Конспект «Конструирование и изготовление изделий из древесины»


План-конспект

Тема: Конструирование и изготовление изделий из древесины.

Цель: создать условия для формирования умений и навыков при конструировании изделий из древесины;

воспитывать у учащихся самостоятельность, настойчивость в достижении цели, способность к творчеству;

способствовать развитию вооб­ражения, технического творчества.


Объект труда: угольник столярный.

Оборудование: верстак, заготовки, линейка, карандаш, угольник, стамеска, киянка, рубанок, рашпиль, шлифо­вальная шкурка.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка го­товности учащихся к уроку, назначение дежурных по мастерской.

Сообщение темы и цели урока.


  1. Изложение нового материала.

— Что вы понимаете под термином «конструирование»?

( выслушиваются предположительные ответы)

Конструирование — это разработка конструкции изделия.

Под конструкцией понимают устройство (изделие) с определенным вза­имосвязанным расположением его частей, способов их соединения и взаимодействия.

Любому процессу конструирования предшествует подготовительный этап.


Подготовительный этап.

1. Возникновение проблемы.

Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникнове­ние проблемы. Перед учеником ее может поставить учитель, а может определить ее и он сам. Посмотрим вокруг: с какими трудностями сталкивается он, его близкие, друзья, окружающие люди? Чем он мо­жет помочь себе и им. Какие умения и навыки хочет развить в себе? Когда он ответит на эти и подобные им вопросы, то поймет, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

2. Выявление основных параметров и ограничений.

Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому, сразу необхо­димо определить основные параметры и ограничения предполагаемо­го изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями.

3. Миниисследование (выявление традиций, истории, тенденций)

Очевидно, не стоит «заново изобретать велосипед». Это беспо­лезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современ­ности. Данное исследование поможет в этом.

4. Сравнительный анализ.

Для анализа подбирают конструкции, одинаковые по назна­чению и различные по устройству. Сравнивая конструкции между собой и сопоставляя с возможными условиями их изготовления и применения, выбирают лучшую. В анализ (например, приспособ­лений) входят критерии оценки совершенства конструкции, про­изводительности труда, качества продукции, безопасности рабо­ты и, применительно к учебным мастерским, учебно-воспитатель­ного воздействия на учащихся.

Совершенство конструкции определяется числом деталей и подвижных соединений, наличием унифицированных деталей, простотой изготовления и обслуживания. Если результаты при­менения одинаковы, лучшей считается конструкция, которая со­держит меньше деталей и подвижных соединений. Предпочти­тельнее конструкция при прочих равных качествах, имеющая меньше деталей, большая часть которых унифицирована.


Основные требования к проектированию изделий

Технологичность позволяет производить изделие на уни­версальном оборудовании легко и без излишних затрат. Техно­логичной считается деталь, изготовленная с наименьшими за­тратами труда, например только механической обработкой. Нетехнологичными считаются детали, конструкции которых требуют ручной обработки, хотя можно было бы обойтись и без нее.

Экономичность требует производства изделия с наимень­шими затратами, получением наибольшей прибыли при эксплу­атации изделия или реализации технологии. Экономичность противоречит точности детали или изделия. Чем выше точ­ность, тем больше времени, энергии, человеческих сил потребу­ется на изготовление детали, тем дороже она будет. Поэтому точность изготовления должна быть такой, чтобы деталь не сто­ила слишком дорого.

Эргономика (отрасль науки, изучающая человека и его дея­тельность в условиях производства) предусматривает изготов­ление такого изделия, которое бы обслуживалось человеком с наименьшими затратами его энергии, движений, сил, было бы удобным в использовании.

Безопасность предусматривает создание и эксплуатацию изделий без нарушения жизнедеятельности человека. При ис­пользовании готового изделия должна исключаться возмож­ность травматизма.

Экологичность проекта заключается в изготовлении и эксплуатации изделий без нанесения вреда окружающей среде.


Этапы конструирования

1. Выполнение набросков, рисунков.

Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия. У разработчика (конструктора) в ходе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его художественному оформлению — дизайну.

2. Выполнение эскизов, чертежей. При подготовке рабочих чертежей, конструктор решает вопросы подбора материалов с учетом их оптимальной работоспособно­сти, свойств; определения величин нагрузок, действующих на детали, узлы; производит расчет размеров деталей.


Таким образом, сам процесс конструирования предполагает са­мостоятельную мыслительную работу по определению формы каждой детали, наиболее соответствующей ее назначению и возможности изготовления (технологичности) в зависимости от того, будет ли производство единичным или серийным.

При конструировании изделий, состоящих из нескольких де­талей, определяют способы их соединения и взаимодействия, по­рядок обработки и сборки, т. е. осуществляют планирование и ос­мысливание предстоящей работы.

Занятия по конструированию способствуют активизации умст­венной деятельности, развивают наблюдательность, помогают соз­нательно усваивать учебный материал, ускоряют формирование тру­довых навыков.

Будущий учитель труда обязан овладеть конструированием изделий, умениями руководить юными конструкторами.


III. Практическая работа.

Задание:

1) сконструируйте несколько вариантов столярного угольника из древесины;

2) выполните технический рисунок лучшего варианта вашего столярного угольника и чер­тежи его деталей;

3) продумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным;

4) изготовьте столярный угольник.

Инструктаж по технике безопасности:

1) Необходимо соблюдать общие правила безопасности тру­да, работать только исправным и остро заточенным инструментом.

2) Следует надежно закреплять заготовки в зажимах верстака.

3) Следует быть осторожным при работе со стамеской.

4) Нельзя сдувать стружки и сметать их рукой, следует поль­зоваться щеткой-сметкой.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за со­блюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки:

— несоответствие размеров размеченных заготовок, необхо­димость подгонки; причины: неточность измерительного инстру­мента, несоблюдение приемов разметки или неаккуратность, нев­нимательность работающего.


IV. Заключительная часть урока.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможно­стей применения полученных знаний, умений и навыков в общест­венно полезном труде.

Домашнее задание:

повторить пройденный материал;


Уборка рабочих мест.











































Свежие документы:  Конспект урока биологии для 10 клсса на тему "Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Составление родословных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: