Рабочая программа по обществознанию. 10 класс. Профильный уровень

















Александрова Валерия Владимировна


учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 72»

Ленинского района г.Саратова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

10 класс

Профильный уровень

















Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72»

Ленинского района г. Саратова




«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Егошина Е.С. /


Протокол № 1

от «27» августа 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР МОУ «СОШ № 72»

_____________/Токмина Т.Н./


«28» августа 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 72 »

__________/Артемова Т.С./


Приказ № _____

от «30»августа 2013 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

10 класс

Профильный уровень


Александровой Валерии Владимировны,

учителя первой квалификационной категории








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «28» августа 2013 г.

















2013- 2014 учебный год

г. Саратов


Пояснительная записка


Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание.10—11 классы, профильный уровень» (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук («Просвещение». 2008 год); соответствует федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год.

Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа рассчитана на 102 часа в год и 3 учебных часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели курса:

  • развитие социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;

  • развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся (компетенции).

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  • Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;


  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;


  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;


  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;


  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук, для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

























ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Специфика социально-гуманитарного знания

Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

Введение в философию

Место философии в системе обществознания. Философия и наука.

Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания.

Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества.

Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.

Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Введение в социологию

Социология как наука.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Социальная инфраструктура.

Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.

Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.

Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.

Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.

Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.


Введение в политологию

Политология как наука.

Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и функции.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.

Политическая идеология. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.

Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России.

Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование).

Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Политическая психология и политическое поведение.

Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в современной России. Место и роль СМИ в политическом процессе. Политический конфликт, пути его урегулирования. Современный этап политического развития России.

Введение в социальную психологию

Социальная психология как наука.

Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.

Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.

Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.

Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);


  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;


  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;


  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;


  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;


  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;


  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученические проектов;


  • подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;


  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать


  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;


  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;


  • основные социальные институты и процессы;


  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;


  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;


уметь


  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;


  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);


  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;


  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;


  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);


  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;


  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;


  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;


  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;


  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;


  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;


  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;




использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;


  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;


  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;


  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;


  • нравственной оценки социального поведения людей;


  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;


  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;


  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.




Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников













ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (102 ч.)

10 класс (профильный уровень)


Т е м а  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15ч.)

      Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

      Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

      Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
      Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

      Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

      Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Т е м а  2. Общество и человек (21ч.)

      Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

      Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
      Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

      Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

      Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
      Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
      Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
      Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

      Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

      Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Т е м а  3. Деятельность как способ существования людей (11ч.)

      Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
      Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
      Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

      Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Т е м а  4. Сознание и познание (15ч.)

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
       Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

       Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

      Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

       Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

       Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

      Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.



Т е м а  5. Личность. Межличностные отношения (35ч.)

       Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

      Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

       Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

      Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

       Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

       Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

      Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
       Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
       Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

      Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

      Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

      Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.


Структура курса по обществознанию. 10 класс (профильный уровень)

Тема

Количество часов

Проверочные работы

1

Вводное занятие

1


2

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

15

Вводное тестирование – 1

Дистанционное тестирование-1

3

Общество и человек

21

Тестирование – 1

Дистанционное тестирование – 1

Самостоятельная работа — 1

4

Деятельность как способ существования людей

11

Дистанционное тестирование – 1

Контрольная работа — 1

5

Сознание и познание

15

Тестирование – 1

Дистанционное тестирование – 1

6

Личность. Межличностные отношения

35

Контрольная работа – 1

Самостоятельная работа – 1

Дистанционное тестирование – 2

7

Итоговое повторение

2

Диагностическая работа (СтатГрад) — 1


резерв

2


Итого


102

Контрольные работы – 2

Тестирование – 9

(Из них дистанционное тестирование — 6)

Самостоятельная работа – 2

Диагностическая работа (СтатГрад, МИОО) — 1

Годовой календарный график

2013-2014 учебный год


1 полугодие (оценка за полугодие) 1 четверть – 02.09-01.11.2013, 2 четверть – 11.11-27.12.2013

(темы 1-3).

2 полугодие (оценка за полугодие) 3 четверть – 09.01-01.11.2014, 4 четверть – 01.04-24.05.2014

(темы 4-5).

Оценка за год. Допуск к промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация проводится в период с 26 по 30 мая 2014 г.

Итоговая оценка.

Календарно-тематическое планирование курса по обществознанию

10 класс (профильный уровень)


Тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля.

Измерители

Дом. задание

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие.

Вводный урок

Краткая характеристика

изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием

Знать понятие «социальные науки». Развивать умение поиска новой информации по заданной теме в источниках различного типа.



3.09




1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15)

2-3

Наука и философия — 2


Социальные науки и их классификация. Место

философии в системе

обществознания. Философия и наука.

Социология, политология, социальная психология как обществен­ные науки

Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология.

Развивать умения:

— определения сущностных характеристик изучаемого объекта; — извлечения необходи­мой информации из ис­точников


п.1

Вопросы, задания, текст

3.09

5.09


4-5

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях — 2

УИНМ

УЗЗ (П)

Мифы древности. Древ­неиндийские Веды о происхождении мира.

Буддизм. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Платон, Аристотель об обществе и государстве.



Знать понятия: миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, издры, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство, идеальное государство.

Развивать умения:

— перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст).

-работы с текстами различных стилей;

-выступления с сооб­щениями.

Вводное тестирование

Дискуссия «Можно ли познать общество, в котором живешь?»

п.2

вопросы, задания

10.09

10.09


6-7

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время — 2

УИНМ

УЗЗ

Теория общественного договора. Трудовое об­щество А.Смита. Впе­рёд к «золотому веку». Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к на­учной социологии. Мар­ксистское учение об обществе. Развитие обществознания в XX веке.

Знать понятия: теория общественного договора, трудовая тео­рия стоимости, утопизм, гражданское общество, абсолютная идея, мар­ксизм, технократизм, ценности, экзистенциа­лизм, ревизионизм. Развивать умения:

— поиска нужной инфор­мации по заданной теме
в источниках различного
типа и извлечения не­обходимой информации
из источников, создан­ных в различных знаковых системах;

-владения основными
видами публичных вы­ступлений

Сообщение учащихся

Работа с источниками

п.3

вопросы, задания

текст

12.09

17.09


8-10

Из истории русской философской мысли — 3

УИНМ

УЗЗ

Философские искания XIX века. Русская фи­лософская мысль нача­ла XX века. Бердяев

Знать понятия: славянофилы, лени­низм.

Развивать умение: — поиска нужной инфор­мации по заданной теме

Составление тематического словаря

Работа с документами

п.4

вопросы, задания

текст

17.09

19.09

24.09


11-15

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор — 5

УИНМ

УЗЗ

УОЗЗ

Потребности современного общества в специалистах социально — гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

Профессиональные об­разовательные учреж­дения


Знать понятия:

-академия, университет, колледж, лицей, гимназия. Развивать умения:

— получение и осмысле­ние социальной инфор­мации, систематизация полученных данных

Защита проектов «Профессиональный выбор»



Дистанционное тестирование

п. 5-6

вопросы, задания

текст.

Повторить все определения и понятия темы

24.09

26.09

1.10

1.10

3.10


16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

ИУ

Закрепление, углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы



8.10


2.Общество и человек (21)

17-18

Происхождение человека и становление общества — 2

УИНМ


КУ

Происхождение челове­ка и становление общества. Теории происхож­дения человека. Чело­вечество как результат биологической и социо­культурной эволюции

Знать понятия: человек. Развивать умения:

— характеризовать с

научной позиции основные явления;

— оценивать различные
суждения.

Составить таблицу «Теории происхождения человека»

п.7

вопросы, задания

текст

8.10

10.10


19-20

Сущность человека как проблема философии — 2

УИНМ

УЗЗ (П)

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятель­ность.

Соотношение мышле­ния и языка

Знать понятия: деятельность, её струк­тура, мышление, язык. Развивать умения:

-сопоставление различ­ных научных подходов;

— поиск нужной инфор­мации по заданной теме в источниках различного
типа

Мини-дискуссия «Взгляды философов на сущность человека»

п.8

вопросы,

задания

15.10

15.10


21-23

Общество и общественные отношения — 3

УИНМ

КУ

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличие общества от социума. Социум как особая часть мира. Факторы размещения социума

Знать понятия: общество, социум, общественные отношения.

Развивать умения:

-объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

Составить словарь темы.

Синквейн «Общество»

п.9

вопросы, задания

текст

17.10

22.10

22.10


24-25

Общество как развивающаяся система — 2

УИНМ

УОЗЗ

Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Знать понятия: социальная система, её структура. Развивать умения:

-систематизации изу­ченных фактов;

— переведения социальной информации из од­ной знаковой системы в другую

Схема «Структура социальной системы общества».

Тестирование (понятийный диктант)

п.10

вопросы,

задания

24.10

29.10


26-27

Типология общества — 2

УИНМ

УОЗЗ

Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, со­циально-конкретный

Знать понятия: цивилизационный под­ход, формационный подход.

Развивать умения: — сопоставлять различ­ные научные подходы

Составление таблицы «Типология обществ».


п.11-12

вопросы, задания

текст

29.10

31.10



28-29

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории — 2

УИНМ

УОЗЗ

Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций

Знать понятия: традиционная цивили­зация, индустриальная цивилизация. Развивать умение:

— оценивать различные суждения;

— объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных
конкретных примерах

Анализ источников

п.13 вопросы,

задания, текст



12.11

12.11


2 четверть

30-31

Исторический процесс — 2

УИНМ

УОЗЗ

Смысл и направлен­ность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивили­зация и культура. Поня­тие культуры

Знать понятия: общест­венно-экономическая формация, цивилиза­ция, культура. Развивать умения:

— объяснять внутренние и внешние связи (при­чинно-следственные и функциональные) изу­ченных социальных объектов (включая взаимодействие обще­ства и культуры); — оценивать различные суждения о социальных объектах.

Мини-исследование «Кого считать исторической личностью?»


п.14

вопросы,

задания


14.11

19.11



32-33

Проблема общественного прогресса — 2

УИНМ

УОЗЗ

Понятие об историче­ском процессе. Народ­ные массы, социальные группы, общественные объединения как участ­ники исторического процесса.

Исторические личности. Типы социальной дина­мики. Факторы измене­ния социума

Знать понятия; исторический процесс, народные массы, исто­рические личности. Развивать умения:

-осуществлять поиск, систематизацию и ин­терпретацию социальной
информации по теме;

-формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных
знаний собственные су­ждения по определенной теме.

Схема «Критерии прогресса».

Дистанционное тестирование

п.15

вопросы,

задания


19.11

21.11



34-36

Свобода в деятельности человека — 3

УИНМ

УОЗЗ

Прогресс и регресс. Противоречивость про­гресса. Критерии про­гресса. Прогрессивные общественные силы. Многообразие и нерав­номерность процессов общественного разви­тия


Знать понятия: прогресс, регресс, кри­терии прогресса, про­грессивные силы, реак­ционные силы. Развивать умения:

-понимать закономер­ности развития общест­ва как сложной самоорганизующейся системы;

-оценивать общественные изменения с точки зрения демократических
и гуманистических цен­ностей.

Круглый стол «Это сладкое слово – свобода»

п.16

вопросы, задания, текст.

Повторить все определения и понятия темы

26.11

26.11

28.11



37

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек»

Контрольный урок

Почему невозможна абсолютная свобода. Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. «Свобода от» или «Свобода для». Что такое свободное общество

Знать понятия: свобода, свободное об­щество. Развивать умения:

-владеть основными видами публичных вы­ступлений;

-следовать этическим нормам и правилам ведения диспута.


Самостоятельная работа


3.12



3.Деятельность как способ существования людей (11)

38-39

Деятельность людей и ее многообразие — 2

УИНМ

УОЗЗ

Потребности и интере­сы. Типология деятель­ности. Игра. Учеба как деятельность.

Знать понятия: потребности, их виды, интересы, творчество. Развивать умения: — проводить социологи­ческое мини-исследование

Обсуждение результатов социологического мини-исследования «Ведущие мотивы учебной деятельности моих одноклассников»

п.17

вопросы, задания

3.12

5.12



40-41

Содержание и формы духовной деятельности — 2

УИНМ

УОЗЗ

Сохранение и распро­странение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовное по­требление

Знать понятия: духовная культура, ду­ховные ценности. Развивать умения: формирование раз­вернутого плана ответа

План «Духовные ценности».

Дистанционное тестирование

п.18 вопросы, задания, текст


10.12

10.12



42-44

Трудовая деятельность — 3

КУ

Социология труда. Со­циальное партнерство и перспективы его разви­тия в России

Знать понятия: трудовая деятельность, социальное партнерство. Развивать умение оце­нивать различные суж­дения

Защита проектов «Социальное партнерство в России»

п.19

вопросы, задания

12.12

17.12

17.12



45-47

Политическая деятельность — 3

УИНМ

УОЗЗ

Политика как деятель­ность. Субъекты и объ­екты политики. Соотно­шение целей и средств в политике. Власть и политика

Знать понятия: власть, политика, субъ­екты, объекты политики. Развивать умения: — раскрывать на приме­рах важнейшие теоре­тические положения и понятия

Составление понятийного аппарата.

Схема «Субъекты и объекты политики»

п.20

вопросы, задания, текст.

Повторить все определения и понятия темы

19.12

24.12

24.12


48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность как способ существования людей»

Контрольный урок

Типология властных отношений. Политиче­ские отношения

Знать понятия: властные отношения, политические отноше­ния.

Развивать умение объ­яснять изученные поло­жения на самостоятель­но подобранных кон­кретных примерах

Контрольная работа


26.12


4.Сознание и познание (15)

49-50

Проблема познаваемости мира — 2

УИНМ

КУ

Проблема познаваемо­сти мира; Понятие об агностицизме. Познава­тельная деятельность. Чувственное и рацио­нальное познание

Знать понятия: онтология, знание, по­знавательная деятель­ность, чувственное по­знание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпири­ки, ощущение, воспри­ятие, представление, понятие, суждение, умо­заключение. Развивать умения:

-сопоставлять различ­ные научные подходы;

-объяснять изученные
положения на самостоятельно подобранных при­мерах

Таблица «Этапы познания»

п.21

вопросы, задания

9.01

14.01

3 четверть

51-52

Истина и ее критерии — 2

УИНМ

УОЗЗ

Понятие научной исти­ны. Относительность истины. Истина и за­блуждение

Знать понятия: истина, критерий исти­ны, объективная истина, абсолютная истина, от­носительная истина, заблуждение. Развивать умения:

— отделять основную информацию от второ­степенной;

— критически оценивать достоверности получен­ной информации.

Практикум на отделение основной информации от вторичной

п.22

вопросы, задания

14.01

16.01


53-54

Многообразие путей познания мира — 2

УИНМ

УОЗЗ

Мифологическое и ра­ционально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл

Знать понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука. Развивать умения:

-развернуто обосновы­вать суждения, давать определения;

— приводить доказательства

Решение проблемных заданий

п.23

вопросы, задания, текст

21.01

21.01


55-56

Научное познание — 2

УИНМ

КУ

Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

Знать понятия: научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон.

Развивать умения:

-сопоставлять различные подходы;

-формулировать собственные суждения.

Работа с источниками.

Дистанционное тестирование

п.24

вопросы, задания, текст

23.01

28.01


57-58

Социальное познание — 2

УИНМ

КУ

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

Знать понятия: социальное познание, конкретно исторический подход, социальный факт, интерпретация социального факта.

Развивать умения анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни с применением методов социального познания.

Анализ материалов СМИ, словарик темы

п.25

вопросы, задания, текст

28.01

30.01


59-60

Знание и сознание — 2

УИНМ

УОЗЗ


Общественное и индивидуальное сознание

Знать понятия:

Общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание.

Развивать умения:

— развернуто обосновывать суждения;

— объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Решение проблемных задач

п.26

вопросы, задания

4.02

4.02


61-62

Самопознание и развитие личности — 2

УИНМ

УОЗЗ

Самопознание и самооценка. Самопознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Знать понятия: самопознание, самооценка, притязание, самоисповедь.

Развивать умение решения, проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально- гуманитарного знания.

Решение проблемных, логических, творческих задач


Тестирование

п.27

вопросы, задания, практикум. Повторить все определения и понятия темы

6.02

11.02


63

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание»

ИУ

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.

Выполнение проблемных заданий


11.02


5.Личность. Межличностные отношения (35)

64-66

Индивид, индивидуальность, личность — 3

УИНМ

КУ

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Знать понятия:

Индивид, индивидуальность, личность.

Развивать умения:

-решать проблемные, логические, творческие задачи;

-определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Выполнение творческих работ

п.28

вопросы, задания

13.02

18.02

18.02


67-68

Возраст и становление личности — 2

УИНМ

УОЗЗ

Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Знать понятия:

Детство, отрочество, юность, возраст, зрелость, старость, социология , социализация.

Развивать умения:

— определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

— объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Составить словарик темы. Моделирование ситуаций по теме, их анализ

П.29

Вопросы, задания, практикум

20.02

25.02


69-70

Направленность личности — 2

УИНМ

УОЗЗ

Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция.

Социальное поведение

Знать понятия:

Социальная сфера, социальная установка, социальное неравенство, ценности, класс, социальный статус, соци­альная роль Развивать умения:

-уверенно работать с текстами различных сти­лей;

— определять сущност­ные характеристики изучаемого объекта

Групповая работа: критерии социального поведения школьника


Дистанционное тестирование

п.30

вопросы, задания, текст

25.02

27.02


71-73

Общение как обмен информацией — 3

УИНМ

УЗЗ(П)

Общение. Средства межличностной комму­никации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном об­ществе

Знать понятия: общение, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение. Развивать умения: — характеризовать с на­учных позиций основ­ные социальные явле­ния, их место и значе­ние в обществе

Решение проблемных заданий

п.31

вопросы, задания, текст

4.03

4.03

6.03


74-76

Общение как взаимодействие — 3

УИНМ

УЗЗ(П)

Типы взаимодействия: кооперация и конкурен­ция. Общение в юноше­ском возрасте

Знать понятия: кооперация, конкурен­ция, общение как взаи­модействие. Развивать умения:

— анализировать и клас­сифицировать социаль­ную информацию;

— сравнивать социаль­ные объекты, выявляя их общие черты и раз­личия.

Работа в группах: выработка памятки «Культура общения в юношеском возрасте»

п.32

вопросы, задания, практикум

11.03

11.03

13.03


77-79

Общение как понимание — 3

УИНМ

УОЗЗ (П)

Механизмы взаимовос­приятия в процессе об­щения. Идентификация в межличностном об­щении.

Эмпатия. Эффекты и стереотипы межлично­стного восприятия

Знать понятия: общение, взаимопони­мание, идентификация, эмпатия, эффект, сте­реотип восприятия. Развивать умения: — различать в социаль­ной информации факты и мнения;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Работа в группах: анализ материалов СМИ (факты и мнения)

п.33

вопросы, задания, практикум

18.03

18.03

20.03

3 четверть

80-82

Малая группа — 3

УИНМ

УОЗЗ(П)

Группы условные. Ре­ферентная группа. Межличностные отно­шения в группах. Инте­грация в группах разно­го уровня развития

Знать понятия: условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция. Развивать умения: — участия в обучающих играх;

осмысления опыта взаимодействия с дру­гими людьми.

Составить схему «Виды малых групп».

Разработка памятки «Правила общения в малых группах»

Понятийный диктант

п.34

вопросы, задания

01.04

01.04

3.04


83-85

Групповая сплоченность и конформное поведение — 3

УИНМ

УОЗЗ

Групповая сплочен­ность. Дружеские отно­шения. Самоопределе­ние личности

Знать понятия: межличностная совмес­тимость, групповая сплоченность, самооп­ределение. Развивать умения:

-отстаивания и аргумен­тации своих позиций;

— участия в обучающих играх.

Участие в дебатах по заявленной проблеме.


Самостоятельная работа

п.35

вопросы, задания, практикум

8.04

8.04

10.04


86-88

Групповая дифференциация и лидерство — 3

УИНМ

УЗЗ(П)

Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства

Знать понятия: социальная дифферен­циация, групповая дифференциация, ли­дер. Развивать умения: осмысления опыта взаимодействия с дру­гими людьми.

Участие в ролевой игре

п.36

вопросы, задания, практикум

15.04

15.04

17.04


89-91

Семья как малая группа — 3

УИНМ

УОЗЗ

Психология семейных взаимоотношений. Тен­дерное поведение. Вос­питание в семье.

Знать понятия: семья, тендерное пове­дение. Развивать умения:

-исследования реаль­ных связей и зависимо­стей;

-создания идеальных объектов.

Круглый стол «Тенденции развития семьи в современном мире»

п.37

вопросы, задания, текст

22.04

22.04

24.04


92-94

Антисоциальные и криминальные молодежные группировки — 3

УИНМ

КУ

«Дедовщина» и другие формы насилия в груп­пе. Особая опасность криминальных групп

Знать понятия: социальные нормы, антисоциальные группы, дедовщина, криминаль­ные группы. Развивать умения: — анализа явлений и со­бытий, происходящих в современной социаль­ной жизни.

Работа в группах: материала СМИ, их анализ.



Дистанционное тестирование

п.38

вопросы, задания, проект

29.04

29.04

6.05


95-97

Конфликт в межличностных отношениях — 3

УИНМ

УОЗЗ(П)

Проблема межличност­ного конфликта. Струк­тура, функции, динами­ка конфликта. Пути кон­структивного разреше­ния конфликта

Знать понятия: конфликт, структура и функции конфликта.

Развивать умения:

-использования эле­ментов причинно-следственного анализа;

-осуществления конст­руктивного взаимодей­ствия с людьми различ­ных убеждений, куль­турных ценностей.

Решение проблемных заданий

п.39

вопросы, задания, проект.

Повторить все определения и понятия темы

6.05

8.05

13.05


98

Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность. Межличностные отношения»

КУ

Контроль знаний

Контрольная работа

Повторить все определения и понятия тем за год

13.05


Итоговое повторение (2)

99-100

Подготовка к единому государственному экзамену (пробный экзамен)


Контроль знаний

Диагностическая работа (СтатГрад)


15.05

20.05


101-102

резерв


Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении тем.



20.05

22.05





УИНМ – урок изучения нового материала

УЗЗ (П)- урок закрепления знаний (практикум)

УОЗЗ – урок обобщения и закрепления знаний

ИУ – итоговый урок

КУ – комбинированный урок


Критерии для оценивания устного ответа на уроках обществознания


Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.


Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.


Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну — две грубые ошибки.


Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.






Нормы оценки знаний учащихся

по обществознанию



Оценка 5:

Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий права, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.

Оценка 4:

Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка 3:

Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.

Оценка 2:

Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.



( Вестник образования, №7, 2007 г.)


Критерии оценивания учащихся по обществознанию

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

 

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.  Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.  Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

(Из образовательной программы по обществознанию)




Приложение к приказу Минобразования России от 30.06.99 № 56


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Общество как сложная динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Личность, ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.

Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки о человеке и обществе, Социальное и гуманитарное знание.

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Религия как феномен культуры. Наука. Образование и самообразование. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономическое содержание собственности. Обмен. Специализация. Экономика потребителя. Экономика производителя. Многообразие рынков. Рынок труда. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Занятость и безработица. Россия в условиях рыночной экономики. Экономическая культура.

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Межнациональные отношения. Национальная политика. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Социальные процессы в современной России.

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая идеология. Политические режимы. Основные черты гражданского общества. Местное самоуправление. Правовое государство. Политическая жизнь современной России. Политическая культура.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Правовая культура.





Перечень учебно-методического обеспечения


Учебно-методический комплект

  • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), — М.: Просвещение, 2007.

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.

  • Учебник «Обществознание» 10 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009.

  • Обществознание: 10 класс: Профильный уровень. Практикум / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007.

  • Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007.

  • Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки.- М.: Экзамен, 2005.


Литература для учителя

Баранов П.А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы. Астрель, 2009.


Литература для учащихся

1. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009г.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2009г.

3. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2004г. 4. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина М: КДУ, 2009г.

5. Юридические справочники, словари, энциклопедии.

6. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2007.

7. Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подго­товки. — М.: Экзамен, 2005.




Образовательные диски:

  1. Обществознание.8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Авторы:Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.- «Новый диск», 2004

  2. Подготовка к выпускным экзаменам. Тесты по обществознанию.- «Диполь», 2008.

  3. Государственная символика России. История и современность. – Центр наглядных средств обучения МО РФ, 2003.

  4. Учебно-методический комплект. Обществознание. 9-11 классы. Издательство «Учитель», 2010.









Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Твое тело"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: