Методическая разработка урока по теме «Свобода и необходимость в деятельности человека» 11 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

город Армавир Краснодарского края






Конспект урока по обществознанию
в 11 классе

«Свобода и необходимость в деятельности человека»



подготовила

учитель истории и обществознания

Виноградова Наталья Александровна






















г. Армавир

2011



Тема: Свобода и необходимость в деятельности человека



Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик.

Задачи:

  • раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;

  • развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

  • способствовать процессу социализации учащихся посредством   воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

Оборудование: учебник (Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 11 класс), раздаточный материал, мультимедийный проектор, ватман.

Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-практикум с элементами дискуссии

Этапы урока:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

  2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

  3. Ознакомление с новым материалом;

  4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

  5. Подведение итогов урока;

  6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению


План изучения нового материала

  1. Понятие «свобода»

  2. Внешние и внутренние регуляторы поведения

  3. Может ли человек быть абсолютно свободным?


Ход урока:

Ты называешь себя свободным.

Свободным от чего и свободным для чего?

Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.

(Перед уроком учащиеся делятся на группы, результаты выполнения заданий группы фиксируют на ватманах).


  1. Вступительное слово учителя:

Президент России Дмитрий Медведев вступил в должность главы государства 7 мая 2008 года, на которую был избран в результате всенародных выборов. Придя к президентству, он провозгласил принцип «свобода лучше, чем несвобода«. Этот принцип я предлагаю вам положить в основу нашего занятия.

Как вы понимаете смысл данного выражения? А вы можете назвать себя свободными людьми? (ответы учащихся; обратить внимание на эпиграф).

Учитель: Вы знаете, что в современном обществе вы обладаете определенным набором свобод, который и подкрепляет ваше ощущение раскованности.

Попробуем смоделировать следующую ситуацию. Я – чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы – редакционный коллектив газеты с названием «Мы – не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. В конце концов, крепостное право в нашей стране отменили еще в 1861 г., и, по моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием.

Слово каждой группе. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах).

Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Права и свободы человека. (То есть, чтобы доказать мне, что вы на самом деле свободные люди можно просто открыть, например, статью 18 Конституции РФ, в которой написано: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание законов и обеспечиваются правосудием»).

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.


Учитель: Итак, мы называем себя свободными людьми. Но что такое свобода в вашем понимании? Человек один – он свободен и счастлив? Человек в обществе – он свободен или зависим? (постановка проблемных вопросов).

(работа с источником – стихотворение Л. Филатова):

Когда ворюга, шастая в толпе,

Свой выбор остановит на тебе, —

Ты можешь, протянув ему баул,

Вполне свободно крикнуть: караул!..




Когда на зов твой явится сержант

И тоже намекнет насчет деньжат, —

Ты можешь, протянув ему браслет,

С угрозой поглядеть ему вослед!..


Когда и же судья, закон поправ,

Наложит на тебя разбойный штраф, —

Ты можешь, протянув ему кольцо,

С презреньем помолчать ему в лицо!..


При эдаком обилии свобод

Ты можешь жить буквально без забот,

А коль тебе свобода надоест –

Ты вправе молча выразить протест!..


У каждого человека свое собственное видение этого понятия. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного, возможность выйти из тюрьмы, для школьника – каникулы. Но нам с вами надо попробовать найти такие ассоциации, которые будут отражать общие признаки этого понятия.

Работа с ассоциациями (все вместе): на слайде — СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА

Предложить готовый перечень ассоциаций и попросить проранжировать по степени важности: альтернатива, выбор, возможность, желание, активность, независимость, необходимость.


Работа по группам. Задание – в теч. 1 минуты – закончите предложение: Свобода – это…, используя те признаки, которые выделены на доске.

(русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии).

Ответы групп (зафиксированы на ватмане).


Учитель: Спасибо, я принимаю ваши варианты ответа и позвольте предложить вам свой:

Свобода – это возможность правильного выбора.


Но всегда ли мы можем сделать свой выбор?

Работа в группах (каждой группе предложены по 2 листа формата А 4, при этом они или одного цвета, или разных цветов). Задание – в теч. 1 мин. докажите мне, что один из листов лучше по своим характеристикам, а, значит, вы выбираете именно его.

(Обычно с аргументами затрудняется та группа учащихся, у которой листы одинакового цвета и формата). Поменять листы, попросить в новых условиях показать достоинства того или иного листа.

Прокомментировать. Рассказать о буридановом осле – философский парадокс, который приписывается французскому философу Жану Буридану, жившему в XIV веке:  осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную охапку. (Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами).


Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями.


  1. Обладая свободой выбора, человек может выбрать лучшее из того, что предлагает мир. Но человек не один. Он живет в обществе себе подобных. А значит его желания, желания одного могут войти в противоречие с желаниями другого человека. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы. Давайте попробуем выделить эти ограничители = зависимости, которые существуют в жизни большинства из нас.

Кластер – зависимости (работа вместе со всеми): на слайде — ЗАВИСИМОСТЬ

(предположительные ответы учащихся: от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег).

Пожалуй, достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? (ответы учащихся). Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.


Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям:

Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.


Мальчик: Ты кто???


Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.


Мальчик: Ты – демон страха?


Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…


Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!


Демон: А что для тебя свобода мальчик?


Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.


Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?


Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.


Демон: Да неужели? Как?


Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.


Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?


Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.


Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.


Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.


Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.


Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.

И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …


Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор.

Ответы учащихся.


Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».


Поставить проблему: что значит жить СВОЮ ЖИЗНЬ? (моя хата с краю?).

Ответы учащихся.


  1. Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!

Ввести понятия: абсолютная и относительная свобода (задание — привести конкретные примеры, иллюстрирующие эти понятия – работа в группах). Проанализировать ответы.


В качестве проверки усвоения изученного материала учащиеся выполняют задание: в чем смысл выражения древнегреческого философа Платона — «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его».

(Варианты выполнения этого задания: 1. ПОПС-формула (сильные учащиеся); 2. Записать образы-ассоциации, возникающие в процессе анализа данного выражения (менее подготовленные учащиеся).


(Примерные ответы учащихся: у человека рождается ощущение вседозволенности; далее происходит вырождение личности, деградация, духовный упадок; для государства – тоталитарный режим).

Делаем общий вывод: Свобода — одно из самых больших богатств человека, но и очень большая ответственность, т.к. свобода выбора и действий одного человека может означать произвол в отношении других людей.


Домашнее задание: параграф 12; написать мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше).















































Список использованной литературы


  1. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Большая книга афоризмов. Изд. 2-е, исправленное. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

  3. Филатов Л.А. Про Федота-стрельца, удалого молодца: Стихи, сказки, пародии. – м.: Изд-во Эксмо, 2006.

  4. Источник «Диалог о свободе» — автор неизвестен.

Интернет-источники:

  1. https://slovari.yandex.ru











































Свежие документы:  Конспект урока английского языка во 2 классе «Описание животных. Чтение гласной буквы Ее в закрытом слоге и буквосочетания еу»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: