Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему «Сложные слова»


Ход урока.


  1. Повторение изученного.

Вступительная беседа.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Они часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании.

Ребята, вспомним названия орфограмм.

    • Какие орфограммы мы знаем.


ОРФОГРАММА


гласные согласные


безударные удвоенные непроизносимые парные

    • Запишите в тетрадь.

Задание 1.

Распределите эти слова по названиям орфограмм.

далёкий аллея радостный улыбка

вечерний терраса честный гладкий

морской программа известный мухоловка

У доски работает один ученик.

Технология оценивания. — Какое было задание?

— Ты справился? Кто помог?

— Какую отметку поставишь себе?

Задание 2.

Внимательно слушайте следующее задание.

Обозначьте орфограммы и выделите корень.

У доски работают четверо.

Технология оценивания.

II.

Мухоловка

  • Как вы определили, что здесь два корня?

  • Кто это мухоловка?

/На экране изображение мухоловки/

Мухоловка — небольшая птица отряда воробьиных.

III. Решение проблемного вопроса.

Как вы думаете?

Почему птицу так назвали? /Она ловит мух./ /Питается мухами/

— Какой корень в слове -муха-?

— Какой корень в слове -ловит-?

— Есть ли корни -мух- и -лов- в слове мухоловка?

— Так сколько корней в слове мухоловка?

— А знаете ли вы еще слова с двумя корнями?

— Как бы вы их назвали? /Предположения детей/

Проверим наши предположения.

Откройте учебник на стр. 87.

Давайте прочитаем тему нашего урока.

  • Наши предположения сбылись?

Я предлагаю вам познакомиться ещё с одной птицей, в названии которой два корня.

Работаем по учебнику. Упражнение 122.

  • О какой птице идет речь?

  • Посмотрите на экран /На экране горихвостка/

  • Почему так называется птичка?

  • Как это объясняет автор Ирина Голуб?

Прочитаем 2-3 предложения.

Обратите внимание как будто — словарное слово.

Каким словом можно заменить как будто — словно.

  • Как ты озаглавишь текст? Проверьте, отражает ли твое заглавие тему текста?

  • Как образовано слово горихвостка?

  • Сколько в нем корней?

  • Выпишите слово горихвостка, обозначь корни

  • Подберите однокоренные слова с корнями

-гор- и -хвост

  • Запишем слова с этими корнями в два столбика.

Запись: горихвостка

гореть хвост

горящий хвостатый

  1. Первичное закрепление.

Упражнение 124.

Прочитайте первые три слова, про себя.

Читайте задание. Объясни, что обозначают эти слова.

Садовод — человек, разводящий сад.

Звездопад — звёздный дождь, появление в ночном небе множества падающих метеоров.

Пароход — судно с паровым движением

Как ты определил? /Подобрали однокоренные слова/

Посмотрите на образец записи слова садовод

садик разводить

посадить

Работаем самостоятельно, по вариантам.

Для I-го варианта звездопад.

Для II-го варианта пароход

Проверка, технология оценивания.

звездопад пароход

звездочка падать пар ходить

звездный парить

  1. Итог урока.

  • О каких словах вы сегодня узнали?

  • Какие слова называются сложными?

  • Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.

  • Назовите ключевые слова нашего урока


  1. Домашнее задание:

Упражнение 86 /Дидактический материал/

Сочинить сказку про сложные слова.


Презентация


  1. Как нужно действовать, чтобы убедиться, что слово «сложное».

  1. Прочитай слово.

  2. Найди корни

  3. Подбери к каждому однокоренные слова.

  1. Выпиши только сложные слова:

а) волновался б) пешеходный

волнорез походный

волнение быстроходный

Ответ: волнорез Ответ: пешеходный

быстроходный


  1. Какое из данных слов отличается от других по составу:

журналист

машинист

трубочист


Ответ: трубочист — сложное слово, 2 корня


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: