Конспект урока для 10 класса «Мне ничего не нужно, кроме своей судьбы»


Мне ничего не нужно, кроме своей судьбы…

Исполнители:

Чтецы:

Хурматуллина Аделина, 10Б

Ведечкина Диана,10Б

Романова Анна, 10Б

Матвеева Алена, 10Б

Тарасова Людмила, 10Б

Анохина Мария, 11А

Репина Анна, 7

Марина Цветаева – Регина Бакирова, 10Б

Сергей Эфрон – Андрей Сычев, 10Б

Действие: ТРЕК 1.шум волн, пять девушек в одинаковых хламидах с легкими шарфами цвета морской волны танцуют танец волн. Постепенно от них отделяется главная героиня – Цветаева.

Она меняет шарф цвета морской волны на длинный воздушный и «вырастает» из волн. Идет текст за кулисами:

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Волны убегают. ТРЕК 2. Шум дождя. Голова и лицо Марины накрыты шарфом. Волосы забраны в высокий хвост.

МАРИНА: Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.


Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

ФОН: ТРЕК 3 Шопен «Осенний вальс».

Выходит 1 чтец: Так писала о дне своего рождения Марина Ивановна Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье трудовой научно-художественной интеллигенции. Отец ее до 12 лет сапог в глаза не видел. Он был сыном бедного сельского попа. Трудом своим и талантом пробивал себе путь в жизни, стал известным филологом и искусствоведом. Профессором Московского университета, основателем музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина). Мать поэтессы – из обрусевшей польско-немецкой семьи, музыкантша.

(Садится в кресло)

Выходит 2 чтец: Детство и юность Марины прошли в Москве, в Подмосковье, а также в Италии, Швейцарии, Германии, Франции, потому что мать заболела чахоткой, и ей пришлось долго лечиться за границей.

(Садится на подлокотник кресла)

Выходит 3 чтец: Училась Цветаева много, но из-за вечных переездов бессистемно. Стихи начала писать в 6 лет на русском, французском, немецком языках, печататься с 16 лет, а в 18 лет тайком от семьи выпустила первый сборник стихов «Вечерний альбом» тиражом всего 500 экземпляров. Но сборник не затерялся. Его заметили Брюсов, Гумилев и другие критики. Стихи были еще незрелы, но подкупали своей талантливостью и непосредственностью. УБРАТЬ МУЗЫКУ.

(Садится на стул)

Выходит 4 чтец: — «Все перемелется, будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!


Люди, поверьте: мы живы тоской!

Только в тоске мы победны над скукой.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

(Садится на стул)

2 чтец: Мы с тобою лишь два отголоска:

Ты затихнул, и я замолчу.

Мы когда-то с покорностью воска

Отдались роковому лучу.

Это чувство сладчайшим недугом

Наши души терзало и жгло.

Оттого тебя чувствовать другом

Мне порою до слез тяжело.

Станет горечь улыбкою скоро,

И усталостью станет печаль.

Жаль не слова, поверь, и не взора,-

Только тайны утраченной жаль!

От тебя, утомленный анатом,

Я познала сладчайшее зло.

Оттого тебя чувствовать братом

Мне порою до слез тяжело.

ФОН: ТРЕК 4. Звездный мальчик.

Выходит 5 чтец: За первым сборником вышли еще два: «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», помог в их издательстве Сергей Эфрон, с которым она познакомилась Летом 1911 года в Коктебеле. Замуж она вышла в январе 1912 года. Первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми годами ее жизни. У нее прекрасная семья, любимый муж, прелестная дочь Ариадна, множество встреч, в творчестве – духовный подъем, очень много друзей. ФОН УБРАТЬ!

Свежие документы:  Внеклассное занятие по правовому воспитанию "Счастье твоё закон бережёт!"

Выходит Цветаева (Шарф накинут на плечи):

Я с вызовом ношу его кольцо!

  • Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

— Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

(ФОН: ТРЕК 5 Вокализ.)

(Танец останавливается. Марина читает стихи Эфрону):

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, —

И на стволах, которым сотни зим…

И, наконец, чтоб было всем известно! —

Что ты любим! Любим! Любим! Любим! —

Расписывалась радугой небесной.

(Конец танца: Марина с шарфом в руке уходит от Сергея)

ТРЕК 6 Звездный мальчик.

ЧТЕЦ 4: Это была любовь с первого взгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали кольцами, милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза – широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой, будто на дно морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайний океан. Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.

Выходит 6 чтец: Счастливая жизнь… Но все же…В стихах у нее и чувство одиночества, и тревожное ожидание чего-то неизбежного,

чего-то неведомого, трагического. ФОН УБРАТЬ.

(Садится на стул)

Выходит 7 чтец: «Тает царевна, как свечка,

Руки сложила крестом,

На золотое колечко

Грустно глядит.» — «А потом?»

«Вдруг за оградою – трубы!

Рыцарь летит со щитом.

Расцеловал ее в губы.

К сердцу прижал.» — «А потом?»

«Свадьбу сыграли на диво

В замке ее золотом.

Время проводят счастливо,

Деток растят.» — «А потом?»

(Садится на стул) ФОН: ТРЕК 7. Свой среди чужих.

1 чтец: А потом завертелось трагическое колесо истории. Цветаева была далека от политики, ее не интересовали ни империалистическая война, ни февральская революция. Она жила своей духовной жизнью, но Время и История ворвались в ее жизнь.

2 чтец: В апреле у поэтессы родилась вторая дочь Ирина. Марина Цветаева думала о своих стихах, а к тому, где жить, как жить, проявляла полное безразличие. «Все устроится,» — пишет она в письмах. Но ни-че-го не устроилось».

3 чтец: В сентябре Цветаева едет в Крым, муж остается в Москве, он – прапорщик пехотного полка. В октябре она едет в Москву, затем с мужем уезжает в Крым, оставив детей в Москве. Когда вновь вернулась за детьми – дороги назад уже не было. Началась долгая разлука с мужем, продлившаяся 4 года. Он в армии Корнилова – белый офицер. Цветаева называет его белым лебедем, прекрасным и обреченным. ФОН УБРАТЬ!

5 чтец: Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!

То, шатаясь, причитает в поле – Русь:

Помогите – на ногах не тверда!

Затуманила меня кровь-руда!

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белый стал:

Смерть побелила.

  • Кто ты? – Белый? – не пойму! – привстань!

Аль у красных пропадал? – Ря-я-зань.

И справа и слева –

И сзади и прямо,

И красный и белый:

  • Мама!

Без воли – без гнева –

Протяжно-упрямо –

До самого неба:

  • Мама!

4 чтец: Разлуку с мужем перенесла стоически, а голод и разруха замучили ее. Осенью 1919 года Марина Цветаева отдает дочек в приют, где старшая Ариадна тяжело заболела. Затем забирает ее и выхаживает, а за это время 2 марта 1920 года младшая Ирина умирает от тоски и голода.

(ФОН: ТРЕК 8. Майкл Джексон «Песня Земли» (минус). Марина с распущенными волосами, шарф обвязан вокруг талии. Либретто: героиня обращается к небесам, слушает биение сердца, затем из шарфа выкладывает младенца, с которым танцует. Выходит Смерть и забирает ребенка. Героиня падает на пол.) ФОН УБРАТЬ!

6 чтец: Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать-разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.

ТРЕК 9. МОнолог

(На последних строках Цветаева медленно поднимается с пола исполняет романс «Монолог» («Уж сколько их упало в эту бездну…»)

7 чтец: До 1921 года М.Цветаева ничего не знала о муже, а потом пришло письмо: он в Праге, студент университета. Она сразу же

решает ехать к мужу. Начались скитания по заграницам: Германия, Чехия, Франция. Но Марина Цветаева не теряет связи с оставшимися на Родине поэтами: с Маяковским, Пастернаком, Рильке.

1 чтец: Во Франции ждет Цветаеву успех. Но заграница – это еще и грызня за власть, и борьба всевозможных партий, эмигрировавших из России. Цветаеву каждый хочет вовлечь в свою организацию. Но Марина Цветаева оставалась вдали от политики и за рубежом. Поэтому внимание к ней остывает. Если в 1922 – 23 годах она издала 5 книг, то в 1924 – одну.

2 чтец: В 1925 году у нее родился долгожданный сын Георгий.

3 чтец: Закачай меня, звездный челн!

Голова устала от волн!

Слишком долго причалить тщусь,

Голова устала от чувств:

Гимнов – лавров – героев — гидр, —

Голова устала от игр!

Положите меж трав и хвой, —

Голова устала от войн…

4 чтец: Цветаева на родину возвращаться боится, но она ее всегда тянет.

Там ее читатель. Там ее судьба.

(Цветаева проходит через сцену, останавливается посередине перед сидящими чтецами. Шарф свободно спадает с головы на плечи.)

Марина: Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, —

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь – и тихо тронусь в путь.

(Крестится, проходит по сцене дальше) ФОН:

5 чтец: В 1937 году сначала дочь, затем муж уезжают в СССР. В июле 1939 года, через 17 лет Цветаева вернулась на родину.

Семья воссоединилась, но…ненадолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа, заболел сын. И словно все вернулось на 20 лет назад: нищета, неустроенность, одиночество. Россия была нужна Цветаевой, но Цветаева не нужна России.

(ТРЕК 10. Цветаева исполняет романс «Мне нравится, что вы больны не мной…»)

7 чтец: В 1940 году разрешили напечатать небольшой сборник стихов Цветаевой. Она тщательно отбирала стихи, но сборник был отвергнут. Последнее напечатанное на Родине при жизни стихотворение относится к 1920 году.

6 чтец: Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, —

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, — в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

Вчера еще – в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, —

Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал – колесовать:

Другую целовать,» — ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил – в степь заледенелую!

Вот что ТЫ, милый, сделал – мне.

Мой милый, что тебе – Я сделала?

Все ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само – что дерево трясти! –

В срок яблоко спадает спелое…

— За все, за все меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

ФОН: ТРЕК 11. «Профессионал»

1 чтец: В 1941 году наконец-то М.Цветаеву принимают в профком литераторов, но тут началась война. В августе Цветаева с сыном едет в эвакуацию в Елабугу, где ее никто не знает, она никого не знает, попытка устроиться на работу не дала результата. И тут силы оставили ее, она пишет, что попала в тупик.

2 чтец: Из разговора с Лидией Чуковской за два дня до самоубийства:

(3 чтец и Марина Цветаева двигаются по сцене)

3 чтец: Одному я рада. Ахматова сейчас не в Чистополе. Надеюсь, ей выпала другая карта. Здесь она непременно погибла бы.

Цветаева: По-че-му?

3 чтец: Потому что не справиться бы ей со здешним бытом. Она ведь ничего не умеет, ровно ничего не может. Даже и в городском быту, даже и в мирное время.

Цветаева: А вы думаете, я – могу? Ахматова не может, а я, по-вашему, могу?

4 чтец: Она не смогла. Огонь ее души погас окончательно. Никто не сумел (да и не захотел) поддержать его. Погас огонь любви – перестали писаться стихи – ослабела воля к жизни. УБРАТЬ МУЗЫКУ

И тогда стихия Смерти увлекла ее за собой.

(ТРЕК 12. Звучит «Лунная» соната Л.Бетховена. Выходит Цветаева. Волосы собраны в пучок. Шарф завязан сзади, как веревка, на шее. Гаснет свет. В луче пушки Цветаева спускается со сцены к зрителям, затем в процессе чтения стихотворения возвращается назад)

Цветаева: Идешь на меня похожий,

Глаза устремляя вниз-.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже БЫЛА, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, —

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

(Цветаева поднимается на стул спиной к зрителям. Полностью гаснет свет.

Обрывается музыка. В тишине и темноте раздается звук падающего стула). Полный свет. За кулисами голос Марины:

«Я не хочу умереть. Я хочу не быть».

Свежие документы:  Конспект урока по Физике "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге" 10-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: