Конспект урока обществознания на тему «Гражданин – человек свободный и ответственный»




Конспект урока обществознания на тему «Гражданин – человек свободный и ответственный»



Цель: Усовершенствовать знания и представления учащихся о гражданине, его социальном статусе, правах и обязанностях ребенка.


Основные задачи урока:


  1. Закрепить знания учащихся, полученные при изучении базовых тем курса «Обществознание».

  2. Установить соответствие знаний и умений учащегося требованиям к обществоведческой подготовке в 9 классе.

  3. Формирование чувства гражданственности, уважения к государственным символам, развитие у школьников гражданского долга и ответственности.

  4. Развитие у обучаемых умений и навыков учебного труда.




Оборудование: магнитофон, плакат “Символы России”, карта “Российская Федерация”, набор плакатов “ Права ребенка”, творческие работы учащихся.


Учебник « Введение в обществознание» 8-9 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2005.




















Ход и структура урока.


. Микромодуль мотивации темы урока.


1. На фоне мелодии песни “ Чистые пруды” учитель говорит слова о России.


Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия.

Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной реки. Это – Россия.

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след. Это – Россия. Россия! Ты приходишь в мою маленькую жизнь ласковой ладонью матери, темно-голубым, прозрачным и чистым небом над головою, бесконечным, звенящим горизонтом…, Россия! Ты входишь в жизнь людей загадочной и величавой, истерзанной войнами, враждой, разноликими испытаниями, как никакая другая земля.

Россия! Ты даришь имя и сердце свое сынам и дочерям своим. И лучшие из россиян рождают тебе славу, возвеличивают имя твое заботой о человечном, добром, вечном.

(музыка постепенно стихает).


Учитель: Для всех поколений русских людей главной ответственностью

была ответственность перед Родиной. А почетной обязанностью – обязанность посветить все свои силы, всего себя Родине. Сочетание этих качеств, их проявление у человека свидетельство гражданской зрелости.

Посмотрите на карту России. Это Великая страна, ее территория лежит на двух континентах. Наша Родина – многонациональное государство. И каждому народу здесь есть место. Необходимо только сохранить ее единой, научиться беречь, защищать благословенную русскую землю.


Наша цель сегодня: Мы будем защищать ее своими знаниями, умениями,

навыками. Каждый ваш правильный ответ, выполненное задание станут подтверждением темы урока.

Я предлагаю вам определить тему нашего урока – гражданской зрелости из набора букв, которые лежат у вас на столе.


Открываю тему урока на доске.


«Гражданин – человек свободный и ответственный»


Какие серьезные и важные слова для нас.


. Микромодуль – образ (актуализация знаний учащихся).


Вопрос: Что означает быть гражданином своей страны?

Ответы учащихся.

Учитель: Кто подскажет мне, что является одним из самых важных элементов в осознании для каждого гражданина страны себя единым народом, единой нацией? О чем мы должны сегодня обязательно вспомнить?

Совершенно верно. Каждый гражданин знает и с уважением относится к государственным символам. Исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа, которые как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами ваша страна.

Вы готовы выдержать испытание и подтвердить свои знания о государственных символах России?


Блиц-опрос: Каждый учащихся получает карточку с вопросом и сразу отвечает.

Вопросы:

  1. Что входит в состав государственных символик?

  2. Почему государство должно иметь государственную символику?

  3. Что такое гимн страны?

  4. Что такое означает слово флаг?

  5. Что такое герб государства?

  6. Какая наука занимается изучением гербов?

  7. Когда был утвержден современный гимн Российской Федерации и кто является его авторами?

  8. Опишите флаг России?

  9. Что в наши дни символизируют цвета российского флага?

  10. Что представляет собой Государственный герб РФ?

  11. Какова история российского флага?

  12. Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как Государственного герба России?

  13. Где изображен герб России?

  14. Когда исполняется Государственный гимн?

Учитель: Ребята, кто подготовил к уроку стихотворения, которые славят

наши символы (учащиеся читают два стихотворения).


Перед вами слова гимна Российской Федерации.

— Найти в гимне строки, где звучит вера в светлое будущее нашей страны.

(Ответы учащихся). Спасибо! Вы успешно справились с первым испытанием.


. Микромодуль – аналитический.

Учитель: А теперь давайте решим простую логическую задачу. Гражданин – человек свободный и ответственный. Свободный, потому что имеет права, ответственный, потому что имеет обязанности.

А как понимать это определение вам, детям?

Ребенок, как сказано в “Конвенции о правах ребенка” – это человеческое существо до 18 лет. Значит, ребенок так же имеет что? (свои права).


Работа в парах (5 минут)


Задание: Перечислите все известные вам права ребенка. Называя свое положение, нельзя повторяться.


— Как нужно пользоваться своими правами?


. Микромодуль практического действия.


Учитель: В “Конвенции о правах ребенка” нет положений об обязанностях детей. И, тем не менее, без разговора об обязанностях не обойтись.


Работа в микро-группах.


Я предлагаю составить примерный проект гражданских правил для учащихся “ Школьник-гражданин”. Он будет включать 3 раздела:

  1. Об отношениях между людьми.

  2. О труде школьника.

  3. О традициях школы.

Вы получаете пакет примерных положений с обязанностями школьника-гражданина.

Ваша задача: Определить к какому разделу проекта они относятся, вы можете что-то изменить, добавить.


Обсуждения в группах, ответы, предложения.


Учитель: Вы прошли все этапы нашего урока гражданской зрелости.

Давайте закончим его притчей о добрых делах.


Говорят, что у каждого человека есть три друга: дети, деньги, добрые дела. Один старик почувствовал, что пришло его время покидать этот мир. Ему не хотелось умирать, и обратился он за помощью к своим детям, которые говорят ему: «Разве ты не знаешь, что никто не в силах победить смерть?» Тогда он взывает к своим деньгам, говоря: «День и ночь я работал на вас – спасите же меня теперь». Но деньги отвечают: «Богатство не спасет тебя от смерти». И тогда человек призывает на помощь свои добрые деяния, и те отвечают: «Иди с миром: когда ты прибудешь в мир иной, мы встретим тебя там и поможем тебе».


Вопрос: К чему должен стремиться каждый человек? Приведите примеры о замечательном, гордом понятии «гражданин».




. Микромодуль социальной ориентации.


Даю наказ: Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом Вы должны все чаще

И если гражданин ты настоящий

Большой отдачи ждет от вас страна.

Старайтесь быть настоящими гражданами своей страны!

Оценка за урок: дети

учитель

Смогли ли вы сегодня защитить своими знаниями единую, сильную Россию?


Домашнее задание: параграф 35 учебника.

Написать мини-сочинение на тему: «Девиз гражданина: быть, а не казаться».









Свежие документы:  Конспект урока на тему "1 мая - День единства народов Казахстана"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: