Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
города Липецка
Рабочая программа
по праву
(профильный уровень)
10 класс
подготовила
учитель истории и обществознания
Аничкина Светлана Александровна
г. Липецк
2013
Пояснительная записка
О программе
Настоящая рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Примерной программы курса права для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) 2006 г., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа адресована обучающимся профильной социально-экономической группы 11 общеобразовательного класса в рамках индивидуальной траектории обучения. Необходимость введения данного курса диктуется тем, что в последние годы для поступления во многие вузы необходимо сдать ЕГЭ по обществознанию, в структуру которого входят вопросы права. Как показывает опыт прошлых лет, именно эти вопросы на экзамене вызывают у обучающихся наибольшие затруднения, поскольку на подробное изучение права в рамках обществознания отводится недостаточно много времени. Поэтому курс «Право» призван помочь выпускникам в подготовке к успешному прохождению государственной (итоговой) аттестации по материалам и в форме ЕГЭ.
Помимо названной выше причины введения курса «Право», следует отметить, что правовая информация, представленная в содержании рабочей программы, расширяет возможности правовой социализации обучающихся, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, вооружает их теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
О целях и задачах
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В области познавательной деятельности:
— умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно — иссле-довательской работы;
— выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследо-вательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Об основном содержании программы
Рабочая программа реализуется в течение 2 лет, из расчёта 2 урока в неделю, то есть программа носит профильный уровень сложности.
Основные содержательные линии рабочей программы по праву отражают ведущие и социально-значимые проблемы юридической науки и практики. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; конституционное право; гражданское право; семейное право; уголовное право; административное право; трудовое право; правосудие; юридическое образование.
Раздел I. Гражданское право (22 часа)
Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты гражданского права. Сделки и представительство. Обязательственное право. Понятие и сущность договоров. Виды договоров. Право собственности и его виды. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Наследственное право.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел II. Семейное право, жилищное право (4 часа)
Правовые нормы института брака. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Жилищные правоотношения.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел III. Трудовое право (8 часов)
Трудовое право в жизни людей. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел V. Административное право и административный процесс (5 часов)
Административное право и административные правоотношения. Административные правонарушения и административная ответственность. Производство по делам об административных правонарушениях.
Урок-практикум.
Раздел VI. Уголовное право и уголовный процесс (7 уроков)
Понятие и сущность уголовного права. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел VII. Правовое регулирование в различных сферах
общественной жизни (7 часов)
Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Правовое регулирование отношений в области образования. Профессиональное юридическое образование. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел VIII. Международное право (6 часов)
Международное право как основа взаимоотношений государств. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право и права человека.
Повторительно-обобщающий урок.
Итоговое повторение (1 час)
Резервные уроки (3 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения права обучающийся должен:
Знать / понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека: основные юридические профессии;
Уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; сис-тему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России: принципы орга-низации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмот-рения гражданских, трудовых, административно-правовых споров: порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защи-ты и социального обеспечения, порядок получения платных образователь-ных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; меха-низм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизвод-ства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внут-ренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов за-щиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательства; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; эко-логических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружа-ющей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практике;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике:
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав: способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Формы и способы контроля результатов
освоения программы обучающимися
Самостоятельные и практические работы, выполняемые обучающимися:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика
Раздел | Кол-во часов | Тестирования | Практикумы | |
1 | Гражданское право | 22 | 2 | 1 |
2 | Семейное право, жилищное право | 4 | 1 | — |
3 | Трудовое право | 8 | 1 | — |
4 | Административное право и административный процесс | 5 | — | 1 |
5 | Уголовное право и уголовный процесс | 7 | 1 | — |
6 | Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни | 7 | 1 | — |
7 | Международное право | 6 | 1 | — |
8 | Итоговые уроки | 2 | 2 |
|
Используемые учебно-методический комплект,
дополнительная литература, ЭОР
Литература для обучающихся:
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. — М.: ООО «ТИД « Русское слово — РС», 2009.
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Ю. А. Кожин. Практикум по праву: к учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2007.
Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. — М.: Дрофа, 2009.
Литература для учителя:
Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» — архив).
Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», — М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
Кашанин А.В. Кашанина Т.В «Право». Учебник для 10-11 классов. Профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Право»: профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители: Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Список дополнительной литературы:
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М.,1993
Никитин А.Ф.Конституционное право
Никитин А.Ф.Уголовное право
Никитин А.Ф. Налоги
Никитин А.Ф Права человека
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
https://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт
https://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста
https://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация
https://www.gks.ru
Московская школа прав человека
https://www.mshr-ngo.ru
Права человека в России
https://www.hro.org
Социальные и экономические права в России
https://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам
СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ
https://www.smi.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
https://ombudsman.gov.ru
Календарно тематическое планирование
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | ||
По плану | По факту | ||||
Раздел I. Гражданское право (22 часа) | |||||
1 |
|
| Гражданское право как отрасль российского права | 1 | Составление схемы «Структура гражданского права», словарь |
2 |
|
| Субъекты гражданско-правовых отношений | 1 | Составление схемы «Субъекты гражданско-правовых отношений» |
3-4 |
|
| Сделки и представительство | 2 | Фронтальный опрос |
5 |
|
| Обязательственное право | 1 | Индивидуальные письменные задания |
6-7 |
|
| Понятие и сущность договора. Виды договоров | 2 | Фронтальная беседа, индивидуальные задания |
8 |
|
| Урок-практикум по теме «Договоры» | 1 | Практические занятия |
9-10 |
|
| Право собственности и его виды | 2 | Составление схемы «Виды собственности» |
11 |
|
| Общая собственность и порядок защиты права собственности | 1 | Выполнение заданий после параграфа |
12 |
|
| Защита неимущественных прав | 1 | Фронтальный опрос |
13 |
|
| Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав | 1 | Составление опорного конспекта |
14 |
|
| Предпринимательство и предпринимательское право | 1 | Фронтальная беседа |
15 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Собственность» | 1 | Тестирование |
16 |
|
| Государство как субъект экономических отношений | 1 | Выполнение заданий после параграфа |
17-18 |
|
| Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности | 2 | Составление схемы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности» |
19 |
|
| Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности | 1 | Фронтальная беседа |
20 |
|
| Права потребителей | 1 | Составление памятки «Права потребителя» |
21 |
|
| Наследственное право | 1 | Составление опорного конспекта |
22 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданское право» | 1 | Тестирование |
Раздел II. Семейное право, жилищное право (4 часа) | |||||
23-24 |
|
| Правовые нормы института брака |
| Фронтальная беседа |
25 |
|
| Родители и дети: правовые основы взаимоотношений |
| Устный опрос |
26 |
|
| Жилищные правоотношения |
| Составление конспекта |
27 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Семейное право, жилищное право» | 1 | Тестирование |
Раздел III. Трудовое право (8 часов) | |||||
28-29 |
|
| Трудовое право в жизни людей | 2 | Работа с текстом |
30-31 |
|
| Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей | 2 | Работа с заданиями к параграфу. Практические задания |
32 |
|
| Трудовые споры и дисциплинарная ответственность | 1 | Составление сложного плана |
33 |
|
| Рабочее время и время отдыха | 1 | Индивидуальные сообщения |
34 |
|
| Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством | 1 | Составление опорного конспекта |
35 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Трудовое право» | 1 | Тестирование |
Раздел IV. Административное право и административный процесс (5 часов) | |||||
36-37 |
|
| Административное право и административные правоотношения | 2 | Составление схемы |
38 |
|
| Административные правонарушения и административная ответственность | 1 | Анализ индивидуальных сообщений |
39-40 |
|
| Производство по делам об административных правонарушениях | 2 | Различные виды опроса |
41 |
|
| Урок-практикум по теме «Административное право» | 1 | Практические занятия |
Раздел V. Уголовное право и уголовный процесс (7 уроков) | |||||
42-43 |
|
| Понятие и сущность уголовного права | 2 | Фронтальный опрос, работа с заданиями после параграфа |
44 |
|
| Основные виды преступлений | 1 | Фронтальный опрос |
45-46 |
|
| Уголовная ответственность и наказание | 2 | Работа с учебником, составление сложного плана |
47 |
|
| Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних | 2 | Работа с источником |
48 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Уголовное право» | 1 | Тестирование |
Раздел VII. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (7 часов) | |||||
49 |
|
| Пенсионная система и страхование | 1 | Работа с документами |
50 |
|
| Правовое регулирование денежного обращения | 1 | Составление схемы |
51 |
|
| Экологическое право | 1 | Фронтальный опрос |
52 |
|
| Правовое регулирование отношений в области образования | 1 | Работа с учебником, составление сложного плана |
53 |
|
| Профессиональное юридическое образование. Юридические профессии | 1
| Фронтальный опрос Индивидуальные сообщения |
54 |
|
| Особенности профессиональной юридической деятельности | 1 | Индивидуальные сообщения |
55 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни» | 1 | Тестирование |
Раздел VIII. Международное право (6 часов) | |||||
56 |
|
| Международное право как основа взаимоотношений государств | 1 | Составление конспекта |
57-58 |
|
| Международная защита прав человека | 2 | Анализ источников |
59-60 |
|
| Международное гуманитарное право и права человека | 2 | Анализ источников |
61 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Международное право» | 1 | Различные виды опроса |
62-63 |
|
| Итоговое повторение | 2 | Тестирование |
64-66 |
|
| Резервные уроки | 3 |
|