«Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников»


«Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников»


Мы часто ищем сложности вещей,

Где истина лежит совсем простая.

С. Щипачев


Введение

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОСов изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе.

Проблема эстетического воспитания — непреходяще актуальная проблема, так как каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования, или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Входя составной и неотъемлемой частью в систему общего воспитания человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, эстетическое воспитание выступает его последним, «собирающим» и завершающим элементом, придающим законченность всей системе. От него зависит духовная наполненность деятельности ребёнка, отношение к своему труду и труду других людей, умение видеть художественные ценности, анализировать и давать им оценку. 

Работая над изучением вопроса эстетического воспитания, я старался решить ряд педагогических задач: 

1. Определить педагогические условия формирования эстетической культуры учащихся; 
2. Разработать содержание элементов декоративно-прикладного творчества на уроках технологии; 
3. Разработать дидактический материал, способствующий формированию нравственно-эстетической и технологической культуры. 

Воспитание духовно-нравственных, эстетических начал личности – важнейшая задача педагогики. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьников состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.


Актуальность опыта

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к жизни.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Комплексный подход к постановке образовательного процесса является на современном этапе развития школы методологическим принципом организации ее работы, важнейшим условием всестороннего развития личности школьников. Это практическая задача нашего времени, определяющая важность и необходимость постоянного совершенствования таких важнейших составных аспектов всестороннего развития личности, как эстетическое и трудовое воспитание. Существенное значение в реализации единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия техническим и декоративно-прикладным творчеством.

Работа по изготовлению моделей и изделий декоративно-прикладного творчества воспитывает у школьников трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера.


Ведущая педагогическая идея опыта

Творческая деятельность учащихся направлена на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности.

Свежие документы:  Основные приёмы ручных работ

Ведущей педагогической идеей моего опыта является совершенствование развития творческих способностей детей на уроках декоративно-прикладного творчества.

Цель: развитие способностей детей через творческие задания.

Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:

1) овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;

2) ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусства «резьба по дереву», «выпиливание лобзиком», «роспись по дереву», «чеканка по металлу» и др.;

3) развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;

4) воспитание интереса и любви к искусству. Я пытаюсь использовать различные подходы в работе: индивидуальный, дифференцированный, групповой и др.


Диапазон опыта

Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 – 8 классах, внеклассную работу, участие в олимпиадах (районных, областных)


Теоретическая база опыта

Основу накопленной теоретической базы составляют работы ведущих специалистов в этой области. При изучении данного вопроса мною была использована методическая литература по теории нравственного воспитания школьников (Лихачев Д.Б., Рукавицын М.М.). Знакомилась с материалами Института философии Российской Академии Наук «Современные концепции эстетического воспитания», со статьёй доцента кафедры педагогики детства Санкт-Петербургской академии Пановой Н.В. «Теория и практика личностно-ориентированного эстетического, нравственного воспитания младших школьников в семье и школе». Изучала опыт учителей, размещённый на сайте «Открытый урок», обсуждала его на районном методическом объединении учителей района. Вела наблюдение за деятельностью учащихся в процессе выполнения ими практических работ творческого характера. 

Педагогика определяет нравственное, эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Приобщение к миру прекрасного начинаю со знакомства с работами мастеров декоративно-прикладного искусства. Это вызывает непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность, являющееся основой мотива к деятельности. С целью формирования более устойчивого мотива знакомлю мальчиков с работами, которые были выполнены старшими ребятами. Так на наглядном примере формируется потребность в деятельности.  На таких уроках учащиеся эмоционально развиваются. Формирование эстетического восприятия, нравственных и художественных способностей, продолжается при выполнении творческих проектов. Процесс нравственного воспитания учащихся, с точки зрения его личностной направленности, будет эффективным, если: реализовать концепцию личностно-ориентированного эстетического, нравственного воспитания. Единицей личностно-ориентированного эстетического воспитания школьников является воспитательная задача, под которой понимается осмысленная педагогическая ситуация, обеспечивающая достижение цели воспитания. В качестве компонентов личностно-ориентированного воспитания выступают: формирование и развитие эстетического восприятия, эстетической оценки, творческого воображения. Вместе взятые они обеспечивают возможность реализации конечной цели – формирование воспитанности ребенка, проявленной в процессе творческой деятельности.


Основные положения сущности нравственного воспитания.

Существует множество определений понятия «нравственное воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности: 

это процесс целенаправленного воздействия. 
• это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. 
• это формирование вкусов и идеалов личности. 
• развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. 

Свежие документы:  Программа элективного курса "Дизайн интерьера" 8-9 класс

В современных условиях выдвигаются следующие задачи эстетического, нравственного воспитания: 

1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. 
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения. 
3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни. 
4. Развивать художественно-творческие способности детей. 

Основная задача нравственного воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Моя работа как учителя по личностно-ориентированному нравственному воспитанию школьников опирается на вариативное использование методов, приемов и форм личностно-ориентированного эстетического воспитания, вовлечение взрослых в процесс формирования эстетической, нравственной воспитанности школьников, пробуждение у детей активной позиции в восприятии красоты окружающего мира. 

Методы и приемы личностно-ориентированного воспитания школьников наряду с традиционными (объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемно-поисковый; исследовательский) методами включают: 

методы решения учебных художественно-творческих задач; 
• методы вживания в эстетический объект; 
• уроки, основанные на имитации организации творческой деятельности (урок-путешествие по выставке, урок-народный промысел, урок-фольклорный праздник и т.п.); 
• уроки, опирающиеся на вымышленные сказочные ситуации. 


Мне как учителю технологии необходимо знать и учитывать в своей работе с учащимися особенности эстетического, нравственного воспитания: 
• рассказывая о прекрасном акцентировать внимание на чувствах, а не на содержании. 
• эстетическое чувство связывать с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические упражнения по сенсорному воспитанию детей.

ребенок подражателен, поэтому нужно давать только положительные примеры для подражания. 



Диагностика эстетической, нравственной воспитанности.

Диагностику можно провести методом наблюдения. Я провожу наблюдение по эмоциональным проявлениям, познавательной активности и волевым проявлениям ребёнка.  Показателями эмоционального проявления являются отзывчивость, радость, волнение, восхищение. Показатели волевых проявлений: сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость, стремление к завершению учебных действий.

Показатели познавательной активности: вопросы мальчиков, обращённые ко мне; стремление узнать разные технологии обработки материалов.

Не менее значимый метод диагностики нравственной воспитанности – беседа. В ходе беседы можно выявить причины пониженной познавательной активности или других проявлений. 

Развитие декоративно-прикладного, технического творчества в учебной и внеклассной деятельности, а также в кружковой работе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования исследовали В.А. Горский, Б.М. Игошев, Д.М. Комский, Ю.С. Столяров. Содержательный смысл народного искусства представлен в трудах искусствоведов А.Н.Афанасьева, А.В.Бакушинского, Г.К.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова. Разнообразные аспекты народного, декоративно-прикладного творчества раскрыты в работах И.Я.Богуславской, Т.М.Разиной, А.К.Чекалова и др. Особое место в решении обозначенной проблемы занимают труды искусствоведа М.А. Некрасовой, ею определено место декоративно-прикладного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства.

Свежие документы:  Урок для 2 класса по теме: «Масляничная кукла из соломы»

На основе теоретического анализа литературы, изучения современного состояния исследований технологического образования, собственного опыта работы в школе была определена проблема, выявлены и сформулированы противоречия между объективно существующими потребностями общества в разносторонне подготовленном учителе, способном осуществлять руководство декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников и реальным содержанием профессиональной готовности учителя технологии; между имеющимися потенциальными возможностями профессиональной подготовки к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических, организационно-управленческих и содержательных сторон такого рода педагогического образования.

В своей педагогической деятельности реализую элементы концепции:

  • поэтапного формирования умственных действий Н.Ф.Талызиной, А.Г.Гальперина;

  • развивающего обучения Л.В.Занкова;

  • проблемного обучения М.И.Махмутова;

  • «Метод проектов» Чечеля;

  • технология научного исследования Т.А. Файна, Н.Ю.Шеленкова, А. Савенкова;

  • проблемно-поисковую методику Кулева, Ключниковой и др.


Разнообразные формы работы обеспечивают «погружение» в предмет, что повышает качество знаний, применение их в практической деятельности.

Содержание форм работы определено с учетом:

  1. возрастных особенностей учащихся, особенностей их умственного развития и интересов;

  2. связи с программным материалом по предмету;

  3. изучением народного декоративно-прикладного творчества


Новизна опыта.

Новизна исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности детей к занятию техническим и декоративно-прикладным творчеством во взрослой жизни

Приоритетной задачей является создание условий для обеспечения развития школьников с учетом их способностей и образовательных потребностей и воспитание будущего гражданина России в лучших традициях русской культуры.

Вместе с тем пока остается слабо исследованным огромный пласт народного декоративно-прикладного искусства. До конца не раскрыт его педагогический потенциал, нет должного теоретического обоснования условий его использования для развития учащихся и, в частности, подростков – наиболее сложной в воспитательном плане возрастной группы школьников, не вычленены и не раскрыты все возможные области развития в процессе художественно-технологической деятельности, отсутствуют методические рекомендации по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству.


Технология опыта.

Самостоятельная проектная, исследовательская деятельность учащихся рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом. Учащиеся попадают в ситуацию, когда они сами овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем. Каждый учащийся школы имеет возможность заниматься декоративно-прикладным творчеством через участие в работе программы по декоративно-прикладному творчеству. В ходе работы в данном обществе стараюсь формировать навыки по овладению элементам декоративно-прикладного искусства, развивать нравственное, эстетическое воспитание учащихся.

Методологической основой исследования являются положения закона диалектического развития личности и формирования профессиональных качеств; положения психологии и педагогики о развитии творческой личности; теория деятельности, культуры личности; интегрированный подход к формированию содержания образовательной области технология; проектный подход; моделирование образовательных процессов; теория решения конструкторских задач.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: