Конспект урока на тему «Быть вежливым. Что это значит?»


Тема: «Быть вежливым. Что это значит?»

Цель:

обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»,

формировать у детей умение сотрудничать,

обучать умению слушать, мирно решать спорные   вопросы и приходить к единому мнению в команде,

воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу, принимать людей такими какие они есть.

 

Ход классного часа

— О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я думаю, вы скажете, прослушав стихотворение «Здравствуйте!»

Здравствуйте! — 
Поклонившись, мы друг другу сказали, 
Хоть были совсем незнакомы. 
— Здравствуйте! —
Что особого тем мы друг другу сказали?  
Просто «здравствуйте», 
больше ведь мы ничего не сказали. 
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 

— Что вы можете ответить на эти вопросы?

Тема и задачи классного часа

— Чему посвящён наш классный час? Почему я назвала это проблемой?

В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за это плату. Очень жаль, но в нашем классе тоже встречаются такие люди.

— Давайте, попробуем открыть секреты вежливости и определить:

•        какие слова помогают людям общаться

•        какие полезные привычки украшают человека  

•        что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые

Определение слова «вежливость»

— Как вы понимаете слово «вежливость»?

— Составьте определение слова ВЕЖЛИВОСТЬ (в парах)

— В словаре этики (показ) даётся такое понятие ВЕЖЛИВОСТИ:

Вежливость — это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

— А можно ли научиться быть вежливым?

Анализ ситуации «Двое прохожих»

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг упала.

— У вас упала книга! — закричал мальчик, догоняя прохожего.

— Разве? — удивился тот.

— Конечно, объяснил мальчик, — у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет — всего 5 вещей, а теперь осталось 4.

— Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику?

Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, — однако есть правило, которого ты еще не усвоил.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Семейные правоотношения»

— Что это за правило? Для чего нужны эти правила?

Правила вежливых людей.

— У каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить на вопросы:

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

— Правила, которые можно применить в нашем классе.

(вопросы и ситуации для каждой группы отдельно)

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

ПРАВИЛО 1

Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» — говорила она подругам.

ПРАВИЛО 2

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

—        Привет, Серый!

—       Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

ПРАВИЛО 3

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

ПРАВИЛО 4

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют,    выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

ПРАВИЛО 5

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

— Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?

Анализ анкеты детей класса.

— Однажды учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки оскорбления на здоровье людей?

Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия.

Когда человеку приходится переживать боль и унижение от одноклассников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек никогда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними. 

Мы провели в классе анкету «Как относятся к тебе твои одноклассники?». Вот, что написали дети (зачитать несколько высказываний детей).

Свежие документы:  Конспект урока на тему «П.П.Бажов «Серебряное копытце»

— Что чувствуют дети, написавшие такие строчки?

— Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!», «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и давайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на капельку радостней сделается жизнь. 

Итог классного часа.

— Подходит к концу наш классный час. Ответьте на вопрос: «Что значит «Быть вежливым человеком?»

Рефлексия.

♦    Закончите предложение.

•        Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

•        Нам был нужен этот классный час …

•        Я хочу себя похвалить …

•        Я хочу похвалить одноклассников …

•        Я хочу похвалить учителя …

•        Я думаю, что я вежлив, потому что …

•        Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …

♦    Чтение стихотворения хором:

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, — стыдится!



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: