Конспект урока по Обществознанию «Духовная сфера общества», «Ребенок в обществе» 6 класс




Повторительно-обобщающий урок по темам «Духовная сфера общества», «Ребенок в обществе»

Подготовила: Хохлова Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания

МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.

Цели: обобщить и повторить знания учащихся по темам «Ду­ховная сфера общества», «Ребенок в обществе».

Оборудование: тест.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, дорогие ученики. Мы изучили одну из интерес­нейших тем нашего курса, пришло время ее повторить.

Вам предстоит выполнить тест, который состоит из заданий трех уровней: задания уровня А — это задания с выбором ответа; задания уровня В — это задания с кратким ответом; задания уров­ня С — задания со свободным развернутым ответом.

II. Выполнение теста
Уровень А

А1. К духовным ценностям относятся:

  1. микроскоп;

  2. компьютер;

  3. научное открытие;

  4. телевидение.

А2. Система образования регулируется:

  1. государством;

  2. обществом;

  3. социальной группой;

  4. отдельными людьми.

A3. К мировым религиям не относится:

  1. христианство;

  2. буддизм;

  3. иудаизм;

  4. ислам.

А4. Способность личности к моральному самоконтролю на­зывается:

  1. совестью;

  2. убеждением;

  3. талантом;

  4. этикетом;

А5. Нормы морали охраняются:

  1. государством;

  2. обществом;

  3. церковью;

  4. политическими партиями.

А6. Верны ли следующие суждения о самообразовании? А. Самообразование необходимо для успешного обучения. Б. Самообразованием необходимо заниматься для повыше­ния индивидуального уровня культуры.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. оба суждения верны;

  4. оба суждения неверны.

А7. Что не относится к общественным наукам?

  1. экономика;

  2. химия;

  3. философия;

  4. культурология.

А8. Какое понятие не относится к теме «Мораль»?

  1. безнравственный поступок;

  2. моральный поступок;

  3. идеал;

  4. нравственные ценности.

А9. К средствам массовой информации относится:

  1. литература;

  2. театр;

  3. телевидение;

  4. живопись.

А10. Фундаментом духовной жизни общества является:

  1. познание;

  2. искусство;

  3. наука;

4)культура.

Уровень В

В1. Какому понятию соответствует определение «Отношения между людьми, основанные на взаимной привычке, духовной близости, общности интересов — это…»?

В2. Вставь пропущенное слово: «Одно из неоценимых качеств дружбы — умение хранить…»?

В3.Закончи фразу: «Учебный процесс дополняют новей­шие…».

В4. Установи соответствие:



Деятельность

Сфера деятельности

1. Создание художественных образов

2. Выдвижение гипотез

3. Эксперимент

4. Формирование чувства прекрасного

5. Новые достоверные знания

А. Наука Б. Искусство

В5. К моральным нормам относятся:

  1. уважение к другим народам;

  2. верховенство закона;

  3. преданность и любовь к Родине;

  4. бережное отношение к природе;

  5. талант;

  6. любовь к искусству;

  7. честное исполнение долга.

Уровень С

О. Как вы понимаете, что такое «верность», «предательство»?

С2. Как вы понимаете пословицы: «Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

СЗ. Напиши рассуждение на тему «Современная школа — дос­тижения и проблемы».








Второй вариант урока



Ситуация. Представители двух планет одновременно открыли в космосе еще одну населенную живыми существами террито­рию. Они сделали это одновременно, но планеты находятся на разном расстоянии от новой — одна является ближайшим соседом, а другая — довольно далеко.

Формируются 3 группы.

  1. Местные жители (они могут подразделяться на неприми­римых фанатиков и разумных). Аборигены находятся на более низкой стадии технического развития, чем пришельцы, поэтому вести успешные боевые действия местные жители не смогут. Их общество построено на традициях и обычаях, у них есть старей­шины и жрецы, вождь и дружинники. В ходе обсуждения ситуа­ции в группе могут возникнуть следующие подходы: вести войну со всеми пришельцами, даже если она приведет к уничтожению всех мирных жителей; попытаться договориться с одной из сто­рон и воевать против другой — тогда в любом случае пришельцев будет уже меньше; начать политику лавирования и стравливания пришельцев между собой, чтобы они истребили друг друга; попы­таться установить мирные отношения, выяснить интересы сторон и найти общие точки соприкосновения; продать часть своей пла­неты в обмен на определенные блага для своего народа.

Ближние соседи (мирные жители и военные отряды). Они находятся на более высоком уровне технического развития, рас­стояние позволяет добраться до новой планеты не только единич­ным отрядам специально подготовленных военных, но и простым

мирным жителям. Поэтому численность пришельцев достаточно велика. На их планете существует проблема перенаселенности, а здесь аборигены занимают лишь небольшую часть имеющейся территории. Возможные позиции: аборигены должны уступить часть территории, им и так достаточно, пусть живут по своим законам, но не вмешиваются в жизнь поселенцев; лучше истре­бить всех местных жителей, потому что они дикари и не дадут спокойно жить пришельцам, тем более сделать это будет не очень сложно; наладить дружеские отношения с аборигенами и при­шельцами с дальней планеты; натравить аборигенов на дальних пришельцев и сполна воспользоваться результатами.

3. Дальние пришельцы (представлены завоевателями-воен­ными). Их цивилизация является самой передовой, но предста­вителей на этой планете не так много, и боевые действия могут быть неудачными. Кроме того, завоеватели не собираются вести серьезное хозяйство, так как планета расположена слишком дале­ко. Возможные позиции: оставить эту планету и не сотрудничать ни с кем; покорить всех и показать свою силу, так как плане­та может пригодиться для дальнейших испытаний; защитить аборигенов от соседей и сохранить их культуру; попробовать договориться.

Учащиеся могут также придумать строй государств, которые они представляют (в первую очередь это касается пришельцев), и от этого будет зависеть их поведение и выбранная стратегия в данной ситуации. Важно рассмотреть выбор стратегии каждой группы. Возможно, первоначально группы выберут свою стра­тегию после небольшого обсуждения, а затем вернутся к этому вопросу после того, как узнают позиции других групп. При этом с игровой точки зрения важно не давать группам возможности соотносить свои позиции друг с другом. Скорее всего, решения групп будут негативно восприниматься другими сторонами (мож­но спрашивать их мнение после высказывания позиции одной группы).

Если все стороны (или одна из них) выберут путь войны или конфликта, то преподаватель должен продолжить ситуацию, ска­зать, что долгие войны и противостояние не привели к решению вопроса, и тогда нужно провести большой конгресс и выработан, общие правила (законы). Группы предлагают по 3 закона, затем обсуждают плюсы и минусы каждого и проводят голосование. Закон становится общим только при согласии всех трех групп.

Предварительно стоит обсудить важные вопросы. Какой язык следует использовать мри встрече? Какие наказания пре­дусматриваются за нарушения законов? Кто должен совершать правосудие?

Если группы сумеют выработать совместные правила и за­коны, то в дальнейшем можно предлагать ситуации с их наруше­нием. Например, аборигены во время охоты случайно наносят ущерб посевам (им было необходимо добыть пропитание, иначе грозила гибель от голода), оскорбление местного бога пришель­цами (в виде грубого высказывания, осквернения культового места), убийство (военные с дальней планеты убили представи­теля другой стороны, приняв его за шпиона, когда тот заблудился и случайно попал в зону военного объекта).

Данное занятие позволит сформировать обстановку заинте­ресованности учащихся в изучении курса, а также даст им воз­можность сделать первые шаги по пути совместной работы для решения поставленной задачи или проблемной ситуации. Вме­сте с тем, могут возникнуть сложности — подобная игра требует много времени; при достаточно высоком уровне конфликтности в классе может возникнуть тупиковая ситуация; учащимся не­обходимо творчески относиться к своей роли, иначе игра будет скучной и формальной; не должно быть давления авторитета от­дельных людей, иначе решение будет принято без учета общих настроений.










Литература


1.Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 6 класса.- 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2006.

2. Биянова Е. Б. Поурочные разработки по обществознанию:6 класс.- М.: ВАКО, 2010.

3. Шайхер В. Ю. Антология мудрости. М.: Вече,2005.

Свежие документы:  Конспект урока «Моя семья»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: