Конспект урока обществознания для 9 класса «Уроки демократии»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия


Рассмотрена и одобрена на заседании  кафедры истории и географии

Протокол № 1 от 30.08.2012

Заведующий кафедры

_______ С.В. Новожилова

Утверждаю

Директор МОУ

«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
___________А.М.Афроськин

Приказ № 36/15-Д от 01.09.2012

 
 
 


 





Конспект урока обществознания для 9 класса

«Уроки демократии»
 
 


Составитель :

учитель истории

и обществознания

Каштанов М.Г.


 
 

2012

Пояснительная записка

 В современном российском образовании возрастает роль общественных наук. Эти дисциплины формируют у обучающихся гражданскую позицию, правовую культуру. Становление правового государства, развития демократии во многом зависит от результатов выборов. В настоящее время интерес общества к выборам снизился; у молодёжи наблюдается более пассивное отношение к избирательному процессу, чем у общества в целом. Элективный курс предназначен для изучения основ избирательного законодательства, формирования политической культуры и интереса у молодежи к выборам. Для правового государства эти проблемы очень актуальны. Курс содержит новые знания по предмету. В программе предусмотрены теоретические (лекция, беседа) и преобладают практические (семинар, практикум) формы обучения. Особенностью курса является нацеленность на активные формы обучения: исследования, деловые игры, круглый стол. Данный курс относится к образовательной области «Обществознание», интегрируется с этим предметом, а также с правом, историей. Элективный курс рассчитан на 17 часов, на 2 четверти, 1 час в неделю, продолжительность урока 45 минут. В качестве подведения итогов реализации программы элективного курса предусмотрена деловая игра.

   Цель курса: повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданской позиции у школьников по отношению к выборам. 

   Задачи курса: · изучение основ избирательного законодательства РФ, особенностей российского парламентаризма, · обучение навыкам аргументации, ведения дискуссии, работы с документами, · умение применять полученные знания на практике, · профориентация.

   Предполагаемый результат изучения курса: · знание основ избирательного законодательства РФ, прав избирателя, владение основными понятиями, · наличие гражданской позиции у обучающихся по отношению к выборам, · участие обучающихся в различных этапах олимпиад и конкурсах, связанных с вопросами избирательного права; возможно, выбор профиля обучении, профессии, · правовая и политическая культура школьников.







Требования к уровню:

Основные понятия: демократия, прямая и представительная формы народовластия, референдум, выборы, активное и пассивное избирательное право, пропорциональная и мажоритарная избирательные системы, избирательные комиссии, предвыборная агитация, избиратель.

Основной закон: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 с изменениями.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Лепка овощей: морковь, свекла"

Учащиеся должны:

  • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).

  • Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

  • Рассказывать о наиболее значительных событиях и их участниках

  • Соотносить факты и общие процессы и явления

  • Называть характерные, существенные черты

  • Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей

  • Излагать приведенные в учебной литературе оценки

  • Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • Владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности










Учебно- методическое обеспечение курса:

Уроки демократии: сборник материалов по творческому конкурсу учителей и учащихся республики по избирательному праву/ Центр. избир. ком РМ; [сост.: Н.И. Чудаева, М.Я. Коляденкова; под ред. Ю.А.Макарова] – Рузаевка: Тип. «Рузаев. печатник», 2009.- 124 с.

Методическое обеспечение:

  1. Лапаева В.В. Становления российской многопартийности // 2000.

  2. Манифест об учреждении Государственной думы.

  3. Российское законодательство Х-ХХ вв. Соч. в IX-ти т. – М., 1984.

  4. Иванов А. Третий Рим. Русь XIVXVII вв. – М.,1996

  5. Ефремов Н.Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. – 1998. — №3. – с.12-21

  6. Воронин А.В. История Российской государственности. – Мурманск, 1998.

  7. Очерки по истории выборов и избирательного права/ Фонд «Символ». – м.: Калуга, 1999.

  8. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.: — М-Л., 1950.

  9. Епифанов П.П. О древнерусском вече.// Вестник Московского университета. – 1963. — №3.- С.12-16

  10. Костомаров Н.И. О значении Великого Новгорода в русской истории // Бунт Стеньки Разина. Исторические монографии и исследования. – М., 1994.

  11. Конституция РФ.1993.

  12. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 с изменениями.

  13. Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.

  14. Лапаева Т.Н. Избирательное право. Обществознание 9 класс. Волгоград, 2002.

  15. Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах. М., 2006.










Содержание тем учебного курса

1. Роль институтов вечевой демократии

в древнерусском государстве в XXII веках.

Вече как политический институт Древнерусского государства; возникновение и эволюция веча. Правление в древнерусском государстве как сочетание города – государства и княжеской власти. Новгородское вече. Историография вопроса. Возникновение новгородской вольности. Социальный состав и компетенция Новгородского веча.

2. Методические рекомендации по подготовке учащихся

К олимпиаде по избирательному праву.

Ролевая гимнастика по избирательному праву..

3. Институты Афинской демократии VIIIVI веках нашей эры.

Из истории Афинского государства. Гомеровский период. Проведение Народного собрания гомеровского периода. Древнегреческое общество. Преобразования Солона. Демократические реформы Клисфена. Новый период в истории афинского народовластия.

4. История развития избирательной системы в России.

Формирование выборных институтов Руси. Выборы в Государственные думы в 1906-1917 годах. Выборы депутатов Учредительного собрания

5. Избирательное право в России в 1905 – 1907 гг.

Законодательство о выборах и его эволюция в 1905-1907 гг. Избирательное право в 1905-1917 гг. Правовой статус Государственной думы и ее членов. Избирательная система, основные принципы избирательного права.

6. История зарождения избирательной системы в России.

Вечевые институты Древнерусского государства. Вечевые институты Новгорода и Пскова. Причины ослабления роли и исчезновения вечевых институтов.












Оборудование

Карты

Таблицы

Схемы

Компьютер, проектор, презентации

Иллюстрации

Дидактический материал

Раздаточный материал

Тесты

Фрагменты источников

Статистические данные

Диаграммы






















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Роль институтов вечевой демократии

в древнерусском государстве в XXII веках.

4

2

Методические рекомендации по подготовке учащихся

К олимпиаде по избирательному праву.

1

3

Институты Афинской демократии VIIIVI веках нашей эры.

4

4

История развития избирательной системы в России.

3

5

Избирательное право в России в 1905 – 1907 гг.

3

6

История зарождения избирательной системы в России.

2


Итого

17


Свежие документы:  Классный час "Успешный человек. Какой он?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: