь его запомнить. (Слайд 5)

«Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять своё здоровье: делать зарядку, бегать на коньках, ходить на лыжах. Дарье больше нравились коньки, Илья не всегда выбирал лыжи.»

— Определите, как каждый ребёнок укреплял своё здоровье. (Дарья – коньки, Илья – зарядка, Татьяна – лыжи). (перестановка на доске) (Слайд 6)

— Подумайте, что же ещё укрепляет наше здоровье? (зарядка, ходьба на лыжах, катание на коньках).

Дополним нашу рыбу. (Вставка в рыбу — зарядка, ходьба на лыжах, катание на коньках )


— Определите, на какое правило больше всего слов в нашем логическом упражнении, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 7)


— Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке, учитывая, что сегодня последний урок по теме.


  1. Повторение правила о правописании разделительного ь.


— Назовите из нашего логического упражнения слова, в которых пишется разделительный мягкий знак. (друзья, Дарья, Татьяна, Илья, здоровье)


— Скажите правило о правописании разделительного ь. (Слайд 7) Запишите эти слова в тетрадь с выделением орфограмм.


  1. Работа с пословицами. Работа по карточкам.


— Возьмите карточки и прочитайте записи. Что там написано? (пословицы)


Человека лен… не кормит, а зд…ров…е тол…ко портит.

Физкул…тура и труд зд…ров…е несут.

Зд…ров…е и счаст…е не живут друг без друга.


— Как вы понимаете смысл пословиц?


— Запишите любую пословицу в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Назовите слова с разделительным ь. (Слайд 8)(Один ученик пишет на доске с комментированием.)


Взаимопроверка на местах.


— Что же ещё влияет на наше здоровье? (труд, счастье, физкультура)

Дополним рыбу. (Вставка в рыбу — труд, счастье, физкультура )


  1. Физкультминутка.


— Ребята, давайте и мы укрепим наше здоровье и немного отдохнём.

— Я буду называть слова. Если я называю слово с разделительным ь, то вы делаете руки в стороны, а затем хлопок над головой, а если разделительного мягкого знака нет, то — наклоняетесь в стороны.

Скамья, семя, семья, деревья, полёт , колья, Коля, волчьи, листья, вьюга.

  1. Упражнения на закрепление.

  1. Упражнение 1.(слайд 9)

На доске ряды букв:

в п а е р ч е е н н ь ь е е

в р ь у ю ч г ь а и

д л е и р с е т в ь ь я я


— Что записано на доске? (буквы)

— Какое задание вы могли бы выполнить с данными буквами? (составить из букв слова)


— Собирать слова из букв мы будем, используя загадки:


К 1-й строке:

Эти сладости люблю, ими всех друзей кормлю. (варенье, печенье)


Ко 2-й строке:

В ней снег зимой летел кружа. Весною в них журча бежал. (вьюга, ручьи)


К 3-й строке:

Они закутаны в кору и шепчут чем-то на ветру. (деревья, листья)


— Запишите отгадки в тетрадь. Первую пару слов на доске напишет ….

(с комментированием), следующие — …


— Что объединяет эти слова?


— Расскажите, когда в словах пишется разделительный ь. Приведите свои примеры. Запишите любые 3 слова. Выделите орфограммы.

— Объясните, как каждая пара слов относится к теме здоровья. (Печенье, варенье – надо правильно питаться; вьюга, ручьи – одеваться согласно погоде; деревья, листья – очищают воздух.)


— Что ещё влияет на наше здоровье? (питание, одежда, природа)

(Вставка в рыбу — питание, одежда, природа)


  1. Упражнение 2. (Слайд 10)


— Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку.

Посмотрите на картинки и составьте предложения, используя слова с разделительным ь.


(В зимнем лесу мы можем увидеть заячьи и лисьи следы. На высокой сосне воронье гнездо. И т. д.)


— Из этих предложений составьте небольшой текст под названием «Прогулка в лесу». Запишите заголовок и 2-3 предложения, которые вы составили.


— Что же укрепляет наше здоровье? (прогулка)

(Вставка в рыбу — прогулка.)


  1. Домашнее задание.


— Составьте рассказ о здоровье, используя слова с разделительным ь.


  1. Итог урока.


— Наш урок близок к завершению. Как вы думаете, что мы должны сделать? (Подвести итог урока.)


— Скажите, чему мы учились сегодня на уроке?


— Расскажите, в каких словах и когда пишется разделительный ь? (правило, примеры)


— О чём ещё мы говорили сегодня на уроке? Какие факторы укрепляют наше здоровье?


— У вас на столах лежат смайлики. Покажите мне своё настроение.

— Я думаю, что хорошее настроение это тоже положительный фактор для нашего здоровья. Поэтому я дополню им нашу рыбу.

Вставка в рыбу – хорошее настроение.


Оценивание работы учащихся на уроке.


(Слайд 11)

— Урок окончен. Спасибо за урок. Будьте здоровы!














Приложение.


Здоровье, зарядка, ходьба на лыжах, катание на коньках, труд, счастье, физкультура, правильное питание, одежда, природа, прогулка.

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Путешествие на остров Местоимение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: