Конспект урока для 2 класса «Матрёшка — талисман России»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 119 Теремок»










Конспект урока для 2 класса

«Матрёшка — талисман России»








подготовила

воспитатель

Шатуло Алёна

Юрьевна







г. Астрахань 2012

Нравственно-патриотическое воспитание на занятиях художественно-эстетического цикла.

Цели: познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрёшки, используя не традиционную технику рисования — печатание ватными палочками. Познакомить детей с основными элементами узора на матрёшке: круги, цветы, листочки, прямые и волнистые линии, веточка с ягодками. Развивать навыки росписи на бумаге; интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, привить любовь к прекрасному, к русской народной песне, любовь к Родине, к своему народу, уважать и прославлять русские традиции, творчески подходить к решению поставленной задачи.

Задачи: расширить у детей запас знаний о русской народной игрушке, научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ, обогащать словарный запас детей.

Словарная работа: сувенир, символ, ярмарка, плошки, Сергеев Посад.

Оборудование к занятию:

  1. Демонстрационный материал: иллюстрации с изображениями русских матрёшек, шаблоны матрёшек, образцы с изображением элементов хохломской, городецкой, дымковской, гжельской росписи, хохломской столик с разными ярмарочными изделиями, самовар с баранками, иллюстрации с изображением последовательного изготовления матрёшки.

  2. Раздаточный материал: альбом, краски (гуашь), кисти округлые, салфетки, ватные палочки, баночка с водой.



Музыкальный ряд: русская народная песня «Матрёшки».



ХОД ЗАНЯТИЯ.



-Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

-Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня ребята, отгадайте загадку:



Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

(матрёшки)

-Что же это за подружки?

Выходят две девочки и поют частушки про матрёшек, выполняя при этом движения.

1-ая девочка.

Мы матрёшки, мы кругляшки,

Мы все лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдем-

Только пыль столбом.



2-ая девочка.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском,

Весь находиться секрет!



Хором.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт!

-А вы хотите узнать много нового и интересного о русской матрёшке? (да)

-Я вам скажу, что матрёшка — одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Кто может сказать, откуда матрёшка получила свое название? (Имя Матрёна в древнеё Руси было широко распространенным. Отсюда и пошло название «матрёшки»).

-Самая первая матрёшка родилась около ста лет назад в старинном русском городе Сергеевом Посаде. С большой любовью расписывают мастера своих матрёшек, поэтому они получаются очень красивыми и нарядными.

-Матрёшка считается национальным русским символом. Ребята, а какие еще русские символы вы знаете? (символ России – берёзка, символ Олимпиады — мишка).

-А что символизирует наш город Астрахань? (арбузы и рыба).

-Верно! Наша Астрахань знаменита своим рыбным промыслом и большими арбузами.

-А хотите я вам расскажу, как же рождается матрёшка? (да)

На доске представлены иллюстрации с последовательным выполнением матрёшки.

-Делают матрёшку из лиственницы, липы и осины, срубленных ранней весной. Мастер выбирает материал для куклы гладкий и идеальный — без сучка, без трещинки. Сначала точит самую маленькую, порой она бывает меньше ногтя, затем больше и больше. Затем готовые матрёшки покрывают яичным желтком, а потом в ход идет разноцветная палитра. Вот так и рождается матрёшка.

Стук в дверь. Входит скоморох.

-Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришёл? (скоморох).

-Здравствуйте, девицы красавицы да молодцы умельцы!

-Здравствуй, скоморох!

-Я развесистый потешник, известный скоморох и насмешник! Я к вам с ярмарки пришел, в гости я к вам вот зашёл!

-Мы рады тебя видеть скоморох!

-Ребята, а кто может сказать, что такое ярмарка? (торговля различными товарами)

-А что это за товар? (разные овощи и фрукты, рыба, мясо, одежда и. т.д.).

-Верно ребята! С давних времен у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съежились с разных мест покупатели и продавцы.

-А вот в наше время, какие современные ярмарки вы знаете? (рынок с одеждой, магазины, торговые центры).

-Так чтоже тебя к нам привело, скоморох?

На хохломском столике лежат изделия с ярмарки.

-На нашей ярмарке все есть: и забавы, и шутки, и прибаутки, и песни и пляски, а еще есть множество хорошего товара. Здесь у нас можно все что угодно купить: яркие уборы, игрушки — погремушки, ложки да плошки из хохломы золотой, блюдца от гжели, доски от Городца! Но вот с матрёшками беда, распродали все с утра, вот послал царь Горох, говорит, найди матрёшек, скоморох! Что мне делать я не знаю, выручайте уж ребятки!

-Ребята, давайте поможем скомороху, чтоб царь Горох на него не разозлился. (Хорошо)

-Сегодня мы будем настоящими художниками и украсим наряд для матрешки. Но прежде мы немного отдохнём, и заодно покажем скомороху как мы умеем танцевать, чтоб он не заскучал.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети встают возле своих мест и под русскую народную песню «Матрёшки» вместе с воспитателем выполняют танцевальные движения.

-Видишь скоморох, как мы танцевать умеем!

-Да ребята молодцы, плясали от души!

-Ты скоморох, посиди пока отдохни. А мы поможем тебе матрёшек в срок доставить, чтоб царя гороха порадовать.

Показ педагогом методики рисования узора на доске.

-Делу время, а потехе час. Давайте ребята украсим наряды для матрёшек? Матрёшку можно украсить любой росписью, даже придумать авторскую матрёшку, то есть свою. С помощью ватных палочек печаток нужно нанести на наряд матрёшки различные круги и цветы. Затем способом примакивания кисточкой нарисовать листочки. Украшения можно дополнить прямыми и волнистыми линиями. Посмотрите, на доске представлены различные росписи, здесь вы видите и городец, хохлому, гжель.

Дети выполняют эскиз будущей матрёшки, используя иллюстрации с изображением хохломской, гжельской, городецкой, дымковской техник росписи.

Итогом работы является ярмарка матрёшек. Каждый ребёнок может дать имя своей будущей матрёшке и рассказать, элементы каких техник он использовал в свое работе.

-Ну что, ребята, помогли мы с вами скомороху? (да)

-Наши матрёшки отправятся на ярмарку радовать гостей. А теперь расскажите о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали?

(ответы и рассказы детей)

-Матрёшка нас подружила, мы стали добрей и гостеприимней. Вот и сегодня она пришла к нам с частушками, баранками и самоваром.

-Ребята, а давайте пойдем в группу и продолжим наше знакомство с русской матрёшкой — попьем чай с баранками!







Список использованной литературы


1. Алексахин Н.Н. «Матрёшка», — М.: ООО «Издательство «Народное образование», 1998г.

2. Воробьева Т.П., Воробьева В.А. «Русская матрёшка» – М.: Издательство «Просвещение», 2008г.



Свежие документы:  Методическая разработка урока "Религия как одна из форм культуры" (профильный класс) 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: