Повторительно — обобщающий урок по обществознанию «Социальная сфера» 11 класс


Спицына Наталья Александровна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 2 п. Новоорск Оренбургской области

Повторительно – обобщающий урок по обществознанию «Социальная сфера»

Для учащихся 11 классов

Урок составлен с учетом КИМ материалов по обществознанию


Тема: Социальная стратификация

Тип: повторение изученного

Цели:

  1. повторить и обобщить знания учащихся полученные в процессе изучения социальной сферы общества

  2. научить решать задания части В и С в рамках ЕГЭ по данной теме

  3. развивать умение работать в группах и высказывать свое мнение.


I. Орг. момент

На предыдущих занятиях мы с вами закончили изучать социальную сферу общества. В заданиях ЕГЭ по обществознанию 25 % заданий включают в себя вопросы из социальной сферы. Поэтому сегодня мы прорешаем аналогичные задания из части В и С. Для работы на уроке мы разделимся на 4 группы.

II. Начнем работу с заданий С1, С2, С3, С4. Вы знаете, что это работа с текстом. Поэтому вы все получили одинаковый текст, только отвечать, каждая группа будет на свой вопрос. После ответа каждой группы у нас будут ответы на 4 задания. Вы можете совещаться. И желательно свой ответ записать, четко сформулировав мысли. Так как вы помните, что количество слов в части С ограничено.


Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)

1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?








2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.








3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.





4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.



  1. (Ответы. 1. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Сорокин выделяет два направления социальной мобильности: вертикальное – движение вверх и вниз, горизонтальное – передвижение на одном и том же социальном уровне. 2. Образование может выступать «социальным лифтом» при двух условиях: в периоды социальных изменений, в стабильные периоды в момент структурной перестройки экономики. Структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования. 3. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью. Примерами могут служить: переезд человека из деревни в город, зачисление абитуриента в институт, потеря работы. 4. Положительное проявление маргинальности может быть выражено в следующем: отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности; маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям; маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни).


III. В теме социальная стратификация есть понятие социальная роль. Что это такое? Чтобы повторить это понятие, давайте все вместе, выполним задание В5. В этих заданиях необходимо определить оценочный или фактический характер носят суждения.


(1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец пове­дения. (З)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрировать­ся в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений



IV. Следующее задание будет отдельным для всех групп. У каждой группы свои задания из части С. Ваша задача, выполнить задание, можно совместно, и один человек от группы предложит нам решение данного задания.


Задание для 1 группы

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социальная группа. Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

(Социальная группа – любая совокупность людей имеющая какой либо значимый социальный признак. Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, возрасту, полу. В группах человек реализует свою социальную роль).





Задание для 2 группы.

Назовите три критерия социальной стратификации. Приведите примеры.

(Критериями социальной стратификации являются: доход, власть, образование. Доход – деление общества на богатых и бедных, власть – деление общества на тех кто может навязывать свою волю большинству и на тех кто этой воли подчиняется, образование – люди с высшим образованием могут получить высокооплачиваемую работу и более престижную).


Задание для 3 группы.

Назовите три вида социальной мобильности. Приведите примеры. (Групповая мобильность – Революция 1917 года, когда дворяне потеряли свое положение в обществе, горизонтальная – смена места жительства, вертикальная – повышение по службе).






Задание для 4 группы.

После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией, какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

(Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокое положение. В социологии данные факторы называются каналами «лифтами» социальной мобильности).



V. Обобщение. Сейчас мы выполним задание аналогичное заданию В6, только у нас с вами здесь не будут даны слова для подстановки.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой (1). Это явление получило название социальной (2). Социологи разли­чают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социаль­ного положения индивидов и групп, называют (3) мо­бильностью. Примерами являются переход из одной возрастной
группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. (4). (5) мобильность предполагает качественное измене­ние социального положения человека. Примерами может слу­жить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»


VI. Если останется время. Выполнить задание С8.

Составьте развернутый план ответа на вопрос «Что такое социальная стратификация»?

  1. Неравенство, как основной показатель социальной диффиренцации.

  2. Критерии социальной стратификации: А) доход, Б) власть, В) образование, Г) престиж. 3 Исторические типы стратиффикационных систем? А) Рабство, Б) касты. В) Сословия, Г) Классы.


Социальная мобильность

I. Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)

1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

II. (1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец пове­дения. (З)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрировать­ся в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

III. Задание для 1 группы

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социальная группа. Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

IV. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой (1). Это явление получило название социальной (2). Социологи разли­чают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социаль­ного положения индивидов и групп, называют (3) мо­бильностью. Примерами являются переход из одной возрастной
группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. (4). (5) мобильность предполагает качественное измене­ние социального положения человека. Примерами может слу­жить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Социальная мобильность

I. Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)


2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

II. (1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец пове­дения. (З)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрировать­ся в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

III. Задание для 2 группы.

Назовите три критерия социальной стратификации. Приведите примеры.

IV. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой (1). Это явление получило название социальной (2). Социологи разли­чают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социаль­ного положения индивидов и групп, называют (3) мо­бильностью. Примерами являются переход из одной возрастной
группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. (4). (5) мобильность предполагает качественное измене­ние социального положения человека. Примерами может слу­жить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»


Социальная мобильность

I. Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)


3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.



II. 1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец пове­дения. (З)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрировать­ся в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

III. Задание для 3 группы.

Назовите три вида социальной мобильности. Приведите примеры. (Групповая мобильность – Революция 1917 года, когда дворяне потеряли свое положение в обществе, горизонтальная – смена места жительства, вертикальная – повышение по службе).

IV. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой (1). Это явление получило название социальной (2). Социологи разли­чают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социаль­ного положения индивидов и групп, называют (3) мо­бильностью. Примерами являются переход из одной возрастной
группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. (4). (5) мобильность предполагает качественное измене­ние социального положения человека. Примерами может слу­жить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Социальная мобильность

I. Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)

4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

II. (1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец пове­дения. (З)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрировать­ся в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

III. Задание для 4 группы.

После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией, какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

IV. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой (1). Это явление получило название социальной (2). Социологи разли­чают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социаль­ного положения индивидов и групп, называют (3) мо­бильностью. Примерами являются переход из одной возрастной
группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. (4). (5) мобильность предполагает качественное измене­ние социального положения человека. Примерами может слу­жить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Используемая литература и интернет — сайты:


  1. Лазебникова, А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Серия «ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания»

  2. Чернышёва О. А., Ушаков П. А. Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О. А. Чернышёва, П. А. Ушаков

  3. https://www.fipi.ru/


Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Звуки и буквы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: