План — конспект урока обществознания в 10 классе «Социальные отношения и взаимодействия»




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



АСТРАХАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ

ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МВД РОССИИ






План — конспект


урока обществознания в 10 классе


«Социальные отношения и

вза­имодействия»




преподаватель

социально-гуманитарных дисциплин


Худякова Ирина Петровна





Астрахань 2013 г.




1. Тема урока: Социальные отношения и вза­имодействия § 15

2. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Социальная сфера общества»

3. Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод (приемы: объяснение с элементами беседы, работа с текстом, презентацией)

4. Цели урока:

  • (образовательная) познакомить обучающихся с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения;

  • (развивающая) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • (воспитательная) формировать у обучающихся толерантность, уважение к другим людям и чужому мнению.

5. Оборудование: учебник, презентация, видеоклип, схемы.

6. План урока

1. Социальное взаимодействие.
2. Конфликты и способы их разрешения.
3. Как ужиться в обществе?

7. Ход урока:

  • Организационный момент (создание у обучающихся настроенности на быстрое включение в работу, знакомство с Рабочим листом по теме).

  • Объявление темы урока (оформлена на доске)

  • Мотивация, видеоролик «Солнечная система» (урок начинается с коммуникативного упражнения с целью создания у обучающихся эмоционального настроя на работу в группе).

Инструкция к игре:

Представьте себе, что вы – экипаж экспедиции, которая производила научные исследования в космосе на окололунной орбите. Вы собрали много интересных материалов, работа почти закончена. Но вдруг на борту случается непредвиденная ситуация, из строя выходит оборудование. Ваш космический корабль начинает терять высоту и вскоре потерпит крушение. Но есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, – и замедлить падение корабля. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться на Луне, а, сколько там придется жить, не знает никто.

Вы получили список вещей, находящихся на борту космического корабля, и теперь необходимо последовательно «выбрасывать» вещи, чтобы удачно сесть на поверхность Луны. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, четырнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу у вас 1 минута.

Когда принято индивидуальное решение, попробуйте его согласовать «в паре» со своим соседом. Затем пары объединяются в четверки и вновь ищут компромиссное решение. На работу в паре дается 1 минута, в «четверке» – 1 минута. Постарайтесь укладываться в обозначенное время, иначе ваш корабль разобьется, упав на поверхность Луны.


Игра «Полет на Луну. Катастрофа на космическом корабле».

Список вещей, находящихся на борту космического корабля

Наименование предметов

Индивидуальная оценка

Групповая оценка

Коллективная оценка

1.

Коробка спичек




2.

Пищевые концентраты




3.

20 метров нейлонового шнура




4.

Шелковый купол парашюта




5.

Переносной обогреватель на солнечных батареях




6.

Коробка сухого молока




7.

Кислородные баллоны (2 шт. по 50 кг.)




8.

Звездная карта лунного небосклона




9.

Самонадувающаяся спасательная лодка




10.

Магнитный компас




11.

25 литров воды




12.

Сигнальные ракеты




13.

Аптечка первой помощи




14.

Приемопередатчик на соляных батареях





Рекомендации учителю:

В конце игры обучающиеся захотят узнать «правильный» ответ, в каком порядке надо было избавляться от вещей.

Вопрос: На что, по вашему, была направлена игра? Разве ее смысл в том, чтобы определить, какая из вещей тяжелее?

Смысл игры совсем в другом: определить, умеем ли мы продуктивно общаться друг с другом. Очень часто в сложных ситуациях, а тем более когда речь идет о борьбе за жизнь, многие теряют контроль над собой, забывают о том, что нужно уметь слушать и слышать друг друга. Вопрос: так как же научиться слышать и понимать друг друга, находить правильные решения?

Поиском ответа на этот вопрос мы займемся сегодня на уроке (в Рабочем листе обозначены план урока и задача на урок).

Задача на урок — выявить:

  • основные формы социальных взаимодействий;

  • признаки социального сотрудничества;

  • причины социальных конфликтов и пути их решения.

Актуализация имеющихся знаний:

  • Определение понятия «общество»

  • Поясните выражение «Общество – динамическая система» (с опорой на макет общества – на доске- и ПОПС-формулу)- непрерывные изменения

  • Объясните, какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей.

  • Каким образом осуществляется деятельность человека? (формула на доске)



Структура деятельности


Мотив (то, что заставляет человека осуществлять деятельность). Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Объект — то, на что направлено действие. Цель – образ результата действия, предвосхищаемый результат (то, ради чего действует человек).

Средства — приемы и способы действий для осуществления деятельности.

Действия — элемент деятельности, направленный на выполнение задачи.

Результат  — синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

Деятельность – это активность человека, направленная на преобразование окружающей среды и самого себя.

В повседневной жизни мы взаимодействуем друг с другом по различным вопросам.

Эти связи, которые возникают между людьми, принято называть социальным взаимодействием.

Социальное взаимодействие – это систематические и регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга (отношения учителя и ученика, начальника и подчинённого, родителей и детей)

Основные формы социальных взаимодействий: сотрудничество, соперничество, конфликт.


Сотрудничество предполагает участие в общем деле (деловое партнёрство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами).

Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Конфликт — противоречие, столкновение интересов, взглядов, позиций. Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию противоположную по отношению к интересам другой стороны.

В отличие от сотрудничества, соперничество, ориентировано на собственную победу при проигрыше партнера. Соперничество ведет к ссоре, войне, злобе, агрессии, разрушает отношения между людьми.

Вопрос: Какие виды соперничества вам знакомы? 


  • спортивные соревнования (в древности)

  • рыцарские турниры (в средние века)

  • дуэли (17-18 век)

  • игры, соревнования, творческие конкурсы и мн.др. (в наше время)

Примеры соперничества:

в художественной литературе:

  • Моцарт и Сальери (А. Пушкина цикл пьес «Маленькие трагедии»)

  • Гвардейцы и мушкетеры (А. Дюма «Три мушкетера»)

  • Онегин и Ларин (А. Пушкин «Евгений Онегин»)

  • Ромашов и Саня Григорьев (В. Каверин «Два капитана»)

в жизни:

  • Ягудин и Плющенко (спорт — фигурное катание)

  • Карпов и Каспаров (спорт – шахматы)

  • СССР И США (за освоением космоса)

  • старший ребенок и младший (семья)

  • мир красоты (подиум)



Тренинг «Рисуем вдвоем»: участники делятся на пары. Выдаётся лист бумаги и один фломастер на двоих. Ведущий по отдельности называет каждому участнику тему рисунка. Каждая пара молча рисует картину, держа один фломастер вдвоем. Затрагивается  принцип сотрудничества, умение овладевать им, довериться друг другу и слаженно, не разговаривая, нарисовать картину, прийти к цели, получить результат. 

Учитель: Одной из форм социального взаимодействия является конфликт. Конфликт – это? Дайте определение? (это противоречие, столкновение взглядов, позиций за одинаково значимую ценность).

Социальный конфликт это противоборство индивидов, групп, преследующих свои цели при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.

Причины социальных конфликтов

  • физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);

  • потребности в безопасности;

  • социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);

  • потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

  • высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Виды социальных конфликтов

  • Личностный конфликт.

  • Межличностный конфликт.

  • Межгрупповой конфликт.

  • Конфликт с внешней средой.


Функции социальных конфликтов


Вопрос: какую роль играют конфликты в жизни общества (конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции в обществе).

К позитивным функциям конфликтов относятся:

  • Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

  • Получение новой информации об оппоненте;

  • Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом;

  • Выявление управленческих проблем в организации (подразделении).

К негативным функциям конфликтов относятся:

  • Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте;

  • Конфликт всегда сопровождается стрессом;

  • Снижение дисциплины, ухудшение психологического климата в коллективе;

  • Сложное восстановление деловых отношений.

Стадии социального конфликта

  1. Предконфликтная ситуация (это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

  2. Непосредственно конфликт (это активная часть конфликта, в ходе которой сторонами предпринимаются действия, направленные изменение поведения противника).

  3. Разрешение конфликта (изменение требований одной из сторон, когда соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте).


Учитель: напомню, задача на урок — выявить формы социальных взаимодействий, а главное найти и охарактеризовать пути решения социальных конфликтов. Нас интересует природа и сущность социальных конфликтов. Но главная наша задача — научиться преодолевать конфликты.

Методы предупреждения:


Предупреждение конфликтов — деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов.

Поддержание сотрудничества – универсальный способ предотвращения конфликтов.

1. Метод согласия  предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных участников конфликта в общее дело, в ходе осуществления которого они лучше узнают друг друга, привыкнут сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

2.  Метод доброжелательности развитие способности к сопереживанию и сочувствию другим людям. Этот метод требует исключения из взаимоотношений враждебности, агрессивности, невежливости.

3. Метод уважения личности противника. Если нет уважения к противнику, не будет большого желания вникать в его планы, разгадывать его намерения и замыслы. Неинтересно же побеждать слабого. А между тем «ничто не делает полководца более великим, как проникновение в замыслы врага» (Н. Макиавелли).

4. Метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными.

Вывод: предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Вопрос: Хотите ли вы знать, какой стиль поведения в конфликтной ситуации присущ вам? Проводится тестирование оценки собственного поведения в конфликтной ситуации.

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»


Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.


Часто- 3 балла

От случая к случаю- 2 балла

Редко- 1 балл


1.Угрожаю или дерусь.


2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.


3. Ищу компромиссы.


4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.


5. Избегаю противника.


6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.


7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.


8. Иду на компромисс.


9.Сдаюсь.


10. Меняю тему…


11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.


12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.


13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.


14. Предлагаю мир.


15. Пытаюсь обратить все в шутку.





Обработка результатов теста:

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,11 это тип поведения «А» и т. д.

Тип «А»-1,6,11

тип «Б»- 2,7,12

тип «В»- 3,8,13

тип «Г»- 4,9,14

тип «Д»- 5,10,15


Если вы набрали больше всего баллов под буквами:


«А» — это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» — это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

«В» — «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» — «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» — «уходящий» стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.


Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели с разных сторон взаимодействие человека и общества. Оно не всегда складывается легко и успешно. Однако, «убежать» от людей нельзя, человек – существо социальное. И задача каждого индивида – наладить максимально полезное взаимодействие с обществом.

Итог урока — проверка выполнения задачи, поставленной на урок (по рабочему листу) — выявить:

  • основные формы социальных взаимодействий;

  • признаки социального сотрудничества;

  • причины социальных конфликтов и пути их решения.


Рефлексия:

Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …


Задание для самоподготовки: § 15 учебника.

  1. Задание (письменно) «Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …»

  2. Обработка результатов теста «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Свежие документы:  Интегрированная исследовательская работа на тему: «Война в Афганистане: Анализ причин локального конфликта 9 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: