Конспект урока на тему «Формирование образа «Я»










Конспект урока на тему

«Формирование образа «Я»




Описание опыта работы

воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 49» г. Перми

Клюевой Татьяны Владимировны















Переход российского государства на новые экономические рельсы отодвинул на второй план человека как носителя духовных ценностей. На современном этапе государство, осознав эту проблему, повернулось лицом к человеку. Необходимым условием успешного личностного развития является положительное отношение к изучению собственного «Я».

В отечественной психологии этой темой занимались С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Т.Ю. Андрющенко и другие. По определению психологов образ «Я»- это представление ребенка о самом себе, включая знания о себе и отношение к себе. Считается, что сенситивный период для формирования образа «Я»- это возраст с 3 до 4 лет, так как самой выразительной особенностью детей в это время является их стремление к самостоятельности.

Это направление отражено и в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Радуга», «Детство», «Я, ты, мы», «Пермский край — мой родной край», «Программа социального развития детей дошкольного возраста»).

Диагностика представлений моих воспитанников об образе «Я» показала, что большинство детей затруднялись в определении функций некоторых внешних органов (нос, язык). Не все могли соотнести себя с определенным полом (я — мальчик, я — девочка). Большую трудность представляло понимание социальной роли в семье (внук, внучка, дочь, сын). У детей нередко проявлялось агрессивное поведение по отношению друг к другу, они часто обижались и плакали.

Учитывая актуальность данной проблемы в современном обществе и необходимость ее решения в моей группе, я определила цель дальнейшей работы: формирование образа «Я» и основ морального развития у детей третьего — пятого года жизни.

Для реализации этой цели поставила следующие задачи:

  1. Способствовать формированию представлений о себе.

  2. Помочь детям осознать свою социальную роль в семье.

  3. Научить понимать свои мысли, чувства, поступки.

  4. Дать элементарные представления о правильном поведении в обществе.

Перспективный план для решения этих задач был составлен на основе региональных парциальных программ «Пермский край — мой родной край» Александры Михайловны Федотовой, «Программы социального развития детей дошкольного возраста» Людмилы Владимировны Коломийченко. В него вошли четыре блока: «Кто я?», «Мои мысли, чувства, поступки», «Моя семья», «Социальные навыки».

Для реализации плана использовались разнообразные формы работы. На занятиях «Что умеют наши руки», «Ребенок и кукла», «Все мы разные», «Грусть и радость», «Настроение», «Моя семья» и других мы старались решить наши основные задачи. Очень понравилась детям тема «Наши имена» — впервые за свою коротенькую жизнь дети узнали, почему их назвали тем или иным именем. На занятиях «Ссора», «Как помириться», «Совместная игра» с помощью героев кукольного спектакля я рассказывала ребятам о ссорах между друзьями, мы учились выходить из конфликтных ситуаций путем поиска компромиссного решения. Для закрепления этих представлений проводились подвижные игры, требующие совместных действий.

Дети поняли, что играть интересно и весело только тогда, когда действуют сообща, они сделали удивительные открытия о себе: все мы люди, каждый уникален и неповторим.

Мы с удовольствием читали и обсуждали произведения художественной литературы. Это помогло малышам понять причины грусти и радости, их изменения, вызвало эмоциональный отклик и сопереживание.

Рассматривая картинки с различной мимикой героев, мы учились узнавать эмоции по графическим изображениям, а затем сравнивали с ними свое собственное настроение: «У меня такая же сердитая мордочка, как у Ворчуна. Я такая бываю, когда мне не покупают мороженое или помаду», «Я такой же веселый как Весельчак. Я очень люблю смеяться и баловаться».

В индивидуальных беседах: «Чего я боюсь», «Что меня радует», «За какие поступки меня хвалят» — я пыталась объяснить своим малышам, что плохое и страшное «там, далеко, в прошлом». А «здесь и теперь» — только хорошее, доброе, радостное.

Огромный интерес вызвали созданные вместе с родителями индивидуальные альбомы «Как я расту». Сначала мы все вместе рассматривали и читали их, затем дети сами рассказывали о себе.

С удовольствием смотрели видеофильмы из семейных архивов наших воспитанников, Дети делились воспоминаниями о счастливых минутах, проведенных в кругу семьи.

Одна из традиций нашей группы – встречи с интересными людьми. Для ребенка это — мама, папа, бабушка, дедушка. Каждый раз это большой праздник: папы с детьми играют, ремонтируют игрушки; мамы и бабушки готовят, рассказывают о своих увлечениях и профессии, о том, чем они занимаются с ребенком дома.

При решении задач по теме «Социальные навыки» мне помогли игровые методики, предложенные авторами программы «Радуга». Малыши легко и охотно восприняли норму установления очередности — методика «Давай по очереди». Познакомились с достаточно широким кругом одобряемых и осуждаемых поступков с помощью игры «Фу». Очень эффективной для решения конфликтных ситуаций оказалась методика «Плохой заяц-это, кажется, про меня»- через некоторое время после конфликта я показывала аналогичную ситуацию на игрушках. После таких инсценировок многие дети изменились, уменьшилось количество ссор.

Реализовать поставленные задачи было бы невозможно без сотрудничества с семьей: в нашей группе очень дружный коллектив педагогов, детей и родителей. Атмосферу содружества, доверия и творчества помогают создать совместные мероприятия, общие дела и групповые традиции. Это — праздники, Дни именинников, «Сладкая среда». А также проекты «Камера смотрит в будущее», «Окно в мир», «Супер — папа», «Супер — мама». Создание альбома «Мое имя», выставки творчества.

Эффективность проведенной работы подтверждают результаты диагностики детей: изменилось их поведение и отношение друг к другу: появился интерес к познанию себя, малыши стали осознавать свое отличие от других («у меня светлые волосы и черные глаза, таких ни у кого нет», «я умею кувыркаться и делать мостик, у других так не получается»). Дети осознали свою социальную роль в семье. Они гордятся своей семьей, хотят быть похожими на кого-то из близких («когда я вырасту, то буду таким как бабушка — буду приглашать всех в гости и кормить вкусными пирогами», « я хочу быть похожей на маму — она очень красивая»). Малыши научились понимать свои мысли, чувства, поступки. Стали более добрыми и эмоционально отзывчивыми.

Эта работа помогла не только моим воспитанникам, но и мне как педагогу — я стала лучше понимать эмоциональный мир каждого ребенка, и надеюсь, что в будущем каждый ребенок найдет свое место в этом огромном и сложном мире.



Список литературы:

  1. «Радуга». Программа и руководство по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Москва, Просвещение, 2006 г.

  2. «Конвенция о правах ребёнка». Сборник документов, г. Пермь, 1992 г.

  3. «Дошкольник, каков он?» Якобсон С.Г., Соловьёва Е.В., Москва, «Воспитание дошкольника», 2002 г.

  4. «Моральное воспитание в детском саду» Якобсон С.Г., Москва, «Воспитание дошкольника», 2003 г.

  5. «Мой мир» Козлова С.А., Москва, Линка — Пресс, 2002 г.

  6. «Я, ты, мы. Социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» Князева О.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.

Свежие документы:  Конспект урока «Общество и общественные отношения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: