Конспект урока на тему «Что такое гражданин?»




№ слайда

1

Урок 11.

Что такое гражданин?

Цели урока:

  • Познакомить со значением понятий «гражданин», «гражданственность;

  • Воспитывать гражданственность на примерах из сказок и биографии великих граждан России;

  • развивать навыки работы с текстами учебника и документами, умение формулировать собственное мнение.

План урока:

  1. Вводно-мотивационная часть.

  2. Что такое гражданин?

  3. Великий гражданин.

  4. Подведение итогов.

Новые термины:

Гражданин, гражданственность

Слайд №2

2

Ход урока

1. Вводно-мотивационная часть

Мы приступаем с вами к изучению нового раздела «Гражданин и закон»

Беседа:

— Вам известно слово «гражданин»?

— Приведите примеры различных значений этого слова.

Работа с учебником: С.48 2 и 3 абзацы

Давайте познакомимся с примерами употребления слова «гражданин»

-Применимо ли слово «гражданин» в первом случае? Почему?

— Каким словом мы его можем заменить?(Человек)

— А во втором случае? (Слово «гражданин» находится на месте)

Сегодня на уроке мы с вами узнаем значение слова «гражданин» и случаи в котором оно применяется.


Слайд №3

3

2. Что такое гражданин?

Работа со словарём учебника: С.51

Текстуальный разбор и запись в тетрадь:

У слова гражданин есть два значения:

1. С правовой точки зрения это человек:

  • — обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией;

  • — имеющий гражданство данного государства.

2. В широком смысле слова – нравственный человек:

  • обладающий политической и правовой культурой;

  • неравнодушный к проблемам общественной жизни;

  • открыто высказывающий свои убеждения и действующий в соответствии с ними;

  • политически активный.

Работа с учебником:

А теперь давайте прочитаем сказку об осторожном карасике на С.45-46 учебника:

Беседа:

-как ведёт себя карасик? Нравится или нет вам его поведение? Объясните почему? Какую сказку известного русского писателя она вам напоминает?

Работа с учебником:

Прочтите сказку о городе Добрых мастеров.

Беседа:

Давайте рассмотрим поведение «осторожного карасика» с позиции нашего определения слова «гражданин».

  1. Можно ли считать «карасика» гражданином с правовой точки зрения? (Да, ведь он жил в своём пруду, т.е. имел гражданство, у него были права и обязанности)

  2. А вот гражданином в широком смысле слова его можно назвать? Объясните почему? (Всё видит и знает, но предпочитает ни во что не вмешиваться, не проявляет активности)

  3. Сравните поведение жителей города Мастеров с поведением карасика.(Сначала они тоже молчали и не пытались сопротивляться, но когда чёрные рыцари стали посягать на их права, они подняли восстание и изгнали их.)

  4. Кого же мы можем назвать гражданином в широком смысле слова?

человека, который:

— занят общественными делами;

— не прячется от политики как карасик, ходит на выборы;

— знает законы и умеет их применять на благо людей и самого себя;

— если нужно не побоится встать на защиту прав и свобод, смело высказывает своё мнение.

А есть ещё такое слово гражданственность – это способность человека жить интересами своей страны, её болями и радостями

Слайд №4

4

3. Великий Гражданин

Сообщение о жизни известного советского учёного и правозащитника А.Д.Сахарова

??? Почему А.Д.Сахарова можно назвать словом гражданин с большой буквы?

Кого ещё вы можете назвать?

Слайд № 5

5

4. Подведение итогов.

1. Способен ли каждый человек стать гражданином в широком смысле этого слова: политически активным, умеющим использовать право для защиты своих интересов и интересов других людей?

Слайд № 7 и №8

6

5. Домашнее задание

Слайд №9





Свежие документы:  Урок на тему "Моя будущая профессия"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: