Конспект урока по обществознанию «Ненаучное познание»


Конспект урока по обществознанию

«Ненаучное познание»

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель: ознакомить учащихся с формами и способами ненаучного познания;

Задачи:

Образовательные: дать ученикам представление о ненаучном познании, о таких формах и способах ненаучного познания как 1) миф, 2) жизненный опыт, 3)народная мудрость,4)паранаука,5) искусство.

Развивающие: 1) развитие умения мыслить, выражать свою точку зрения;2) развивать умение сравнить, делать выводы и обобщения;3) развитие умения работы со схемой, таблицей.

Воспитательные: воспитывать объективное отношение к субъективным понятиям.



Оборудование: репродукция картины Сандро Ботичелли «Рождение Венеры» (Л.А.Рапацкая «Мировая художественная культура. 10 класс, Часть I»), дополнительные материалы для учеников, готовящих сообщения

Литература: «Человек и общество. Обществознание. Часть I»

Дополнительная литература: «Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс» Т.П.Бегенеева





















Структура урока

I этап – Организационный момент – 1 мин.

II этап – Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 2 минуты

III этап – Объяснение нового материала – 34 мин.

План изучения нового материала:

1) Мифология – 7 минут

2) Жизненный опыт – 4 минуты

3) Народная мудрость. Здравый смысл – 5 минут

4) Искусство – 5 минут

5) Паранаука – 11 минут



IV этап – Этап закрепления – 6 минут



V этап – Этап подведения итогов и информации о домашнем задании – 2 минуты















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организационный этап.


Учитель приветствует класс. Здравствуйте ребята! Определяет отсутствующих, определяет готовность учащихся к уроку (внешний вид, рабочая обстановка).

Ученики приветствуют учителя.

2)Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Прошлая наша тема, называлась «Научное познание», ну а сегодня мы с вами ребята будем изучать, очень интересную тему «Ненаучное познание». Запишите в тетрадях тему нашего урока «Ненаучное познание» §11. Сейчас, мы с вами живём в XX веке, и даже сейчас большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания. Сегодня мы их и будем изучать.

Ученики записывают тему рока

3) Этап объяснения нового материала

1) Мифология





















































































































































































































































































































































































2) Жизненный опыт





































































3) Народная мудрость. Здравый смысл.











4) Искусство



















































5) Паранаука

Неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т.д.

Самым ранним способом понимания природной и общественной деятельности был миф. Миф-это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представление о его устройстве и порядка в нём. В мифах заложена первичная научная концепция Вселенной, пусть наивная и фантастическая, но в них обозначены некоторые вечные категории человеческого сознания: судьба, любовь, дружба, самопожертвование, героизм, мечта, творчество. Мифологическое мышление обладает некоторыми особенностями. Учитель зарисовывает схему «Особенности мифологического мышления»

















































Особенности мифологического мышления









Неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т.д.


































Замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении























Всё происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения. Миф обычно совмещается в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.





























Мифы бывают нескольких типов



Учитель рисует схему









Учитель по ходу записи схемы спрашивает примеры у учеников



Типы мифов

мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий.

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

















мифы о происхождении реалий космоса и повседневной жизни.

В узком смысле — мифы, объясняющие происхождение отличительных признаков или иных объектов, феноменов



В узком смысле — мифы, объясняющие происхождение отличительных признаков или иных объектов











ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ



























мифы о конце света

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ











Мифы о смене времён года, были связаны с повествованиями об умирающих и воскресающих богах и героях



КАЛЕНДАРНЫЕ МИФЫ



















Мифы о рождении, происхождении, посвящении в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.





БИОГРАФИЧЕСКИЕ



















Самые распространенные мифы – это мифы античные. Но даже в огромном мифологическом наследии античности выделяются мифы, без которых немыслим интеллектуальный багаж современного человека.



Можно выделить следующие группы мифов:



Учитель зарисовывает таблицу:

Группы мифов



Группы мифов

примеры

Мифы о героях

Прометей, Геракл, Тесей

Мифы о творцах

Дедал и Икар

Мифы о судьбе и роке

Эдип, Сизиф

Мифы о верных друзьях

Ахилл и Патрокл

Мифы о любви

Орфей и Эвридика, Аполлон и Дафна







Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т.е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа, например, «Одиссея»

«Илиада», «Махабхарата», «Рамаяна». Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. Мифологическое представление древних людей об устройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом. Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира. Мы и сегодня одних известных людей героизируем, а других демонизируем. Мы по-прежнему ждём «культурного героя», который откроёт перед нами новые, невиданные возможности.



Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали определённые знания. Массу знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, винодела, строителя и т.д.

Практическое знание – это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания. Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него, каждый сможет завязать шнурки и при этом обойтись без всякой научной теории. Ребята приведите примеры практических знаний?

В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивает их как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу. Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, иногда называют духовно-практическими. Духовно-практическое знание – это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе.

От этих знаний один шаг до народной мудрости.

Ребята, приведите примеры духовно- практических знаний?





Ребята, вам было дано домашнее задание, подготовить пословицы, поговорки, загадки. Происходит анализ.



Вопросы для анализа: В чем состоит суть пословиц, поговорок, загадок? что они несут в себе? какой смысл народ в них вложил? есть ли противоречия в них? Почему есть эти противоречия?



Иной тип познания дает искусство. Оно имеет дело с художественным освоением мира. Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности. Будучи отражением действительности, образ обладает определёнными свойствами реально существующего предмета.

Будучи идеальным, а не реальным объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, гипотез и других мыслительных конструкций, которыми человек пользуется, познавая мир. Он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов. Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное. С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким способом.

Идет работа с репродукциями картин, для этого учитель раздает учебник «Мировой художественной культуры за 10 класс». Учитель спрашивает, какой образ предстает у учеников, глядя на картину.





И самый загадочный, таинственный способ ненаучного познания – это паранаука.

Паранаука — околонаучное знание. Ребята, что относится к паранауке?



Двоим ученикам было дано сообщение на тему «Ванга»

И «Астрология». Перед выступлением учеников, учитель задает классу вопросы:



По сообщению «Астрология»

подумать над тем, можно ли считать Астрологию наукой, доверяете ли вы ей? Сбывались прогнозы астрологов?

По сообщению «Ванга» — Кем является Ванга, человеком, обладающим паранормальными способностями или шарлатанкой? Встречались ли вы с людьми, обладающими экстрасенсорными способностями?



































































































Ученики зарисовывают схему за учителем



































































































Ученики зарисовывают схему



Библейские мифы о сотворении мифа























О Прометее

























Мифы о всемирном потопе, миф об Атлантиде











Миф о Персефоне и Деметре















Мифы о Геракле









































Ученики зарисовывают таблицу

























































































































Работа с поговорками , с пословицами, с загадками.





















































Ученики работают с репродукцией









Эктрасенсы, народаня медецина, астрология, уфология и т.д.

































4)Этап закрепления нового материала

Написать маленькое эссе на тему, «Ненаучное познание. Как оно присутствует в моей жизни?»



5) Этап подведения итогов и информации о домашнем задании.

Учитель подводит итоги за урок, объявляет оценки за работу во время урока, объявляет домашнее задание §11, повторить понятия и термины, задания после параграфа 3, 4, 5, 6.



Свежие документы:  Классный час «Свободное время. Как его использовать с пользой?»




























Астрология (от др.-греч — звезда, и от др.-греч. — учение, мысль, причина) — оккультное учение, согласно которому по расположению небесных тел, в основном планет, возможно предсказывать будущее отдельных людей и целых народов, исход предпринимаемых действий и происходящих событий.

Астрология возникла в глубокой древности в Месопотамии и получила значительное развитие в Ассирии, Вавилоне, Греции, Риме, Индии, далее в исламском мире и Европе. Семи планетам древних: Солнцу, Луне, Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну было приписано влияние на судьбу людей. На основании их взаимного расположения, положения относительно 12 знаков зодиака и 12 домов в момент рождения человека составлялся гороскоп, говоривший о его судьбе. Гороскоп также составлялся для момента начала предполагаемого действия, например, сражения, для определения исхода событий и выбора стратегии поведения. Позднее к ряду семи планет, известных в древности, были добавлены Уран, Нептун, Плутон, некоторые крупные астероиды и фиктивные точки.

С точки зрения науки астрология является типичным лженаучным учением и разновидностью гадательной магии. При этом наука признаёт, что на определённом этапе своего развития астрология объективно стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания. Еще лет 300 назад астрологию нельзя было назвать лженаукой, но позднее, с развитием знаний человечества об устройстве вселенной, стала очевидна её ложность.

Астрология и современная наука

Поскольку за астрологией исторически закрепилось название, включающее в свой состав корень греческого слова «логос», и применяемый для образования названий различных наук, современная академическая наука постоянно разъясняет, что с позиции современного научного знания астрология носит название науки только в дань традиции. Утверждение о том, что астрология — не наука (а псевдонаука), учёные основывают на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией, и поэтому астрологию относят к суевериям, лженаучным учениям и к разновидности гадательной магии. Лишь небольшую часть традиционно астрологических знаний учёные склонны признать научными: астрономические знания о движении планет и развёрнутую классификацию, связанная с описанием психологических состояний, характера и поведения людей, так нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии.





















Ванга начала предсказывать с 16 лет[источник не указан 170 дней], но профессионально стала этим заниматься с 30 лет[источник не указан 170 дней]. Математик Михаил Холмогоров подсчитал, что за 55 лет своей деятельности у Ванги побывали более миллиона посетителей. Она предсказывала судьбы всех людей, что её посетили, но она не говорила многим людям об их судьбе, если это касалось смерти.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Императрица Елизавета Петровна" 7 класс

Племянница Ванги, Красимира Стоянова, говорит, что Ванга разговаривала с душами умерших или, в случае, когда умершие не могли дать ответа, с неким нечеловеческим голосом. Незадолго до своей кончины Ванга сообщила, что Землю посещают инопланетные корабли с планеты, звучащей как «Вамфим», «третьей по счёту от планеты Земля», а другая цивилизация готовит большое событие; встреча же с этой цивилизацией произойдёт через 200 лет[5].

Ванга также сама встречала инопланетных гостей в 1995 году в Болгарии[5]. Она описала их красивыми, стройными, говорила с ними, после чего они исчезли. По заявлению Ванги, поскольку инопланетяне пришли именно к ней, вряд ли их кто-то видел, кроме, возможно, Витки Петровской, помощницы пророчицы.

Пророчества Ванги о ближайшем будущем скорее оптимистичные, чем мрачные. В начале 1993 года Ванга сообщила, что СССР возродится в первой четверти ХХI века и Болгария будет в его составе. А в России родится много новых людей, которые сумеют изменить мир. В 1994 году Ванга предрекала: «В начале XXI века человечество избавится от рака. Наступит день, и рак будет закован в «железные цепи». Она разъяснила эти слова таким образом, что «лекарство против онкологических заболеваний должно содержать много железа». Она также считала, что изобретут и лекарство от старости. Изготовят его из гормонов коня, собаки и черепахи: «Конь силен, собака вынослива, а черепаха долго живет». А перед смертью Ванга произнесла: «Придет время чудес и время больших открытий в области нематериального. Будут и великие археологические открытия, которые в корне изменят наши представления о мире с древнейших времен. Так предопределено»[5].

Болгарский философ и социолог профессор Величко Добриянов из софийского Института стал первым учёным, исследовавшим количественным методом феномен Ванги. В итоге он опубликовал книгу «Феномен Ванги» (София, Университетское издательство, 1995). Добриянов проанализировал протоколы и многочисленные магнитофонные записи (Ванга впервые разрешила их во время её бесед). Проверка производилась в том числе документальными подтверждениями предсказаний. Эксперименты с «лгунами» — людьми, которых Добриянов сознательно готовил, чтобы ввести в заблуждение Вангу — были быстро разоблачены. Профессор углублённо проанализировал протоколы и магнитофонные записи и сделал вывод, что Ванга «может осуществлять телепатическую коммуникацию и без наводящих вопросов, ее верные телепатические сообщения не являются просто продуктом комбинации вопросов»[8].

























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: