Конспект урока по Обществознанию «Права и свободы человека по Конституции Российской Федерации»


Муниципальное казённое образовательное учреждение «Лицей № 2»

г.Михайловск, Ставропольского края


Методическое объединение учителей истории и обществознания


Обществознание




Разработка урока , посвящённого 20-летию Конституции РФ


Тема — «Права и свободы человека по Конституции Российской Федерации. Как достичь равновесия двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага?»


















Выполнила :

учитель истории

высшей квалификационной категории

Перебейнос В.В.




г. Михайловск – 2013г.

Урок «Права и свободы человека по Конституции Российской Федерации. Как достичь равновесия двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага?»


Тип урока: Урок совершенствования знаний умений и навыков с элементами дискуссии


Форма урока: практикум.


Цель урока: сформировать интерес к изучению правовых законов и основных статей Конституции РФ посредством

решения нравственных ситуаций


Этапы урока:

1. Орг.момент

2. Вызов.(Ситуация успеха)

3. Постановка учебной задачи (проблемы)

4. Решение и доказательство посредством Конституции РФ, Закона об образовании и

жизненных ситуаций.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).



Планируемые результаты


Предметные

1.Рассмотреть с обучающимися 11 класса основные статьи Конституции РФ о правах и свободах человека — Глава 2.


Метапредметные


Регулятивные

1.Научиться определять проблему дискуссии и целевые ориентиры.

Познавательные

1. Сформировать умения, работать с правовыми документами, анализировать , делать выводы.

Комммуникативные

1..Конкретизировать правила поведения старшеклассников как в школе так и в окружающей среде ,исходя из основных документов РФ.

2..Развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения, принимать коллективные решения.

.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная презентация с ходом

мероприятия.

Проведение дискуссии рассчитано на учебный час. Материалы могут быть использованы в работе классного руководителя для проведения классных часов и внеклассных мероприятий


Ход урока

1. Ребята разделены на 3 группы. . Порядок ответов на вопросы будет регламентировать учитель, за временем наблюдать помощник.

2. ВЫЗОВ.(Ситуация успеха)

Предлагается посмотреть фильм –« Права детей в сказках»


-Вступительное слово учителя.( Создание проблемной ситуации. . )

Тема затронутая в этом фильме близка тем вопросам, которые мы сегодня рассмотрим на уроке .Мы встретимся с проблемными ситуациями , поэтому я предлагаю вам наш урок провести в форме дискуссии.

Давайте обратимся к эпиграфу немецкого поэта, публициста и критика 19в.. Генриха Гейне и попробуем предположить ,что он хотел выразить в своих мыслях, написав следующее высказывание-

«Не быть подчиненным никакому закону, значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих.»

Г. Гейне


Учитель фиксирует на доске схематично точки зрения —



Закон






Обязанности Конституция РФ права ответственность

Учитель — Вспомним определение понятию – закон .( Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после основного Закона государства наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

-Итак мы можем предположить в каком законе наиболее полно и объёмно определены права и свободы гражданина Российской Федерации- Это основной закон нашей страны- Конституция РФ.

(Слайд 1)

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

(Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


3. Проблема: Постановка учебной задачи (проблемы)

Учитель -Но как сказал Влади́мир Серге́евич Соловьёврусский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века

«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». В. С. Соловьев

Поэтому давай те попытаемся выяснить —

-Только ли права и свободы человека закреплены в Конституции Российской Федерации»?

И как достичь равновесия двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага?


4. –РАЗМИНКА

1.Какой закон . является основным на всей территории Российской Федерации-

(Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации Ст.4ч.2)

2.. В чем разница между РФ и Россией –( нет разницы, данные наименования равнозначны. Ст.1, ч.2.)

Свежие документы:  Microsoft Excel – табличный процессор, 9 класс

3 Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации – (Многонациональный народ Российской Федерации.Ст.3ч.1)

5 Каким образом народ осуществляет свою власть – (Непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.ст.3 ч.2)

6 Каковы формы высшего непосредственного выражения власти народа –( референдум, свободные выборы.ст.3,ч.3)

7 Когда был принят основной закон нашей страны— ( Конституция принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г)


Ребятам предлагается высказать свою точку зрения ( На высказывание)

Как вы понимаете данные высказывания (3 мин.)

Важные правила — (раздаточный группам )

Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.

Правило 2 . Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.

— А теперь давайте соотнесём данные правила и статьи Конституции РФ ( работа учеников с Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

(Слайд————- )

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

— Работая с Конституцией РФ я предлагаю назвать статьи затрагивающие вопросы образования- учащиеся называют номера статей , которые отражаются на слайдах презентации. (Слайд—)

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

А теперь остановимся на правах подростка в школе обозначенных в Законе РФ об образовании (Слайд—)Закон

  • Какие основные права имеет ребенок как учащийся?

  • (Получение образования в соответствии с гос. образов. стандартами;  получение впервые бесплатного начального, основного общего, полного среднего образования;  бесплатное пользование библиотечным фондом; получение дополнительных( в том числе и платных) образовательных услуг; участие в управлении образовательным учреждением; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; добровольное привлечение к труду, не предусмотренного образовательной программой; добровольное вступление в любые общественные организации; защиту от применения методов физического и психического насилия; условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья).

  • Кто несет ответственность за получение ребенком среднего образования – родители или школа?

  • (В законе записано, что ответственность за получение среднего образования ребенком несут родители.)



А каковы по Закону обязанности несовершеннолетних? -предлагается
перечислить некоторые (но не все) обязанности несовершеннолетних:

Каждый ребенок обязан:
— уважать права и культурную самобытность других;
— слушаться родителей и лиц, их заменяющих;

— Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (ст 19 Закона РФ»Об образовании»)

— соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома ,в общественных местах; правила в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Предлагается рассмотреть ситуацию и к ней подобрать статьи Конституции и раскрыть моральную сторону ( от каждой команды 1 ответ -3 мин)

Может ли учитель читать отобранные у детей записки?

(Слайд—-)

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

— ( Промежуточный итог) . Раскрывая моральную сторону – ученики делают вывод о необходимости выполнять и обязанности, нести ответственность за свои действия.

— Актуализируя знания учащихся о том, что такое ответственность, предлагаем рассмотреть несколько ситуаций ;

-Почему бывает трудно отвечать за свои поступки?-

-«Не ошибается тот, кто ничего не делает».

-Учащимся предлагается закончить фразы: «Я иногда поступаю неправильно, потому что…»

Вопрос-какой смысл вы видите в данных ситуациях? И почему если вы хотите чего то добиться в будущем вам просто необходимо предвидеть последствия своих поступков, а также умение анализировать то, что уже случилось?,

— ( Промежуточный итог) . Люди не должны забывать , что право на свободу действий должно сочетаться с понятием «ответственность» человека за свои поступки .

Переходим к слайду — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
Ребенок несет ответственность:
— перед своей совестью;
— перед родителями и лицами их заменяющими;
— перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
— ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает:
— административная  ответственность;
— дисциплинарная;
— ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы – исключение из школы;
— ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
— гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
— ответственность за возмещение причиненного вреда.
С 16 лет наступает:
— административная и полная уголовная ответственность.

Ситуация «Правовой выбор» — раздаточный материал-3мин.

Командам предлагается сделать правовой выбор в жизненных ситуациях и определить статьи (раздаточный материал)

 К знакомому пристают хулиганы. 
Первое возможное решение – не подвергать себя опасности, сделать вид, что не заметил и пройти мимо, став потенциальным соучастником нападения. 
Второе возможное решение – заступится за знакомого, но при этом возможны негативные для вас последствия. Каковы ваши дальнейшие действия? (3мин.)

(Слайд—) Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Зачастую мы не зная своих прав не можем правильно реагировать на действия правоохранительных органов (Слайд—)

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Используя предложенные статьи вам предлагается выработать свою схему поведения , не противоречащую нормам закона .Как вы поступите в данной ситуации? — ( обсуждение по 3 мин)- В конце обсуждения ребятам предлагается раздаточный материал(Памятка – пояснение)

Вопрос . К ВАМ ПОДОШЕЛ представитель правоохранительных органов …

(Памятка – пояснение) раздаётся после рассмотрения предложенной ситуации

Когда к вам на улице подходит милиционер и просит предъявить документы, возмущаться бессмысленно, нужно правильно себя вести. Что делать в подобной ситуации? Держите себя спокойно и уверенно. Прежде всего, работник милиции обязан вам представиться: назвать свое звание, фамилию и отделение милиции и объяснить, чем вызвано его обращение к вам. Особенно это касается работников правоохранительных органов в штатском.

Если милиционер не представился, вежливо, но твердо попросите его это сделать и не стесняйтесь записать его данные. Поясните, что вы не отказываетесь предъявить документы, но хотите убедиться, что перед вами действительно милиционер, а не ряженый бандит. Перепишите все данные на листок бумаги или в блокнот. Но на всякий случай постарайтесь их еще и запомнить. Отдельное внимание обратите на жетон с личным номером. Каждый милиционер перед выходом на дежурство получает его вместе с оружием. Номер на жетоне тоже стоит запомнить. Если у милиционера нет жетона, или он отказывается по каким-то причинам показать свое удостоверение, попросите, чтобы к вам подошел кто-то другой из наряда милиции, у кого есть все необходимые документы. Выиграйте инициативу у милиционера знанием своих прав и его обязанностей. Если у вас есть с собой какой-либо документ, удостоверяющий вашу личность, — обязательно его предъявите. Если с собой документов нет, но есть мобильный телефон, скажите, что можете позвонить домой, и родственники назовут данные вашего паспорта. На этом вопрос может быть исчерпан

5.) Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Командам предлагается обратиться к теме урока . «Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации. Как достичь равновесия двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага?»


Вопросы.– Обсудите в группах – есть ли противоречие между правами и обязанностями человека, какова роль ответственности в жизни человека?


-Какой у вас возникает Вывод. Сформулируйте его( различные мнения)

Какие смысловые ориентиры вы поставили бы для себя исходя из обсуждаемого материала ?

(По 2 ориентира)———

Итог урока

— Итак , перед нами стояла задача выяснить — Только ли права и свободы человека закреплены в Конституции Российской Федерации»?И как достичь равновесия двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага? , которую мы решили работая с текстом Конституции РФ и раздаточным материалом. Применялись приёмы анализа и сравнения ,.Мы учились внимательно выслушивать различные точки зрения. Организовывать работу в группе, (самостоятельно определять цели, задавать вопросы, вырабатывать решения).Итоговым этапом диспута стало изучение главы 2 Конституции РФ, обсуждение смысловых ориентиров, представленных участниками. Каждая группа обосновывала жизнеспособность своего выбора. В результате дискуссии сделаны выводы.

Д. /р- Изучение ст. Конституции Рф ,гл.2 , творческое задание.

Написать сочинение –эссе .

1. —Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества. — С. Джонсон

2.Река истины протекает через каналы заблуждений- Рабиндранат Тагор

3. То, что связано с законом, дает право. Но само по себе это право не является ни правом разума, ни правом справедливости; это право силы. — Ж. Ламетри








Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Применение формул сокращённого умножения" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: