Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деят-ти обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнит.содержания | Д/З |
Дата проведения | ||||
План | Факт | ||||||||||||
Человек среди других людей — 6 часов | |||||||||||||
1. |
Человек среди других людей | Отношения между людьми.
| 1 | Урок изучения нового | Что такое межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. | Знать основные положения урока: в чем состоят основные особенности межличностных отношений; что такое взаимопонимание, как они возникают; что притягивает и отталкивает людей в межличностных отношениях; чем различаются деловые и личные отношения; почему подростки требовательны к друзьям. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
| | § 1, стр. 8-18 проверь себя. Р/т- 1,2, 6 |
|
| ||
2. | Ты и твои товарищи | 1 | комбинированный | Какие бывают группы. Группы, в которых мы состоим. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. | Знать основные положения урока: зачем люди объединяются в группы, что группа дает человеку. Называть чем похожи все группы. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Давать определение понятий. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
|
| § 2, стр. 19 – 31, вопросы стр. 30-31 р/т 1,3,5,7
|
|
| |||
3. | Зачем люди общаются
| 1 | комбинированный | Что такое общение. Цели общения. Средства общения. | Знать основные положения урока: зачем человеку общение; что помогает людям общаться; что такое вербальное и невербальное общение; какие качества помогают и мешают общению. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
|
| § 3, стр. 32 – 43 р/т 3,4,
|
|
| |||
4. | Зачем люди общаются
| 1 | комбинированный | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание -золото» | Уметь анализировать источники. Делать выводы о роли общения. Отвечать на вопросы. Давать определение понятий. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы. Тест |
| вопросы стр. 41-42 В классе и дома Р/т 6,8 | |||||
5. | Почему нужно быть терпимым | 1 | комбинированный | Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Открытый конфликт. Как победить обиду и установить контакт | Знать основные положения урока: называть основные стадии развития конфликта; какие существуют варианты поведения в конфликтной ситуации; чем полезен в разрешении конфликтной ситуации посредник. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
| Классификация прав человека. Естественные права человека. | § 4, стр. 43 – 354 вопросы стр.54 Проверь себя Р/т 1,4,5,7 |
|
| |||
6. | Человек среди людей | 1 | Урок систематизации и обобщения учебного материала | межличностные отношения. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Что такое общение. Цели общения. Средства общения. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. | Вид контроля: Самостоятельная работа Измерители: Ответы на вопросы Тест |
|
|
|
| |||
Человек и закон. 11 часов | |||||||||||||
7. | Человек и закон. | Что значит жить по правилам. | 1 | Урок изучения нового | Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. | Знать основные положения урока: уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы | Принципы права. | § 5. |
|
| ||
8. |
| Что значит жить по правилам. | 1 | комбинированный | Социальные нормы в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры | Отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
| подготовить пословицы и поговорки по теме Р/т 2,3,5,7 |
|
| |||
9. |
| Права и обязанности граждан. | 1 | комбинированный | Роль права в жизни общества и государства. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать определения понятий: права человека, гражданские права, политические права и т.д. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
| Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | § 6 Стр.68-77 Р/т 1,2,3,6,7 |
|
| ||
10. |
| Права и обязанности граждан. | 1 | комбинированный | Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. | Уметь находит в СМИ информацию по заданной теме. Приводить примеры правовых отношений. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы |
| § 6 Стр.68-77 Р/т 6,7 |
|
| ||
11. |
| Почему важно соблюдать законы. | 1 | комбинированный | Свобода и ответственность. Конституция Р.Ф. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Знать термины: Свобода, закон, справедливость. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
| Правовая информация. | § 7, стр 78- 85. Р/т – 1,2,3,4,7,8 |
|
| ||
12. |
| Защита Отечества. | 1 | комбинированный | Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Знать термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. Учащиеся должны понимать важность выполнения священного долга – службы в армии, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Письменные задания. Работа в группах по заданиям. Беседа. Практическая работа. |
| § 8, стр. 86 – 97, вопросы после параграфа Р/т -1-7 |
|
| ||
13. |
| Что такое дисциплина | 1 | комбинированный | Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Уметь оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы. Приводить примеры различных ситуаций по заданной теме; Выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Творческие работы. Беседа. Практическая работа |
| § 9. Привести примеры из литературных произведений. Р/т- 1,2,3,4,5,6,8 |
|
| ||
14. |
| Виновен – отвечай. | 1 | Урок знакомства с новым учебным материалом, | Виды нормативно – правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений.. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники.
| Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Письменные задания. Работа в группах по заданиям, самостоятельная словарная работа. |
| § 10. Р/т- 1,2,3,4 |
|
| ||
15.. |
| Виновен – отвечай. | 1 | Урок усвоения нового учебного материала, | Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности | Учащиеся должны знать, что такое правонарушение, каковы его виды, преступление и его признаки, уметь соотносить конкретный казус с видом правонарушений, работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
|
| § 10. Р/т – 5,6,7,8 Сделать подборку из газетных статей о преступлении и наказании. |
|
| ||
16.. |
| Кто стоит на страже закона.
| 1 | комбинированный | Правоохранительные органы Р.Ф. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности. Учащиеся должны понимать содержание и значение правовых норм; приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулируемых различными видами норм; | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Письменные задания.
| Презумпция невиновности. | § 11. Написать мини-сочинение. Р/т -1-6 |
|
| ||
17.. |
| Человек и закон | 1 | Урок систематизации и обобщения учебного материала
| Дисциплина, ответственность. Кодекс. Виды юридической ответственности. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Учащиеся должны знать основные моменты изученного, и применять на практике. | Вид контроля: Выборочное оценивание в конце урока С/р в тетрадях Измерители: Ответы на вопросы
|
|
|
|
| ||
Человек и экономика. – 8 часов | |||||||||||||
18. |
| Экономика и ее основные участники.
| 1 | комбинированный
| Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: Экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель. Решать познавательные и практические задачи в рамках материала; знать сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
|
| § 12. Стр. 130 – 138, вопросы после параграфа Р/Т- 1-4 |
|
| ||
19. |
| Право на труд. | 1 | комбинированный | Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты, | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Письменные задания. |
| §13.подобрать пословицы и поговорки о труде. Р/т – 3,7 |
|
| ||
20. |
| Производство: затраты, выручка, прибыль. | 1 | комбинированный | Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. | Знать основные положения урока: что такое производство, прибыль. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: издержки, выручка, прибыль. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Тест. | Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. | § 14, стр. 152-159, вопросы Р/Т-1,2,8 |
|
| ||
21. |
| Виды и формы бизнеса.
| 1 | комбинированный | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции. Сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Письменные задания. | Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Предпринимательская этика. | § 15, стр. 162-168, вопросы стр. 168. № 1 – 5 Р/т- 1,2,3 |
|
| ||
22. |
| Обмен, торговля, реклама. | 1 | Урок знакомства с новым учебным материалом | Товары и услуги. Обмен, торговля. Реклама. | Знать основные положения урока: что такое обмен, торговля, реклама. Уметь анализировать. Делать выводы о назначении рекламы. Отвечать на вопросы. Давать определение понятий. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Письменные задания. Работа в группах по заданиям | Альтернативная стоимость (цена выбора). | §16, стр. 170-177 Р/т- 1-4 вопросы стр. 178 № 1-6. Р/т- 5-9 |
|
| ||
23. |
| Обмен, торговля, реклама. | 1 | Урок усвоения нового учебного материала | Формы торговли. Реклама. | Знать: обмен, торговля, реклама, услуги. Уметь применять знания на практике. Самостоятельно моделировать заданную ситуацию. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
| ||||||
24. |
| Деньги и их функция. | 1 | комбинированный | Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Знать термины: деньги, бартер. Уметь ориентироваться в типичной для подростка ситуации; осуществлять поиск необходимой информации. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы
| Инфляция. Обменные курсы валют. | §17, стр. 179-189, вопросы стр. 188-189 В классе и дома Р/т – 1-4. |
|
| ||
25. |
| Экономика семьи. | 1 | комбинированный | Семья – ячейка общества. Права и обязанности семьи. Взаимная ответственность. Бюджет семьи. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме; решать практические задачи в рамках темы. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Работа по заданиям тест. |
| §18 стр. 190-197. Написать мини-сочинение «Наш семейный бюджет».1,2,6,7 |
|
| ||
26. |
| Человек и экономика. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Бюджет государства, семейный бюджет. Производство Три вопроса экономики. Спрос и предложение. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). | Учащиеся должны знать все термины по изученной теме, уметь применять их в практической деятельности. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. | Вид контроля: Выборочное оценивание С/р в конце урока в рабочих тетрадях Измерители: Ответы на вопросы
|
|
|
|
| ||
Человек и природа. – 5 часов | |||||||||||||
27. |
| Воздействие человека на природу
| 1 | комбинированный | Воздействие человека на природу. Что такое экология. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву. | Знать основные положения урока о взаимном влиянии природы и человека. Уметь анализировать исторические источники. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Письменные задания. |
| § 19, стр. 200- Р/т- 1-4 |
|
| ||
28. |
| Воздействие человека на природу
| 1 | комбинированный | Положительное и отрицательное воздействие человека на природу и природы на человека | Объяснять значение понятий, характеризовать положительное и отрицательное влияние человека на природу. | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы |
| Стр. 212, вопросы Р/т- 4-8 |
|
| ||
29. |
| Охранять природу – значит охранять жизнь
| 1 | комбинированный | Охранять природу – значит охранять жизнь. Что значит относиться к природе по-человечески. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Письменные задания. |
| § 20 стр. 213-221, вопросы стр. 1-5 Р/т-1,3,5,7 |
|
| ||
30. |
| Закон на страже природы | 1 | комбинированный | Значение земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Вид контроля: Выборочное оценивание Измерители: Ответы на вопросы Письменные задания.
|
| § 21,стр. 221-233 вопросы стр. 234 № 1-6 Р/т-1-5 |
|
| ||
31. |
| Человек и природа | 1 | Урок систематизации и обобщения учебного материала | Человек –часть природы. Воздействие человека на природу. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Значение земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Вид контроля: Самостоятельная работа Измерители: Тест
|
|
|
|
| ||
32. |
| Человек в обществе. | 1 | Урок систематизации и обобщения учебного материала | Человек в системе правовых и экономических отношений. | Обобщать социальные явления, делать выводы. | Вид контроля: Проверочная работа Измерители: Ответы на вопросы. Тест
| | . |
|
| ||
33. |
| Человек, природа, общество, экономика. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Роль человека в обществе. | Знать основные положения всего курса. Характеризовать основные положения о роли человека в обществе. | Вид контроля: Проверочная работа Измерители: Ответы на вопросы. Тест. | | |
|
|