ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ
ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МВД РОССИИ
План — конспект
урока обществознания в 10 классе
«Социальные отношения и
взаимодействия»
преподаватель
социально-гуманитарных дисциплин
Худякова Ирина Петровна
Астрахань 2013 г.
1. Тема урока: Социальные отношения и взаимодействия § 15
2. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Социальная сфера общества»
3. Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод (приемы: объяснение с элементами беседы, работа с текстом, презентацией)
4. Цели урока:
(образовательная) познакомить обучающихся с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения;
(развивающая) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
(воспитательная) формировать у обучающихся толерантность, уважение к другим людям и чужому мнению.
5. Оборудование: учебник, презентация, видеоклип, схемы.
6. План урока
1. Социальное взаимодействие.
2. Конфликты и способы их разрешения.
3. Как ужиться в обществе?
7. Ход урока:
Организационный момент (создание у обучающихся настроенности на быстрое включение в работу, знакомство с Рабочим листом по теме).
Объявление темы урока (оформлена на доске)
Мотивация, видеоролик «Солнечная система» (урок начинается с коммуникативного упражнения с целью создания у обучающихся эмоционального настроя на работу в группе).
Инструкция к игре:
Представьте себе, что вы – экипаж экспедиции, которая производила научные исследования в космосе на окололунной орбите. Вы собрали много интересных материалов, работа почти закончена. Но вдруг на борту случается непредвиденная ситуация, из строя выходит оборудование. Ваш космический корабль начинает терять высоту и вскоре потерпит крушение. Но есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, – и замедлить падение корабля. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться на Луне, а, сколько там придется жить, не знает никто.
Вы получили список вещей, находящихся на борту космического корабля, и теперь необходимо последовательно «выбрасывать» вещи, чтобы удачно сесть на поверхность Луны. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, четырнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу у вас 1 минута.
Когда принято индивидуальное решение, попробуйте его согласовать «в паре» со своим соседом. Затем пары объединяются в четверки и вновь ищут компромиссное решение. На работу в паре дается 1 минута, в «четверке» – 1 минута. Постарайтесь укладываться в обозначенное время, иначе ваш корабль разобьется, упав на поверхность Луны.
Игра «Полет на Луну. Катастрофа на космическом корабле».
Наименование предметов | Индивидуальная оценка | Групповая оценка | Коллективная оценка | |
1. | Коробка спичек |
|
|
|
2. | Пищевые концентраты |
|
|
|
3. | 20 метров нейлонового шнура |
|
|
|
4. | Шелковый купол парашюта |
|
|
|
5. | Переносной обогреватель на солнечных батареях |
|
|
|
6. | Коробка сухого молока |
|
|
|
7. | Кислородные баллоны (2 шт. по 50 кг.) |
|
|
|
8. | Звездная карта лунного небосклона |
|
|
|
9. | Самонадувающаяся спасательная лодка |
|
|
|
10. | Магнитный компас |
|
|
|
11. | 25 литров воды |
|
|
|
12. | Сигнальные ракеты |
|
|
|
13. | Аптечка первой помощи |
|
|
|
14. | Приемопередатчик на соляных батареях |
|
|
|
Рекомендации учителю:
В конце игры обучающиеся захотят узнать «правильный» ответ, в каком порядке надо было избавляться от вещей.
Вопрос: На что, по вашему, была направлена игра? Разве ее смысл в том, чтобы определить, какая из вещей тяжелее?
Смысл игры совсем в другом: определить, умеем ли мы продуктивно общаться друг с другом. Очень часто в сложных ситуациях, а тем более когда речь идет о борьбе за жизнь, многие теряют контроль над собой, забывают о том, что нужно уметь слушать и слышать друг друга. Вопрос: так как же научиться слышать и понимать друг друга, находить правильные решения?
Поиском ответа на этот вопрос мы займемся сегодня на уроке (в Рабочем листе обозначены план урока и задача на урок).
Задача на урок — выявить:
основные формы социальных взаимодействий;
признаки социального сотрудничества;
причины социальных конфликтов и пути их решения.
Актуализация имеющихся знаний:
Определение понятия «общество»
Поясните выражение «Общество – динамическая система» (с опорой на макет общества – на доске- и ПОПС-формулу)- непрерывные изменения
Объясните, какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей.
Каким образом осуществляется деятельность человека? (формула на доске)
Структура деятельности
Мотив (то, что заставляет человека осуществлять деятельность). Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Объект — то, на что направлено действие. Цель – образ результата действия, предвосхищаемый результат (то, ради чего действует человек).
Средства — приемы и способы действий для осуществления деятельности.
Действия — элемент деятельности, направленный на выполнение задачи.
Результат — синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.
Деятельность – это активность человека, направленная на преобразование окружающей среды и самого себя.
В повседневной жизни мы взаимодействуем друг с другом по различным вопросам.
Эти связи, которые возникают между людьми, принято называть социальным взаимодействием.
Социальное взаимодействие – это систематические и регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга (отношения учителя и ученика, начальника и подчинённого, родителей и детей)
Основные формы социальных взаимодействий: сотрудничество, соперничество, конфликт.
Сотрудничество предполагает участие в общем деле (деловое партнёрство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами).
Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).
Конфликт — противоречие, столкновение интересов, взглядов, позиций. Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию противоположную по отношению к интересам другой стороны.
В отличие от сотрудничества, соперничество, ориентировано на собственную победу при проигрыше партнера. Соперничество ведет к ссоре, войне, злобе, агрессии, разрушает отношения между людьми.
Вопрос: Какие виды соперничества вам знакомы?
спортивные соревнования (в древности)
рыцарские турниры (в средние века)
дуэли (17-18 век)
игры, соревнования, творческие конкурсы и мн.др. (в наше время)
Примеры соперничества:
в художественной литературе:
Моцарт и Сальери (А. Пушкина цикл пьес «Маленькие трагедии»)
Гвардейцы и мушкетеры (А. Дюма «Три мушкетера»)
Онегин и Ларин (А. Пушкин «Евгений Онегин»)
Ромашов и Саня Григорьев (В. Каверин «Два капитана»)
в жизни:
Ягудин и Плющенко (спорт — фигурное катание)
Карпов и Каспаров (спорт – шахматы)
СССР И США (за освоением космоса)
старший ребенок и младший (семья)
мир красоты (подиум)
Тренинг «Рисуем вдвоем»: участники делятся на пары. Выдаётся лист бумаги и один фломастер на двоих. Ведущий по отдельности называет каждому участнику тему рисунка. Каждая пара молча рисует картину, держа один фломастер вдвоем. Затрагивается принцип сотрудничества, умение овладевать им, довериться друг другу и слаженно, не разговаривая, нарисовать картину, прийти к цели, получить результат.
Учитель: Одной из форм социального взаимодействия является конфликт. Конфликт – это? Дайте определение? (это противоречие, столкновение взглядов, позиций за одинаково значимую ценность).
Социальный конфликт – это противоборство индивидов, групп, преследующих свои цели при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.
Причины социальных конфликтов
физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
потребности в безопасности;
социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Виды социальных конфликтов
Личностный конфликт.
Межличностный конфликт.
Межгрупповой конфликт.
Конфликт с внешней средой.
Функции социальных конфликтов
Вопрос: какую роль играют конфликты в жизни общества (конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции в обществе).
К позитивным функциям конфликтов относятся:
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
Получение новой информации об оппоненте;
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом;
Выявление управленческих проблем в организации (подразделении).
К негативным функциям конфликтов относятся:
Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте;
Конфликт всегда сопровождается стрессом;
Снижение дисциплины, ухудшение психологического климата в коллективе;
Сложное восстановление деловых отношений.
Стадии социального конфликта
Предконфликтная ситуация (это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
Непосредственно конфликт (это активная часть конфликта, в ходе которой сторонами предпринимаются действия, направленные изменение поведения противника).
Разрешение конфликта (изменение требований одной из сторон, когда соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте).
Учитель: напомню, задача на урок — выявить формы социальных взаимодействий, а главное найти и охарактеризовать пути решения социальных конфликтов. Нас интересует природа и сущность социальных конфликтов. Но главная наша задача — научиться преодолевать конфликты.
Методы предупреждения:
Предупреждение конфликтов — деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов.
Поддержание сотрудничества – универсальный способ предотвращения конфликтов.
1. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных участников конфликта в общее дело, в ходе осуществления которого они лучше узнают друг друга, привыкнут сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.
2. Метод доброжелательности — развитие способности к сопереживанию и сочувствию другим людям. Этот метод требует исключения из взаимоотношений враждебности, агрессивности, невежливости.
3. Метод уважения личности противника. Если нет уважения к противнику, не будет большого желания вникать в его планы, разгадывать его намерения и замыслы. Неинтересно же побеждать слабого. А между тем «ничто не делает полководца более великим, как проникновение в замыслы врага» (Н. Макиавелли).
4. Метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными.
Вывод: предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.
Вопрос: Хотите ли вы знать, какой стиль поведения в конфликтной ситуации присущ вам? Проводится тестирование оценки собственного поведения в конфликтной ситуации.
Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
Часто- 3 балла
Редко- 1 балл
1.Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9.Сдаюсь.
10. Меняю тему…
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста:
Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,11 это тип поведения «А» и т. д.
Тип «А»-1,6,11
тип «Б»- 2,7,12
тип «В»- 3,8,13
тип «Г»- 4,9,14
тип «Д»- 5,10,15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» — это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б» — это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.
«В» — «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» — «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» — «уходящий» стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели с разных сторон взаимодействие человека и общества. Оно не всегда складывается легко и успешно. Однако, «убежать» от людей нельзя, человек – существо социальное. И задача каждого индивида – наладить максимально полезное взаимодействие с обществом.
Итог урока — проверка выполнения задачи, поставленной на урок (по рабочему листу) — выявить:
основные формы социальных взаимодействий;
признаки социального сотрудничества;
причины социальных конфликтов и пути их решения.
Рефлексия:
Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …
Задание для самоподготовки: § 15 учебника.
Задание (письменно) «Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …»
Обработка результатов теста «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»