Конспект урока по обществознанию на тему «Права и обязанности гражданина и человека»


Тема: «Права и обязанности гражданина и человека»

(1 слайд)

  1. Оргмомент

Ребята, сегодня вы сможете оценить свою работу на уроке самостоятельно. Вам будет предложен оценочный лист, где вы за каждый ответ будете ставить «плюс». Если вы наберете от 8 до 10 плюсов, то ваша работа будет оценена на «отлично», если наберете от 5 до 7 – оценка «хорошо», от 2 до 4 – «удовлетворительно». В конце урока вам будет дано домашнее задание: сочинение-эссе и за те плюсы, которые вы заработали, и домашнее задание я вам поставлю оценку в журнал. Максимальная оценка за домашнее задание 5 балов.

  1. Актуализация знаний

Тема нашего урока – «Права и обязанности гражданина и человека». Материал данного урока поможет вам при сдаче экзамена по окончании 9 класса и подготовке к ЕГЭ. Что мы уже знаем по теме? (2 слайд). Мы уже знаем, кого называют гражданином, знаем, что каждый гражданин обладает правами и обязанностями и знаем что такое права и обязанности?

Что мы хотим узнать?

Цель урока: рассмотреть основные права и обязанности, которыми обладает человек и гражданин. (3 слайд)

Нам предстоит познакомиться с основными правами и обязанностями, которыми наделены граждане Российской Федерации; рассмотреть документы, закрепляющие права человека и гражданина; определить роль и функции государства в вопросах прав человека; найти взаимосвязь между правами и обязанностями.

Для начала, давайте ребята определим основные понятия нашей темы: что такое гражданин, права и обязанности. Для этого вам необходимо разделится на группы и из предложенных терминов одной группе найти определение гражданин, другой – права и третьей – обязанности. Для четвертой группы будет творческое задание: самостоятельно дать определение термину гражданин. А теперь давайте посмотрим на экран правильные определения и вы увидите правильно вы ответили или нет. (4 слайд)

Человек живет и занимается деятельностью для того, чтобы удовлетворять свои потребности. Давайте вспомним, а какие же потребности есть у человека? (ответ: биологические, социальные, духовные). Какие из них характерны абсолютно для каждого? (5 слайд). (ответ: все)

Для того чтобы удовлетворять эти общие потребности у каждого человека есть определенные права. Ребята, попробуйте сами назвать группы прав человека. (6 слайд). Приведите примеры на каждую группу прав. Итак, каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

Где закрепляются наши права? (в конституции, в законах страны и международных документах) (7 слайд). Для чего их нужно закреплять? (ответ: чтобы был порядок)

Всеобщая Декларация прав человека, определившая и провозгласившая круг основных прав и свобод человека, была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Через три года после окончания Второй Мировой войны. Как вы думаете, почему именно это событие послужило причиной принятия Декларации? (8 слайд)

Путешествие в прошлое. (9 слайд)

Какие уроки можно извлечь из этих событий?

Предотвратить новую мировую катастрофу можно только общими усилиями. Права человека носят всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер. (10 слайд). Давайте попробуем объяснить, что это значит? В какой статье Конституции РФ отражаются эти принципы? (глава 2 статья 17)

Права граждан нашего государства закреплены в Конституции РФ. А кем же гарантируются и обеспечиваются наши права. Давайте найдем ответ на этот вопрос в Конституции РФ (глава 1 статья 2). (11 слайд)

Итак, государство обязано: (12 слайд)

— соблюдать права человека на своей территории

— принимать законы, гарантирующие каждому его права

— обеспечить защиту прав в случае их нарушения.

Если у каждого человека есть права, значит ли это, что он может делать все, что хочет? Например, у каждого из нас есть право на свободу мысли и слова, значит ли это, что он может говорить все, что хочет? Но иногда мы забываем, что права есть не только у нас, но и людей, которые нас окружают

Итак, наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Важно не только соблюдать свои права, но и не нарушать прав других. (13 слайд).

Права невозможны без обязанностей. На слайде вы видите изображения. Вам необходимо понять о какой обязанности говорит данное изображение и найти ее в конституции РФ. (работаем по документу). (14 слайд) (1 – ст. 38 п. 2, 3; 2 – ст. 57; 3 – ст. 44 п. 3; 4 – ст. 59; 5 – ст. 43 п. 4; 6 – 58).

Почему не только права, но и обязанности закреплены в Конституции? Как взаимосвязаны между собой права и обязанности? Приведите примеры? А нужны ли человеку обязанности? Итак, обязанности нужны для того, чтобы установить порядок в обществе.

Человек заговорил о своих правах десятки веков назад. Это подтверждают исторические источники, с которыми я вам предлагаю поработать. Это законы греческого реформатора Солона (7 в до н.э), Великая Хартия вольностей, принятая в Англии в 1215 г. и Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г во Франции. (15, 16 слайды)

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина и человека, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства, нашли взаимосвязь между правами и обязанностями.

А теперь я предлагаю вам выполнить несколько заданий

  • Сопоставить. (17 слайд)

  • Соотнести. (18 слайд)

Что мы узнали на уроке (19 слайд)

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы из раздела: «сегодня на уроке я…» (20 слайд)

Нужны ли вам эти знания? Для чего?

Домашнее задание: (21 слайд)



4


Свежие документы:  Классный час "20 лет Конституции РФ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: