Рабочая программа по праву (профильный уровень) 10 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

города Липецка















Рабочая программа

по праву

(профильный уровень)

10 класс










подготовила

учитель истории и обществознания

Аничкина Светлана Александровна











г. Липецк

2013

Пояснительная записка


О программе

Настоящая рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Примерной программы курса права для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) 2006 г., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа адресована обучающимся профильной социально-экономической группы 11 общеобразовательного класса в рамках индивидуальной траектории обучения. Необходимость введения данного курса диктуется тем, что в последние годы для поступления во многие вузы необходимо сдать ЕГЭ по обществознанию, в структуру которого входят вопросы права. Как показывает опыт прошлых лет, именно эти вопросы на экзамене вызывают у обучающихся наибольшие затруднения, поскольку на подробное изучение права в рамках обществознания отводится недостаточно много времени. Поэтому курс «Право» призван помочь выпускникам в подготовке к успешному прохождению государственной (итоговой) аттестации по материалам и в форме ЕГЭ.

Помимо названной выше причины введения курса «Право», следует отметить, что правовая информация, представленная в содержании рабочей программы, расширяет возможности правовой социализации обучающихся, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, вооружает их теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

О целях и задачах

Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В области познавательной деятельности:

— умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно — иссле-довательской работы;

— выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследо-вательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной ин­формации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источни­ков, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной инфор­мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, переда­ча содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать сужде­ния, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоя­тельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведе­ния, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и само­оценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, опре­деление собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою граждан­скую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Об основном содержании программы

Рабочая программа реализуется в течение 2 лет, из расчёта 2 урока в неделю, то есть программа носит профильный уровень сложности.

Основные содержательные линии рабочей программы по праву отражают ведущие и социально-значимые проблемы юридической науки и практики. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; конституционное право; гражданское право; семейное право; уголовное право; административное право; трудовое право; правосудие; юридическое образование.

Раздел I. Гражданское право (22 часа)

Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты гражданского права. Сделки и представительство. Обязательственное право. Понятие и сущность договоров. Виды договоров. Право собственности и его виды. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Наследственное право.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел II. Семейное право, жилищное право (4 часа)

Правовые нормы института брака. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Жилищные правоотношения.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел III. Трудовое право (8 часов)

Трудовое право в жизни людей. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел V. Административное право и административный процесс (5 часов)

Административное право и административные правоотношения. Административные правонарушения и административная ответственность. Производство по делам об административных правонарушениях.

Урок-практикум.

Раздел VI. Уголовное право и уголовный процесс (7 уроков)

Понятие и сущность уголовного права. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел VII. Правовое регулирование в различных сферах

общественной жизни (7 часов)

Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Правовое регулирование отношений в области образования. Профессиональное юридическое образование. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.

Повторительно-обобщающий урок.



Раздел VIII. Международное право (6 часов)

Международное право как основа взаимоотношений государств. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право и права человека.

Повторительно-обобщающий урок.

Итоговое повторение (1 час)

Резервные уроки (3 часа)








































Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения права обучающийся должен:


Знать / понимать

систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека: основные юридические профессии;


Уметь

характеризовать: право как элемент культуры общества; сис-тему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России: принципы орга-низации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмот-рения гражданских, трудовых, административно-правовых споров: порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защи-ты и социального обеспечения, порядок получения платных образователь-ных услуг;

объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; меха-низм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизвод-ства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внут-ренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов за-щиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательства; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; эко-логических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружа-ющей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практике;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике:

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав: способы и порядок разрешения споров;

обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.









































Формы и способы контроля результатов

освоения программы обучающимися


Самостоятельные и практические работы, выполняемые обучающимися:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика


п/п

Раздел

Кол-во часов

Тестирования

Практикумы

1

Гражданское право

22

2

1

2

Семейное право, жилищное право

4

1

3

Трудовое право

8

1

4

Административное право и административный процесс

5

1

5

Уголовное право и уголовный процесс

7

1

6

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни

7

1

7

Международное право

6

1

8

Итоговые уроки

2

2




















Используемые учебно-методический комплект,

дополнительная литература, ЭОР


Литература для обучающихся:

  1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. — М.: ООО «ТИД « Русское слово — РС», 2009.

  2. Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

  3. Ю. А. Кожин. Практикум по праву: к учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2007.

  4. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. — М.: Дрофа, 2009.


Литература для учителя:

  1. Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» — архив).

  2. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», — М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004

  3. Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.

  4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004

  5. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997

  6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В «Право». Учебник для 10-11 классов. Профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.

  7. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Право»: профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.

  8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители: Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.


Список дополнительной литературы:

  1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М.,1993

  2. Никитин А.Ф.Конституционное право

  3. Никитин А.Ф.Уголовное право

  4. Никитин А.Ф. Налоги

  5. Никитин А.Ф Права человека

ЭОР:

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации

https://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт

https://www.president.kremlin.ru

Президент России — гражданам школьного возраста

https://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт

https://www.duma.gov.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация

https://www.gks.ru

Московская школа прав человека

https://www.mshr-ngo.ru

Права человека в России

https://www.hro.org

Социальные и экономические права в России

https://www.seprava.ru

Соционет: информационное пространство по общественным наукам

https://socionet.ru

СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ

https://www.smi.ru

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт

https://ombudsman.gov.ru
















Календарно тематическое планирование


Дата

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

По плану

По факту

Раздел I. Гражданское право (22 часа)

1



Гражданское право как отрасль российского права

1

Составление схемы «Структура гражданского права», словарь

2



Субъекты гражданско-правовых отношений

1

Составление схемы «Субъекты гражданско-правовых отношений»

3-4



Сделки и представительство

2

Фронтальный опрос

5



Обязательственное право

1

Индивидуальные письменные задания

6-7



Понятие и сущность договора. Виды договоров

2

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

8



Урок-практикум по теме «Договоры»

1

Практические занятия

9-10



Право собственности и его виды

2

Составление схемы «Виды собственности»

11



Общая собственность и порядок защиты права собственности

1

Выполнение заданий после параграфа

12



Защита неимущественных прав

1

Фронтальный опрос

13



Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав

1

Составление опорного конспекта

14



Предпринимательство и предпринимательское право

1

Фронтальная беседа

15



Повторительно-обобщающий урок по теме «Собственность»

1

Тестирование

16



Государство как субъект экономических отношений

1

Выполнение заданий после параграфа

17-18



Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

2

Составление схемы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»

19



Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности

1

Фронтальная беседа

20



Права потребителей

1

Составление памятки «Права потребителя»

21



Наследственное право

1

Составление опорного конспекта

22


Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданское право»

1

Тестирование

Раздел II. Семейное право, жилищное право (4 часа)

23-24



Правовые нормы института брака


Фронтальная беседа

25



Родители и дети: правовые основы взаимоотношений


Устный опрос

26



Жилищные правоотношения


Составление конспекта

27



Повторительно-обобщающий урок по теме «Семейное право, жилищное право»

1

Тестирование

Раздел III. Трудовое право (8 часов)

28-29



Трудовое право в жизни людей

2

Работа с текстом

30-31



Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей

2

Работа с заданиями к параграфу. Практические задания

32



Трудовые споры и дисциплинарная ответственность

1

Составление сложного плана

33



Рабочее время и время отдыха

1

Индивидуальные сообщения

34



Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством

1

Составление опорного конспекта

35



Повторительно-обобщающий урок по теме «Трудовое право»

1

Тестирование

Раздел IV. Административное право и административный процесс (5 часов)

36-37



Административное право и административные правоотношения

2

Составление схемы

38



Административные правонарушения и административная ответственность

1

Анализ индивидуальных сообщений

39-40



Производство по делам об административных правонарушениях

2

Различные виды опроса

41



Урок-практикум по теме «Административное право»

1

Практические занятия

Раздел V. Уголовное право и уголовный процесс (7 уроков)

42-43



Понятие и сущность уголовного права

2

Фронтальный опрос, работа с заданиями после параграфа

44



Основные виды преступлений

1

Фронтальный опрос

45-46



Уголовная ответственность и наказание

2

Работа с учебником, составление сложного плана

47



Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних

2

Работа с источником

48



Повторительно-обобщающий урок по теме «Уголовное право»

1

Тестирование

Раздел VII. Правовое регулирование в различных сферах

общественной жизни (7 часов)

49



Пенсионная система и страхование

1

Работа с документами

50



Правовое регулирование денежного обращения

1

Составление схемы

51



Экологическое право

1

Фронтальный опрос

52



Правовое регулирование отношений в области образования

1

Работа с учебником, составление сложного плана

53



Профессиональное юридическое образование. Юридические профессии

1


Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения

54



Особенности профессиональной юридической деятельности

1

Индивидуальные сообщения

55


Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни»

1

Тестирование

Раздел VIII. Международное право (6 часов)

56



Международное право как основа взаимоотношений государств

1

Составление конспекта

57-58



Международная защита прав человека

2

Анализ источников

59-60



Международное гуманитарное право и права человека

2

Анализ источников

61



Повторительно-обобщающий урок по теме «Международное право»

1

Различные виды опроса

62-63



Итоговое повторение

2

Тестирование

64-66



Резервные уроки

3





Свежие документы:  Рабочая программа по физике в 11 профильном физико-математическом классе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: