КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ «КОНФЛИКТЫ»


Петрова Ирина Владимировна, учитель математики

МБОУ г. Иркутска СОШ № 9

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ «КОНФЛИКТЫ»

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Можно ли прожить жизнь без конфликтов? Нет. Конфликты существовали, и будут существовать. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни, но то, как разрешится конфликт, зависит от нашего поведения. Желаю всем нам, чтобы в нашей жизни конфликты всегда заканчивались положительно.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход.

Класс:5

Цель: способствовать формированию у учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. прикрепленная на классной доске туча с обозначением понятия «конфликт»;

  2. карточки с описанием конфликтных ситуаций;

  3. листы для работы учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть Ералаш.

Что произошло между мальчиками? А с вами такое происходило? Кто был в похожей ситуации?

Обобщая ответы детей, я называю тему занятия «Конфликты» и его цель.

Цель нашего занятия – узнать, как с научной точки зрения трактуется понятие «конфликт», научиться понимать (видеть) причину конфликта и находить способы их разрешения.

— Вы сказали, что конфликт – это драка, ссора, а если мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что конфликтом называется столкновение мнений, сторон и сил.

Можно ли сказать, что между мальчиками произошло столкновение сил? (ответ: да). Значит, между мальчиками произошел конфликт. Теперь наша задача – определить причину его возникновения. А чтобы определить причину, конфликт нужно проанализировать. Сейчас мы вместе попытаемся проанализировать конфликт, произошедший между мальчиками. Для этого ответим на вопросы:

  1. Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

  2. Из-за чего возник конфликт?

  3. Почему он все-таки произошел?

Учащиеся отвечают на эти вопросы и совместно с педагогом определяют главную причину возникновения конфликта: неумение договориться, похвастаться

Учащимся предлагается поработать в группах. В течение 3-4 минут проанализировать несколько вариантов конфликтов и определить причину их возникновения. Каждая группа получает карточку с описанием конфликтов:


1 карточка


«Саша, я не хочу с тобою больше дружить», — робко сказал Андрей.

«Я тебя ненавижу. И не хочу больше видеть! Отдай мне все марки, которые я тебе подарил» — выкрикнул Саша и убежал.


2 карточка


Свете родители не хотели покупать компьютер, считая это излишеством. Девочка говорила, что они её не любят, и плакала. А в школе некоторые дети её дразнили «беднотой». Света им в ответ грубила.


3 карточка


На соревнованиях по дзюдо мальчишки проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.


4 карточка

Два друга пошли в кино. Когда они стали покупать билеты, то оказалось, что остался только один билет. «Я предложил пойти в кино, поэтому билет мой», — сказал Рома, взял билет и пошел в зал. Сергей еще долго стоял в холле, ему не хотелось верить, что с ним так поступил его лучший друг.

После выполнения задания представили групп зачитывают свою карточку и предоставляют результаты своей работы.

Дети определяют следующие причины возникновения конфликтов:

  • Несдержанность;

  • Непонимание;

  • Неумение слушать.

Обращаю внимание, что сейчас были определены не все, а лишь некоторые причины возникновения конфликтов.

Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей.

Методы разрешения конфликтов делятся на две группы: негативные и позитивные. Как вы думаете, к чем отличие негативных конфликтов от позитивных? (негативные включают все виды борьбы, преследуют цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные – разнообразные виды переговоров и конструктивного сотрудничества)

Обращаю внимание учеников на плакат с изображением конфликта в виде тучи и говорит: «Это что-то неопределенное: туча может разразиться громом и молнией, а может из-за тучи выглянуть солнышко. Так и конфликт может разрешиться положительно и отрицательно. Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умете анализировать и определять причины возникновения конфликтов, то, наверное, сможете назвать способы их разрешения».

Прикрепляю на доске карточки с вариантами способов поведения в конфликтной ситуации:

  • Уступить;

  • Ударить;

  • Промолчать;

  • Разгневаться;

  • Понять;

  • Упрямиться.

Учащимся предлагается в группах распределить слова в два столбика: в 1-й столбик –способы поведения, которые приводят к положительному разрешению конфликта, во 2-ой столбик – способы поведения, которые приводят к отрицательному разрешению конфликта. Затем один из учащихся выполняет это задание на доске, аргументируя свой выбор.

«Я-задание»

Вам предлагается подумать и заполнить карточку «Я в конфликте» перечнем привычных для себя способов поведения в условиях конфликта.

Дети самостоятельно выполняют задание, заполняя карточку теми словами, которые соответствуют их привычному поведению в конфликтной ситуации.




Я

в конфликте






Результаты выполнения этого задания не проверяются. Учащимся предлагается самостоятельно сравнить свои карточки с записанными на доске словами первого столбика и подумать: хотели ли они изменить что-либо в своем поведении?

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую вам при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Рефлексия.


Список литературы

  1. Гнеденко Б. В., Журбенко, И. Г. Конфликты – 2007. — №6. – с. 67-70.

  2. Овсянникова Л.В. Причины возникновения конфликтов //Начальная школа. – 2005. — №9. – с. 29-33.

  3. Стойлова Л. П. Конфликты: причины и последствия. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464с.

  4. http://combinatorica.narod.ru/second.htm

  5. https://festival.1september.ru/articles/211057/

  6. https://www.brsu.brest.by/pages/centr_pmo/au5.html

  7. https://ro-che.info/docs/funceq.pdf

  8. https://olympiads.mccme.ru/lktg/2006/3/3-3ru.pdf

  9. https://bestbook.ru/userfiles/books/pdf/ФУ_1058.pdf


Свежие документы:  Классный час для учащихся 6 класса «Веселые краски»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: