Конспект урока на тему «Текст. Виды текста. Описание»


Тема: Текст. Виды текста. Описание.

Цель: дать понятие о тексте, об участниках общения, принимающих участие в создании монологов, диалогов, о способах оформления текста как синтаксического единства; формирование умений, развитие логического мышления.

Тип урока урок –объяснение

Оборудование : презентация к теме урока

Ход урока:

I. Слово учителя:

— Ребята, девизом нашего урока станут слова «Человек – это тот, кто трудится». Сегодня, каждый из вас должен потрудиться и заработать оценку.

— Тема нашего урока Текст. Виды текста. Описание.

— Что мы должны уяснить, запомнить на этом уроке?

1) Что мы подразумеваем под понятием текст?

2) Что такое монолог, диалог?

3) Какие типы текста-монолога существуют в русском языке?

— И так, открыли тетради, записали число классная работа, тема урока.

II. Орфографическая минутка ( для дальнейшей работы в сочинении-миниатюре использовать эти опорные слова).

.

  1. Красногрудый, янтарный, наслаждение, неподалеку, щурился, мудрость, выразительный, курносый, стриженный, напыщенный, волевой, улыбчивый, медно-красный, высоколобый, широколицый.

III Задание: Перепишите, определите тип предложений, подчеркните грамматическую основу, составьте схему.

Карточка № 1.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали. ( ССП)

Карточка № 2.

Я сильно прозяб, потому что холод успел проникнуть через одежду. (ССП с придаточным причины).


IV. Объяснение нового материала.


  1. Для каждого человека его родной (первый) язык начинается с речи, которую он

слышит. Из неё он извлекает звуки, слова, словосочетания, предложения. С помощью слов, извлеченных из памяти , мы можем общаться друг с другом. Наши предложения, связываясь друг с другом, и создают текст, смысловое единство. Наша речь должна обязательно включить в себя: логичность доступность,….. (показ на доске).


Отношение к тексту в речи зависит от его участников. В русском языке выделяют виды текста:

— монолог

— диалог.

Задание на доске. Расставьте нужные знаки препинания.

Диалог.

Села пчелка на цветок, опустила хоботок. Подлетает к ней комар:

— Что ты ищешь там?

— Нектар.

— А тебе не надоело? Не наскучило искать?

— Нет! Тому, кто занят делом, просто некогда скучать.


V. Слово учителя:

— Текст – монолог имеет три типа: описание, повествование, рассуждение.

Описание-……..

Композиция описания (таблица), на примере описания петуха.

VI. Сочинение – миниатюра в течение 5-7 минут в музыкальном сопровождении, с использованием опорных слов.

А) пейзажное описание – 1 группа;

Б) портретное описание – 2 группа;

В) описание животного – 3 группа.

6.. Работа по учебнику: упр. 438 (у) стр. 245-246.

VII. Работа по группам:

Задание : Прочитайте и определите вид, тип текста. Назовите из какого произведения взят отрывок для каждой группы ?

1-я группа: Монолог, описание человека

Н.В.Гоголь «Мертвые души».

2-я группа: Монолог, описание усадьбы.

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

3-я группа: Монолог, описание местности.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»


VIII. Рефлексия.

Задание: Закончить предложение.

Утром вышел к реке и ахнул….


IX. Домашнее задание: № 38 ,41. Закончить предложения.

Итог урока. Выставление оценок.





Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Понятие о СПП"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: