Олимпиада школьный тур, обществознание




6 класс

1

2

. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

    1. Игра, труд, учение__________________________________________________________

    2. Старательность, воля, терпимость_____________________________________________

2

2

. Заполните пропуск в ряду.

2.1. Высшие чувства человека: нравственные, эстетические,__________________________

2.2. Потребности человек: социальные,___________________________, духовные.

3

4

. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

3.1. духовенство, дворянство, брахманы, крестьяне____________________________________

_____________________________________________________________________________

3.2. родовая община, соседская община, племя, цех __________________________________

_____________________________________________________________________________

4

4

. Расставьте заданные понятия в логической последовательности на ступеньки схемы.

Понятия:

А) человек осваивает природу;

Б) человек приспосабливается к природной среде;

В) человек зависит от природы;

Г) человек преобразует природу



5

3

. Найдите в приведенном перечне варианты ответа, характеризующие отличия человека от животных и выпишите соответствующие буквы:

Человек

А) обладает инстинктом самосохранения;

Б) существо биологическое;

В) живёт среди себе подобных;

Г) преобразует окружающий мир;

Д) обладает способностью к творчеству;

Е) умеет приспосабливаться к окружающему миру;

Ж) производит орудия труда с помощью других орудий труда. ________________________


6

6

. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение полученных слов:

6.1. О_ще_т_о

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Об_е_ие

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7

4

. Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.


Человек тогда______________________________, когда он со всеми_________________.

(Ж.Амаду)

Создаёт человека___________________________, но развивает и образует его____________________________________________.

(В.Г. Белинский)


8

9

. Перед вами описания ситуаций из известных народных и литературных сказок. Ваша задача – определить, какое право сказочного персонажа соблюдено или нарушено с позиций современных представлений о правах человека. Ответ запишите в строчке, оставленной в конце описания каждой ситуации.


1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом _________________________________________

2. Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в каморку папы Карло, нарушив его право ____________________________________________________________

4. Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу. Воспользовался своим правом ____________________________________________________ _____________________—

5. Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана-царевича, нарушив тем самым его право ____________________________________________________________________

7. Приказав Чернавке из «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина увести царевну и бросить связанной в лесу, царица посягнула на ________________________________________________________________________________

8. Папа Карло, подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _______________________________________________________

9. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ____________________ ________________________________________________________________________________

















7 класс


1

2

. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1.1. герб, гимн, флаг______________________________________________________________

    1. Живопись, театр, музыка, литература____________________________________________

2

2

. Заполните пропуск в ряду.

2.1.У греков – агора, у казаков – круг, у новгородцев — ______________,

2.2. Потребности человек: социальные,___________________________, духовные.

3

4

. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

3.1. право на жизнь, право избирать, право на свободу совести, право на участие в демонстрациях _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3.2. родовая община, цех, соседская община, племя___________________________________


5

4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. В переводе с латинского слово «республика» означает «общее дело».

2. Спарта считалась эталоном древнегреческой демократии.

3. Человек становится личностью только во взаимодействии с другими людьми.

4.  Самообразование относится к биологическим способностям человека.

5. Дискуссия – это цивилизованный способ решения конфликта.


1

2

3

4

5







5

6

. Впишите пропущенные слова в отрывки из приведенных документов.

Назовите эти документы.

5.1. «Российская Федерация, Россия есть _______________ федеративное правовое государство с _____________ формой правления».

Ответ – ______________________________________________________________________

5.2. «Славься, ___________________________ наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, ________________! Мы гордимся тобой!

Ответ – ________________________________________________________________________

4

6. Установите соответствия между видами трудовой деятельности человека и их результатами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВИДЫ ТРУДОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

  1. Изобретение радио А) военная деятельность

  2. Победа в войне 1812 года Б) интеллектуальная деятельность

  3. Открытие закона всемирного тяготения В) художественная деятельность

  4. Картины передвижников


1

2

3

4





7

2

. Заполните пропуски в схеме:

8

3

. Выберите правильные ответы

Что из перечисленного является малой группой?

а) школьный класс;

б) жители одного московского района;

в) учителя обществознания Москвы;

г) семья;

д) рок-ансамбль;

______________________________

9

6

. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия.

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

9.1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2. государство, закон, основной

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. П

9

еред вами описания ситуаций из известных народных и литературных сказок. Ваша задача – определить, какое право сказочного персонажа соблюдено или нарушено с позиций современных представлений о правах человека. Ответ запишите в строчке, оставленной в конце описания каждой ситуации.


1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом _________________________________________

2. Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в каморку папы Карло, нарушив его право ____________________________________________________________

4. Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу. Воспользовался своим правом ____________________________________________________ _____________________—

5. Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана-царевича, нарушив тем самым его право ____________________________________________________________________

7. Приказав Чернавке из «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина увести царевну и бросить связанной в лесу, царица посягнула на ________________________________________________________________________________

8. Папа Карло, подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _______________________________________________________

9. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ____________________ ________________________________________________________________________________




















































8 класс


1

2

. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1.1. герб, гимн, флаг______________________________________________________________

    1. Православие, католицизм, протестантизм_________________________________________

2

2

. Заполните пропуск в ряду.

2.1.У греков – агора, у казаков – круг, у новгородцев — ______________,

2.2. Буржуазия — класс; кшатрии — каста; дворянство — ________________________.

3

4

. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

3.1. право на жизнь, право избирать, право на свободу совести, право на участие в демонстрациях _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3.2. Искусство, наука, здравоохранение, образование __________________________________

_______________________________________________________________________________


5

4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. В переводе с латинского слово «республика» означает «общее дело».

2. Высокий уровень проявления способностей к определённой деятельности называется талантом.

3. К производственной деятельности человека относится издание законодательных актов.

4.  Самообразование относится к биологическим способностям человека.

5. Одной из форм правления государства является демократия.


1

2

3

4

5







5

9

. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу.

5.1. Что из перечисленного является малой группой?

а) школьный класс;

б) пассажиры в автобусе;

в) учителя обществознания Москвы;

г) семья;

д) рок-ансамбль;

е) жители одного московского района.

5.2. Что из перечисленного относится к правоохранительным органам?

а) суд;

б) Правительство России;

в) воинская часть;

г) прокуратура;

д) общество защиты прав потребителей;

е) милиция.

5.3. Что из перечисленного является проявлением межличностного конфликта?

а) борьба двух игроков соперничающих команд за мяч во время футбольного матча;

б) ссора матери и дочери из-за избранной дочерью одежды для ношения на прогулке;

в) несогласие работника с новой принятой на предприятии системой оплаты труда;

г) спор в транспорте из-за того, кто должен занять освободившееся сиденье;

д) дискуссия во время научной конференции;

е) жалоба покупателя на некультурное и грубое обслуживание продавцом в магазине.


5.1.

5.2.

5.3.




4


6. Установите соответствия между качествами человека и двумя сторонами его природы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

КАЧЕСТВА СТОРОНЫ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

  1. Потребность в определённой тепловой среде А) социальная

  2. Преобразовательная активность Б) биологическая

  3. Инстинкт самосохранения

  4. Творческий характер деятельности


1

2

3

4





7

2

. Заполните пропуски в схеме:

8

4

. К каждому предложению укажите вид юридической ответственности:

1) гражданин К. систематически опаздывает на работу __________________________

2) гражданин Б. не оплатил проезд в автобусе_____________________________

3) гражданин М. оказал сопротивление работнику милиции______________________

4) гражданин Л. распространял наркотики_________________________________


9

6

. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия.

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

9.1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2. государство, закон, основной







1

13

0.




Решите обществоведческий кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке.




1










2















3











4














5














6













7














8













9










10














11













12












1. Система взглядов, в которой признается высшая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. 2. Готовность производителя представить для продажи какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. 3. Одно из правомочий собственника. 4. Способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. 5. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 6. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 7. Соответствие мысли предмету познания. 8. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 9. Лицо без гражданства. 10. Процесс длительного и устойчивого обесценивания денег. 11. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 12. Исторически наиболее ранний тип этнической общности.

Определение: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























9 класс

3


1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных

ниже терминов, объединяющее их

1.1. Касты, сословия, классы_______________________________________________

1.2. Уголовная, административная, гражданская__________________________________

1.3. Уровень доходов в обществе, мода и сезонность, наличие товаров-заменителей.

________________________________________________________________________________

2

3

. Заполните пропуск в ряду.

2.1. Производство, ………, распределение, потребление.

2.2. Экономическая, социальная, …………………, духовная сферы

2.3. Бельгия, Нидерланды, Япония, Люксембург –__________________________; Италия, Германия, Израиль – парламентские республики; Франция, Литва, Россия, Украина – смешанные республики.


3

4

. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Республика, монархия, демократия.______________________________________________

2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм._________________________________________

4


4. Установите соответствия между значениями понятия «общество» и способами его определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

«ОБЩЕСТВО»

  1. Всё человечество в его прошлом, настоящем А) В широком смысле

и будущем

  1. Группа людей, объединённых совместной Б) В узком смысле

деятельностью

  1. Историческая эпоха

  2. Часть материального мира, отделённая от

природы, но не потерявшая связь с ней


1

2

3

4





6


5. Установите соответствие между способами поведения в конфликтной ситуации и характером разрешения конфликта: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца

Способы поведения характер разрешения конфликта

  1. ссора А) конструктивный (цивилизованный)

  2. скандал Б) неконструктивный (разрушительный)

  3. спор

  4. дискуссия

  5. драка

  6. переговоры

1

2

3

4

5

6









8


6. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

1. Темп речи

5. Постоянное несогласие со сверстниками

9. Участие инвалида в спортивных соревнованиях

2. Доведение дела до конца

6. Обливание холодной водой

10. Ежедневное соблюдение режима дня

3. Решительность

7. Целеустремленность

11. Самокритичность

4. Обжорство

8. Мимика

12. Трудолюбие


Черты характера человека

Волевые действия человека




7

5

. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.


1

2

3

4

5






6


8. Проанализируйте с точки зрения норм права, следующие ситуации.

8.1. Игорь привлечен к уголовной ответственности по статье 164, предусматривающей возможность конфискации имущества. В связи с этим на имущество Игоря был наложен арест. Игорь проживает вместе с матерью, поэтому при составлении описи арестованного имущества в нее были внесены и вещи, принадлежащие его матери.

1)Какое право матери Игоря нарушено в данном случае?_______________________________

________________________________________________________________________________

2)Какие действия она может предпринять для защиты своего права?__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

8.2. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его на работу в свободное от учебы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал. Будет ли в данном случае подросток принят на работу? ________________________________________________________________________________

_

2

_______________________________________________________________________________

9. Заполните пропуски в схеме:

племя

Рабовладельческое,

Феодальное общество

?

?





Капиталистическое общество

Первобытное общество









1


6

0 . Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!


В настоящее время в отечественной _____ ведутся дискуссии о _____. Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от _____ частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

_____ предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. _____ включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе _____, которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1.государство

2. страта

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

9. каста


10. люмпены


1

4

1. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

………………………………………………………………………………………………..

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

………………………………………………………………………………………………..


1

5

2. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.

1.______________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________










10 класс


4


1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для слов, приведенных ниже.

1.1. Президентство, парламентаризм, армия, суд, полиция, прокуратура. _____________ ________________________________________________________________________________

1.2. Муж, сын, отец, брат.________________________________________________

2

2

. Заполните пропуск в ряду.

2.1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой -________________________, право на жилище – социальное право; право на проведение собраний, митингов, демонстраций – политическое право.

2.2. Восприятие, …………………, представление

3

4

. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Республика, монархия, демократия.______________________________________________

2. Социализация, модернизация, воспитание._________________________________________


4

188

Автор иллюстрированного словаря по обществознанию предложил редактору иллюстрации, наглядно представляющие те или иные понятия, но забыл дать подписи, определения и примеры употребления этих понятий.

I ряд

II ряд







III ряд


4.1. Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений и дайте его определение.

4.2. Приведите пример употребления данных понятий, составив предложения, включающие их.

I. 4.1. _______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4.2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. 4.1. ______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4.2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. 4.1. ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________4.2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5

5

. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Статус города Москвы как столицы установлен указом Президента;

2) Первоначальное значение слова «культура» — правила поведения в обществе;

3) Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков;

4) Культура труда и производства составляет часть духовной культуры общества;

5) Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю


1

2

3

4

5







6

4

. Найдите в приведённом ниже списке признаки, свойственные политической партии и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) чёткая организационная структура, закреплённая уставом

2) законодательная деятельность

3) стремление к завоеванию власти

4) объединение людей с общими взглядами, изложенными в программе

5) сбор налогов

6) стремление создать для себя массовую опору

7) суверенитет _______________________________________________


7

2

. Заполните пропуски в схеме:

?





технические

естественные





гуманитарные

общественные




6


8. Проанализируйте с точки зрения норм права, следующие ситуации.

8.1. Игорь привлечен к уголовной ответственности по статье 164, предусматривающей возможность конфискации имущества. В связи с этим на имущество Игоря был наложен арест. Игорь проживает вместе с матерью, поэтому при составлении описи арестованного имущества в нее были внесены и вещи, принадлежащие его матери.

1)Какое право матери Игоря нарушено в данном случае?_______________________________

________________________________________________________________________________

2)Какие действия она может предпринять для защиты своего права?__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

8.2. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его на работу в свободное от учебы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал. Будет ли в данном случае подросток принят на работу? ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


9

18

. В общественных науках есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами четыре таких термина.

Укажите:

1) Краткое определение термина.

2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

9.1. Толстовство.

1. ______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2. Дарвинизм.

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.3. Нарциссизм.

1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1


8

0 . Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!


Мораль как форма духовной жизни и как____________________________ возникла уже в_______________. Мораль не имеет чётко очерченных границ, она представлена во всехь сферах общественной жизни. Где есть________________, там всегда есть место моральной оценке. Её нормы, как правило, ________________, они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу____________________________. Как и право, она имеет значение________________; в отличие от права – не_____________________. В морали на первый план выходит_________________________________, тогда как в праве главным считается сам факт совершённого деяния.

  1. пе6рвобытность;

  2. инстинкт;

  3. создаётся государством;

  4. общественное мнение;

  5. отношения между людьми;

  6. возникло стихийно;

  7. регулятор поведения;

  8. закреплены в законах;

  9. законодательный акт;

  10. не записаны;

  11. внутренний мотив;

  12. Древний Египет

  13. Государственное принуждение;

  14. нормы

















11 класс


4


1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для слов, приведенных ниже.

1.1. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника ___________________________________________________________________

1.2. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения __________________________________________________________

2

2

. Заполните пропуск в ряду.

2.1. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава религиозной конфессии — ________________________________________________________, избранное должностное лицо – легальное лидерство.

2.2. Награждение орденом – формальная позитивная санкция, признание лидерских качеств – неформальная позитивная санкция, арест — _________________________________ _______________________________________________________________________________

3

4

. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Республика, монархия, демократия.______________________________________________

2. Социализация, модернизация, воспитание._________________________________________


4

188

Автор иллюстрированного словаря по обществознанию предложил редактору иллюстрации, наглядно представляющие те или иные понятия, но забыл дать подписи, определения и примеры употребления этих понятий.

I ряд

II ряд








III ряд


4.1. Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений и дайте его определение.

4.2. Приведите пример употребления данных понятий, составив предложения, включающие их.

I. 4.1. _______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4.2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. 4.1. ______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4.2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. 4.1. ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________4.2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14


5. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.


Высказывания

Имена мыслителей

А. «Несчастье – и в нем заключено счастье. Счастье – в нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства».

Б. «Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки».

В. «Но если Россия, скажут нам, не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления; она сделалась (или, по крайней мере, должна сделаться) участницей в ее трудах, в ее триумфах».

Г. «Если ты столкнулся с противником, победи его любовью».

Д. «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной».

Е. «Основная задача культуры – защитить человека от природы. Это только иллюзия, что природа позволяет нам делать все, что угодно, она ограничивает человека самым безжалостным образом, убивая его».

Ж. «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью».

1. З. Фрейд

2.Ф.М. Достоевский

3. Ф. Ницше.

4. Лао Цзы

5. А. Эйнштейн

6. Ж.Руссо.

7.Н.Я. Данилевский

8. Г.В. Плеханов

9. М. Ганди


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж









6

2

. Найдите в приведённом ниже списке права потребителя. Выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на достоверную информацию о товаре

2) право на свободу передвижения

3) право на стабильный доход

4)право на безопасность товара

5) право на свободу слова _______________________________________________

7

2

. Заполните пропуски в схеме:

деловые

личные

приятельские

товарищеские

семейные

?










6


8. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.


8.1. После окончания 10 класса Никита Иванов искал работу на лето и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолгой: владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде, и Никита был уволен.

Законно ли увольнение Н.Иванова? Обоснуйте свой ответ._____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2. Губернатор Энского автономного округа, входящего в состав более крупной области России, издал указ о выходе из состава этого крупной области и непосредственном вхождении в состав Российской Федерации.

Правомерен ли указ губернатора? _________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18


9. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина.

Укажите:

1) Краткое определение термина.

2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

9..1. Эпикуреец.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2. Цезаризм.

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.3. Гандизм.

1.______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1

20

3. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ШЕСТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил десять. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

«Ценные бумаги – это юридические документы, свидетельствующие о праве их владельца на доход или имущество. Ценные бумаги выпускаются юридическими лицами: госу­дарственными и коммерческими организациями, а также физическими лицами (1). Цель выпуска фондовых ценных бумаг заключается в увеличении объемов продаж товаров и услуг, производимых фирмами, выпускающими ценные бумаги (2), первоначальное размещение (реализация, продажа) очередного выпуска новых ценных бумаг осуществляется на товарных биржах (3). Эмиссия фондовых ценных бумаг отличается массовым ха­рактером с указанием их количества, номинальной цены каж­дой ценной бумаги и суммы, на которую они выпускаются.. (4) Ценные бумаги определя­ют взаимоотношения между эмитентом и их владельцами, предусматривающие выплату дохода в виде дивидендов или процентов (5), а также возможность передачи денежных и иных прав, вытека­ющих из этих документов, другим лицам. При совершении гражданско-правовых сделок с ценными бумагами можно передать только часть прав, удостоверяемых ценной бумагой. (6) Права, удостоверяемые ценной бумагой, никогда не исчезают с утратой самой ценной бумаги. (7) Права держа­телей ценных бумаг подтверждаются на основе имени владельца, вне­сенного в текст ценной бумаги, так как все ценные бумаги являются именными. (8) Через рынок ценных бумаг осуществляется значительная часть перетока капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений. (9) Совершать сделки на рынке ценных бумаг способны только экономические субъекты, обладающие значительным инвестиционным потенциалом. (10)

1.______________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________________

7.______________________________________________________________________________

8.______________________________________________________________________________

9.______________________________________________________________________________

10.________________________________________________________________________


Ключи по обществознанию


6 класс – макс. 34 балла

1.

1.1. виды деятельности

1.2. качества личности

2.

2.1. интеллектуальные

2.2 биологические

3.

3.1. брахманы – остальные сословия, а это каста

3.2. цех —

4. В,Б,А,Г

5. Г,Д,Ж

6.

6.1. Общество – это объединение людей, связанных совместной деятельностью;

это люди, проживающие в определённой стране;

конкретный этап в историческом развитии

6.2. Общение – процесс передачи информации

7.

Человек тогда человек, когда он со всеми вместе.

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество.

8.

на свободу передвижения и выбор места жительства

— неприкосновенность личности

— неприкосновенность собственности (жилища)

— право на труд

— собственность (владение имуществом)

— право на жизнь

— право на жизнь (личную неприкосновенность, свободу)

— право на образование

— право пользоваться культурными ценностями
























7 класс – макс. 43 балла


1.

1.1. государственные символы

1.2. области искусства

2.

2.1. вече

2.2 биологические

3. а, г, д

4. да, нет, да, нет, да

5.

5.1. демократическое, республиканской

Конституция РФ

5.2. Отечество, страна

Гимн РФ

6.

1

2

3

4

Б

А

Б

В


7. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ветви власти)

8. все ответы верны

9

9.1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.

9.2. Основной закон государства — Конституция.

10. – на свободу передвижения и выбор места жительства

— неприкосновенность личности

— неприкосновенность собственности (жилища)

— право на труд

— собственность (владение имуществом)

— право на жизнь

— право на жизнь (личную неприкосновенность, свободу)

— право на образование

— право пользоваться культурными ценностями






















8 класс – макс. 53 балла


1.

1.1. государственные символы

1.2. направления христианства (конфессии)

2.

2.1. вече

2.2 сословия

3.

3.1. право на жизнь – естественное, остальные политические

3.2. здравоохранение – остальное элементы духовной сферы общества

4. да, да, нет, нет, нет

5.

5.1

5.2

5.3

а, г, д

а, г, е

б,г,е


6.

1

2

3

4

Б

А

Б

А


7. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ветви власти)

8. Дисциплинарная (трудовая)

Административная

Административная

Уголовная

9

9.1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.

9.2. Основной закон государства — Конституция.

10.




1

г

у

м

а

н

и

з

м


2

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е




3

в

л

а

д

е

н

и

е



4

с

у

в

е

р

е

н

и

т

е

т



5

р

е

ф

е

р

е

н

д

у

м




6

л

и

ч

н

о

с

т

ь





7

и

с

т

и

н

а








8

с

о

з

н

а

н

и

е





9

а

п

а

т

р

и

д



10

и

н

ф

л

я

ц

и

я






11

м

а

р

г

и

н

а

л





12

п

л

е

м

я








Определение. Модернизация – изменение, улучшение чего-либо в соответствии с новыми, современными требованиями и нормами.

Может быть дано другое определение.

Модернизация – процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

политическая власть




9 класс – макс. 56 баллов


1.

1.1. социальная стратификация

1.2. виды юридической ответственности

1.3. Факторы, влияющие на спрос.

2.

2.1. обмен

2.2. политическая

2.3. ограниченные монархии

3.

3.1. Демократия, так как остальное – формы правления

3.2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии.

4.

1

2

3

4

А

Б

Б

А


5.

1

2

3

4

5

6

Б

Б

А

А

Б

А


6. По 1 баллу за верно определенную позицию. Всего за задание – 8 баллов

Черты характера человека

Волевые действия человека

3, 7, 11,12

2, 6, 9, 10


7.

1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет.

8.

8.1. 1) нарушено право собственности; 2) она может обратиться с иском о признании ее права собственности на незаконно арестованное имущество.

8.2. По общему основанию заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С согласия родителей и органов опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими возраста 14 лет. (ст.63 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, Андрей не будет принят на работу.

До 3 баллов за каждую верно решенную задачу. Всего за задание до 6 балов.

9, народность, нация


10.

6 — социология

7 — средний класс

1 — государство

5 — социальная стратификация

2 – страта

3 – маргинальные слои


11

11.1 инфляция

11.2. социальный статус


12.

1. Являются ли эти нормы общеобязательными?

2. Являются ли эти нормы формально определенными?

3. Приняты ли эти нормы государством?

4. Поддерживаются ли эти нормы принудительной силой государства?

5. Являются ли эти нормы правилами общего порядка, определяют ли они права и обязанности всех людей и организаций во всех соответствующих им случаях?


10 класс – макс.71 балл

1. 1.1. Институты государства.

1.2. Брачно-семейные статусы

2.2.1. личное право

2.2. ощущения

3.3.1. Демократия, так как остальное – формы правления

3.2. модернизация – не относится к индивиду (развитию личности).

4.

I. 4.1. Социальные лифты – общественные институты в максимальной степени способствующие вертикальной социальной мобильности.

4.2. Любая фраза с грамотными словоупотреблением термина «социальный лифт».

II. 4.1. Государство — властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять ее отношения с внешним миром. Возможен вариант — империя.

4.2. Любая фраза с грамотными словоупотреблением термина «государство» (империя).

III. 4.1. Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней.

4.2. Любая фраза с грамотными словоупотреблением термина «образование».

По 1 баллу за термин и по 3 балла за его определение. По 2 балла за составленную грамотно фразу, в которой используется каждый термин. Всего 18 баллов.

5. нет, нет, да, нет, да

6. 1,3 ,4 ,6

7. науки

8.

8.1. 1) нарушено право собственности; 2) она может обратиться с иском о признании ее права собственности на незаконно арестованное имущество.

8.2. По общему основанию заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С согласия родителе и органов опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими возраста 14 лет. (ст.63 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, Андрей не будет принят на работу.

До 3 баллов за каждую верно решенную задачу. Всего за задание до 6 балов.

9, . 9.1. 1. В России конца XIX века — религиозно-общественное движение, принципами которого являются непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности.

2. Л.Н. Толстой (1828 – 1910). Великий русский писатель и философ, развивал учение о непротивлении злу насилием, имел многочисленных последователей.

9.2. 1. Теория эволюции органического мира на Земле путем естественного происхождения видов на основе изменчивости, наследственности, борьбы за существование и отбора.

2. Дарвин Ч.Р. (1809 — 1882) английский естествоиспытатель, основоположник эволюционного учения о происхождении видов животных и растений путём естественного отбора.

9.3. 1. Самовлюбленность, любая форма любви к себе.

2. Нарцисс – персонаж древнегреческой мифологии, который увидел свое отражение в воде, влюбился в него и умер от любви к себе. Нарцисс стал символом холодной красоты, самовлюбленности, тщеславия и эгоизма.

До 3 баллов за определение каждого понятия и до 3 баллов за объяснение его происхождения. Всего 18 баллов.

10. Мораль как форма духовной жизни и как____7___возникла уже в___1___. Мораль не имеет чётко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть_____5_____, там всегда есть место моральной оценке. Её нормы, как правило, ____10_____, они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу_____4_____. Как и право, она имеет значение_____14_____; в отличие от права – не____8_____. В морали на первый план выходит_____11_____, тогда как в праве главным считается сам факт совершённого деяния.

11 класс – макс. 90 баллов

1.

1.1. административные правонарушения

1.2.черты личности

2.

2.1. Традиционное лидерство.

2.2. Формальная негативная санкция.

3.

3.1. Демократия, так как остальное – формы правления

3.2. модернизация – не относится к индивиду (развитию личности).

4.

I. 4.1. Социальные лифты – общественные институты в максимальной степени способствующие вертикальной социальной мобильности.

4.2. Любая фраза с грамотными словоупотреблением термина «социальный лифт».

II. 4.1. Государство — властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять ее отношения с внешним миром. Возможен вариант — империя.

4.2. Любая фраза с грамотными словоупотреблением термина «государство» (империя).

III. 4.1. Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней.

4.2. Любая фраза с грамотными словоупотреблением термина «образование».

По 1 баллу за термин и по 3 балла за его определение. По 2 балла за составленную грамотно фразу, в которой используется каждый термин. Всего 18 баллов.

5.

По 2 балла за каждое верное соотнесение. Всего 14 баллов.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

4

5

7

9

2

1

3


6. 1,4

7. межличностные отношения

8. 8.1. Увольнение Н. Иванова законно, т.к. ст. 265 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает «применение труда лиц, в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

8.2. Указ губернатора не имеет законной силы, т.к. по Конституции Российской Федерации отношения автономного округа, входящего в состав области, регулируются федеральным законом и договором между органами государственной автономного округа и органами государственной власти области. (ст.66 ч.4. Конституции РФ)

9.

9.1.

1. Человек, который, не задумываясь, отдает предпочтение материальным радостям жизни.

2. Эпикур (IVIII вв. до н.э.) — древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма. Считал главной целью философии – обеспечение безмятежности духа, истинной природой человека -способность к ощущениям. Ложно истолковывая идеи Эпикура, сторонники чувственных удовольствий, объявляли себя его последователями.

9.2.

1 Политический режим во главе с ненаследственным монархом, пришедшим к власти как узурпатор

2. Юлий Цезарь (I в. до н.э.) римский полководец и государственный деятель, сосредоточивший в своих руках верховную власть в полном объеме, стал пожизненным диктатором, сохранив для вида старые республиканские учреждения.

9.3.

1. Социально-политическое и религиозно-философское учение и концепция ненасильственного общества и вовлечения в мирную борьбу с угнетением широких народных масс.

2. М.К. Ганди (1869 – 1948) один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, названной его именем.

До 3 баллов за определение каждого понятия и до 3 баллов за объяснение его происхождения. Всего 18 баллов.

10.

1. Нет, только юридическими лицами и государством.

2. Нет, в централизации и привлечении денежных средств для увели­чения капитала

3. Нет, на фондовых биржах.

4. Да.

5. Да.

6. Нет, только все удостоверяемые ценной бумагой права в совокупности.

7. Нет, в ряде случаев утрачиваются.

8. Нет, существуют ценные бумаги на предъявителя и ордерные ценные бумаги.

9. Да.

10. Нет, также и те, кто обладает небольшим инвестиционным потенциалом.

По 2 балла за каждый верный ответ. При ответе «нет» должно быть, правильное исправление. Всего 20 баллов.










Свежие документы:  Классный час для 4 класса «Искусство ведения спора»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: