План конспект урока по обществознанию 8 класс




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»






План – конспект урока по обществознанию

8 класс.

« ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕНЕГ«







Автор: Мальцева Марина Анатольевна

учитель истории и обществознания



















2013 -2014 год









Описание материала: предлагаю вам разработку урока по обществознанию в 8 классе. Тема урока – «История возникновения денег». В древности люди сами обеспечивали себя всем необходимым: едой, одеждой, различными вещами. Постепенно одни люди стали выращивать скот, другие заниматься земледелием, третьи – делать ремесленные изделия. Для того, чтобы иметь все необходимое для жизни, людям пришлось обменивать одну вещь на другую. Со временем количество товаров увеличивалось и обменивать их становилось все труднее. Появились товары, которые можно было обменять на любые другие. Вот это и были первые товарные деньги.




Тип урока: урок изучения нового материала


Цели: ознакомить учащихся с сущностью денег, значением денег в жизни человека, историей их возникновения. Формировать навыки объяснения экономических понятий, экономическое мышление, стремление к изучению дополнительного материала по предмету, стимулировать исследовательскую деятельность. Развивать память, речь, внимание учащихся.


  1. Оргмомент.


2. Воспроизведение и корректировка опорных знаний:

Учащиеся вспоминают сказку «Бобовое зернышко»:

 Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок. – Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зернышко! – Ко-ко-ко, петушок, ешь сам! Съел петушок зернышко и подавился. Позвал курочку. – Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться. Побежала курочка к речке: – Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зернышком! Речка говорит: – Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы. Побежала курочка к липке:
   – Липка, липка, дай мне листок! Отнесу листок речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком. Липка говорит: – Сходи к девушке, попроси нитку. Побежала курочка:
   – Девушка, девушка, дай нитку! Отнесу нитку липке, липка даст листок, отнесу листок речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком. Девушка отвечает: – Сходи к гребенщикам, попроси гребень, тогда дам нитку. Курочка прибежала к гребенщикам:
   – Гребенщики, гребенщики, дайте мне гребень! Отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, отнесу нитку липке, липка даст листок, отнесу листок речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком. Гребенщики говорят: – Сходи к калашникам, пусть дадут нам калачей. Побежала курочка к калашникам:
   – Калашники, калашники, дайте калачей! Калачи отнесу гребенщикам, гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, нитку отнесу липке, липка даст листок, листок отнесу речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком. Калашники говорят: – Сходи к дровосекам, пусть нам дров дадут. Пошла курочка к дровосекам:
   – Дровосеки, дровосеки, дайте дров! Отнесу дрова калашникам, калашники дадут калачей, калачи отнесу гребенщикам, гребенщики дадут гребень, гребень отнесу девушке, девушка даст нитку, нитку отдам липке, липка даст листок, листок отнесу речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
   Дровосеки дали курочке дров. Отнесла курочка дрова калашникам, калашники дали ей калачей, калачи отдала гребенщикам, гребенщики дали ей гребень, отнесла гребень девушке, девушка дала ей нитку, нитку отнесла липке, липка дала листок, отнесла листок речке, речка дала водицы. Петушок напился, и проскочило зернышко. Запел петушок. – Ку-ка-ре-куу!

Вопросы классу: 1. Могут ли люди обходиться без денег? Почему?

2. Когда появились первые деньги?

3. Новый материал:

Вопросы классу:

1. Попробуйте сформулировать определение денег.

( учитель уточняет определение и предлагает учащимся записать его в тетради

Деньги – это абсолютно ликвидный товар, предназначенный для обмена на любые другие товары.)


2. Любой ли товар может быть деньгами?

(Ликвидность товара — это способность товара к обмену, способность быть реализованным, проданным)


3. Как называется выпуск денег в обращение?

(Эмиссия – выпуск денег в обращение)

Деньги в том виде, в каком мы привыкли их видеть, появились не сразу. Выделяют четыре этапа.

— товарные деньги

— металлические деньги

— бумажные деньги

— электронные деньги


Знакомство с историей возникновения денег мы начнем с первого этапа — товарных денег. На экране проектора определение товарных денег, которое учащиеся записывают в тетради:

Товарные деньги — наиболее распространенные товары, которые служат устойчивыми и постоянными посредниками в обмене. Все вещи, которые вы видите на столе, появились здесь не случайно. Первые деньги — это ракушки, шкурки, соль, кофе, сушеная рыба, зерно, кожа.


Далее сообщения учащихся:


1 В древности люди сами обеспечивали себя всем необходимым: едой, одеждой, различными вещами. Постепенно одни люди стали выращивать скот, другие заниматься земледелием, третьи – делать ремесленные изделия. Для того, чтобы иметь все необходимое для жизни, людям пришлось обменивать одну вещь на другую. Со временем количество товаров увеличивалось и обменивать их становилось все труднее. Появились товары, которые можно было обменять на любые другие. Вот это и были первые товарные деньги.

В качестве денег использовали скот, кожи, меха, табак, бусы из ракушек, сушеную рыбу, зерно, вино, соль.

У народов Азии, Африки и Океании раковины каури – морского моллюска- применялись в качестве денег еще до появления денег из монет. В 13 веке они использовались в Индии и Японии, а сейчас в Папуа и Новой Гвинее.


2. Жители острова Яп в Тихом океане для оплаты использовали каменные диски из аргонита (разновидность известняка). Самые большие достигали 4 метров в диаметре.
Жители Африки в качестве денег использовали железные мотыги. А в Мексике индейцы использовали какао-бобы и маленькие медные топоры, мягкий металл которых не годился для хозяйственных нужд.
Самому раннему свидетельству использования раковин Каури в качестве денег в Китае 3500 лет. Раковины Каури служили деньгами и в Индии в Х-ХVIII вв., в Таиланде — в ХVII в., в Африке — в ХIХ в.
Медные браслеты (манилы) были средством платежа в Западной Африке с ХV в. Бруски самородной соли широко использовали в Эфиопии в качестве денег. Чтобы они не ломались, их обкладывали тростником. В Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства.


3. В ледниках Альп, в центре Европы, археологи нашли замершее человеческое тело. Оно пролежало в снежных горах 5 тысяч лет. Когда начали обследование, то обнаружили, что одна рука сжата в кулак, в котором сохранилась медная пластинка. Такие пластинки служили деньгами для жителей, населявших Центральную Европу в Бронзовом веке. Как видим, они имели такую большую ценность, что с ними не расставались даже при исключительных обстоятельствах.


4. Деньгами на древней Руси служили вытертые безволосые шкурки белки, связанные по 18 штук и скрепленные специальной свинцовой пломбой с изображением княжеского знака.

Известны так называемые «свиные деньги» Они представляли собой длинные (иногда в несколько метров) связки раковин, клыков, свиных хвостиков. За эти деньгт покупали свиней и платили выкуп за невесту. На острове Санта-Крус в Южной части Тихого океана до сих пор традиционный выкуп за невесту выплачивают «птичьей валютой»- поясами из птичьих перьев длиной по десять метров, шириной в шесть сантиметров, и толщиной около 2 см. Для изготовления одного пояса используют ярко-красные перья около 300 медоносов и еще голубей.


Второй этап – металлические деньги.

Металлические деньги, (монеты) – это товары, в виде слитков металлов, которые служат посредниками в обмене.

Вопрос: Почему именно металл пришел на смену товарным деньгам?

Какие металлы чаще всего использовались при изготовлении денег?


5 Постепенно люди стали использовать в качестве денег цветные металлы: золото и серебро. Сначала они находили их в природе, а в дальнейшем изготавливали сами.. В ХVIII в. в Бирме официальными деньгами были кружки серебра определенного веса. В большинстве случаев они отливались в форме лепешек, получивших название «цветочное серебро». Это название связано с узором, который оставался на поверхности при обдуве застывающего металла через трубочку.
Деньги из цветных металлов были разными по форме: кольца, слитки, куски. Затем стали чеканить деньги, которые уже принимали определенную форму — металлические пластинки-монеты. Первые такие монеты были обнаружены в фундаменте храма богини Артемиды в Эфесе, построенного в 560 году до н.э., в царстве Лидия (ныне территория Турции) в VII в. до н.э. Для изготовления монет использовали сплав серебра и золота. На монетах изображались цари, священные животные, эмблемы городов, предметы и орудия труда.


6. Первые металлические монеты появились очень давно, в XII веке до нашей эры, в Китае. В мала­зийском государстве Лидия они были круглыми и овальными, прямоугольными и квадратными, а монета Парфии эпохи царей Аршакидов имела форму тре­угольника. Греческая колония Северного Причерномо­рья — Ольвия имела монету в форме дельфина. Монеты, которые чеканятся на государственных монетных дворах,— это древний вид денег. В Древней Греции монеты начали чеканить еще в 8—7 вв. до н. э. В Риме первый монетный двор был учрежден при храме Юноны-Монеты, откуда и произошел этот термин. Вначале это были слитки из серебра, которые называ­лись гривнами На территории восточных славян чеканка монет началась в X веке. В XIII веке на Руси из слитков серебра рубили куски, которые получили название рублей. В XV веке рубли полностью вытеснили гривну. Позже, стали чеканить серебряную моне­ту. На ней был изображен всадник с копьем. Отсюда происходит и ее название — копейка.

7. В России металлические деньги известны со времён Древней Руси (X века). Назывались они златниками и серебряниками, так как чеканились из золота и серебра. Употреблялся в качестве денег и слиток се­ребра весом около 200 грамм. Из них примерно семьсот , лет назад начали отрубать куски поменьше, которые по­лучили название — рубль. Копейка существует около четырехсот лет, название своё эта монета получила бла­годаря изображенному на ней всаднику с копьём в руке. С 1700 по 1800 год чеканились медные полушки, равные 1/4 части копейки. Они были такими маленькими, что русские продавцы горстями клали их в рот, чтобы не по­терять, и это вовсе не мешало им говорить.

8. Самый известный и прославленный из благородных металлов — золото. Никакой другой металл не стоил людям столько пота, слез и крови, как этот. За долгую историю человечества добыто его всего около 50 000 тонн. 50% добываемого се­годня золота идет на чеканку монет, 20% — на ювелирные изделия, столько же — на нужды стоматологии и только 10% используется в производстве, т. е. приносит реальную пользу.

Пару столетий назад этот металл в технике был абсолютно бесполезен. Делать из золота оружие или инструмент не имело смысла — оно слишком мягкое. Да и в наше время техническое применение золота ограничено немногочисленными и сугубо специальными случаями: например, его используют на космических аппа­ратах как материал для уплотнений; в электротехнике — для покрытий контактов, а в сплаве с серебром — как материал для самих контактов. В одном золото аб­солютно превосходит все другие металлы: оно, как ни один из них, поддается пла­стическому деформированию. Из 1 грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3 км, а золотую фольгу сделать такой тонкой, что она будет казаться поч­ти прозрачной.


9. Технология изготовления монет мало изменилась в течение веков. Сначала готовили монетный сплав. Первые монеты чеканили из электрона — при­родного сплава золота и серебра, потом из золота. Одна­ко золотые деньги быстро изнашивались. Со временем для повышения устойчивости в золотые монеты стали добавлять медь и серебро. Современные монеты делают из меди, никеля, медно-никелевого сплава, реже — из алюминия и его сплавов. Бруски монетных сплавов прокатываются (расплющиваются) в монетную ленту, ширина и толщина которой зависит от достоинства мо­нет. Раньше использовали для этого проволоку, от кото­рой отделяли кусочки, потом их расплющивали. Пер­вые монеты редко были ровными. Сейчас монеты штампует вырубной станок-автомат. Потом производят гурчение — утолщение металла по окружности заготов­ки. Далее кружки размягчают в печи и «отбеливают» в слабом кислом растворе, удаляя окислы и грязь.

Самая ответственная операция — чеканка. Мощными прессами на кружках оттискивают изобра­жения. На лицевой стороне (аверсе) располагается герб страны, а на оборотной (реверсе) указывается достоин­ство монеты. Дефектные монеты убираются, а осталь­ные подсчитывает и упаковывает автомат. Первый мо­нетный двор (предприятие по чеканке монет) был уч­реждён в Древнем Риме при храме Юноны Монеты. От­сюда пошло название «монета».


10. В России были и очень большие деньги. В первой половине XVIII столетия на Екатеринбург­ском монетном дворе выпускались медные рубли в виде четырехугольных плит, клеймённые пятью штемпеля­ми. Весила такая «плита-монета» 1 килограмм 640 граммов. Позднее чеканились круглые монеты та­кого же веса, назывались они сестрорецкими рублями. В XIX веке Демидов чеканил на Урале государственные монеты из платины достоинством в 3,6 и 12 рублей.


Из-за распространения пиратства купцы боялись, отправляясь в путь за товаром, везти с собой серебро и золото. Свои сбережения они оставляли надежным людям, получая взамен расписки, при предъявлении которых в другой стране могли получить необходимый товар. Никакой ценности для грабителей такие расписки не представляли. Так появились первые бумажные деньги.

Бумажные деньги – условные денежные знаки, напечатанные на специальной бумаге и имеющие исключительно принудительный курс.


11. История широкого распространения бумажных денег в Европе берет свое начало в XVIII в. Однако зародились эти деньги намного раньше. Считается, что они бы­ли изобретены древними китайскими купцами. В 1716 году по проекту знаменито­го шотландского экономиста Джона Ло, сумевшего стать министром финансов Франции и главным банкиром этой страны, были выпущены первые в Европе бумажные деньги. Темпераментному шотландцу удалось реализовать в этой стране многие свои авантюристические идеи, и выпуск бумажных денег — одна из них. Благодаря им Джон Ло, скрывавшийся во Франции от преследований полиции за убийство, вошел в галерею величайших экономистов.


В России бумажные деньги появились чуть больше двухсот лет назад — в 1769 году. Любопытно, что еще Петр I рассматривал возможность выпуска бумажных денег в России, но не решился на этот опасный, с его точки зрения, шаг: «сие весьма предосудительно будет, что вместо денег ходить будут бумажки, да и опасно, чтоб не подать причины впредь худым рассуждениям».


12. Однако стоит заметить, что при господстве металлических денег количество их всегда было ограниченным. Оно определялось коли­чеством имевшегося у государства золота и серебра, из которых чеканили деньги. Чем богаче было государство, тем больше оно могло выпустить денег.

С появлением бумажных денег произошел отрыв реального бо­гатства государства от количества выпускаемых денег. Появился соблазн плодить деньги. Действительно, на практике нередко часть денег не подкреплена никаким золотым содержанием и является «пустой». Поэтому бумажные деньги не всегда служат посредника­ми при обмене, а каждая денежная единица не всегда служит эквивалентом товара.

Обратите внимание, что на советских банкнотах часто можно прочитать: «Обеспечивается всем достоянием государства»

Объем выпущенных в обращение рублей на 43% обеспечен золотовалютными резервами и на 57% — ценными бумагами, из которых львиную долю (за вычетом принадлежащих Банку России долей в Сбербанке, Внешторгбанке и еще трех банков за границей) составляют долгосрочные неликвидные государственные облигации.

В конце 20 века появились, а в 21м широкое распространение получают электронные деньги.


Электронные деньги- платежные средства представленные и обращаемые в электронном виде.


Вопросы классу:

Почему электронные деньги вытесняют металлические и бумажные?

Скажите, были ли удобными самые первые деньги?


Требования к современным деньгам:

  • Стоимость денег должна быть стабильной.

  • Удобство

  • Прочность

  • Делимость

  • Узнаваемость

  • Уникальность



О подлинности денег:

Сейчас их выпускают из плотной бумаги с водяными знаками. Банкноты образца 1997 года имеют 12 степеней защиты. Основные из них: специальная многослойная бумага, водяные знаки, особые красители и изображение, выполненное четырьмя видами печати. Бумага настоящих российских денег имеет характерный шуршащий звук и особую плотность. Специальные выпук­лые тиснения на бумажных деньгах позволяют опреде­лить людям с ослабленным зрением достоинства купюр. Рельефное изображение в верхней лицевой части «Билет банка России». Скрытое изображение – на узорной ленте «РР». Микроузор, микротекст «ЦБР», защитная нить.


  1. Домашнее задание:

-Записи в тетрадях;

-Придумайте и нарисуйте новые российские деньги;


5. Закрепление пройденного материала:


Вопросы классу:

  • Как вы считаете, могла бы современная экономика обойтись без денег?

  • Случалось ли вам самим зарабатывать деньги? Каким образом вы их тратили?

  • Исправьте выражение, добавив нужные слова:

«Деньги — это товары предназначенные для обмена».

  • Как вы понимаете утверждение: «Деньги — зло»?

  • Какие пословицы и поговорки о деньгах вы знаете?

  • Как называется человек коллекционирующий деньги?



Самостоятельная работа в тетрадях по карточкам.


Задания по теме «История денег»


  1. Определите правильный и наиболее полный ответ:

Деньги – это:

а) количество ценных бумаг в обороте;

б) ликвидный товар, предназначенный для обмена;

в) количество ценных бумаг, выданных за работу.

2 Эмиссия – это:

а) выпуск денег в обращение;

б) выпуск ценных бумаг;

в) способность товара к обмену.

3 Ликвидность – это:

а) количество ценных бумаг в обороте;

б) способность товара к обмену;

в) выпуск денег.


Перечислите, какие металлические и бумажные деньги разного достоинства находятся в обращении в России, т.е. используются людьми. Назовите монету и банкноту максимального достоинства.


Объясните смысл любой из старинных пословиц:

«Не было ни гроша, да вдруг алтын»

«Восьми гривен до рубля не хватает»

«Грош за него дать мало, а два много»

«Пожалел алтын – потерял полтину»

«Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда»

«Сделал на пятак, а испортил на гривенник»

«Федюшке дали денежку, а он и алтын просит»

«Шапочка в две денежки – и та набекрень»

«Три денежки в день – куда хочешь, туда и день»

Взаимопроверка работ.

  1. Подведение итогов урока.





Список используемой литературы

  1. «Введение в экономику» учебник,

10,11 классы, Автономов В.С. издательство «Вита-Пресс», 2012 г.

  1. Иванов С.И., Шеремеова В.В., Скляр М.А. и др. под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень) 10-11 Вита-Пресс 2010.

  2. Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень) 10-11 Вита-Пресс 2013.

  3. Александров Ю., От «священных» к «электронным», Техника молодежи 1994 № 11, Специальный выпуск (стр 2).

  4. Юров А.В., Герасимов В.М., Монета вчера и сегодня, Деньги и кредит, 2014 № 2 (стр. 62).

  5. Алехов А. , 225 лет назад в России появились бумажные деньги, техника молодежи 2009 №11, Специальный выпуск. (стр.4).

  6. Смыслов Д.В. , Мировые деньги в прошлом, настоящем, будущем., Деньги и кредит, 2/2012



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса на тему "Личные местоимения, их роль в предложении"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: