Конспект урока по труду «Пословица — всем делам помощница»


МАС(К)ОУ «Белоевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Учитель трудового обучения: Савельева Л.И.

Тема: «Пословица — всем делам помощница»

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством; со значением пословиц в труде и в жизни человека. Способствовать воспитанию трудолюбия, положительного отношения к труду. Развитие творческих способностей учащихся посредством драматизации.


Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Низкий поклон вам!

Поклон по-русски

— Рада видеть вас здесь!


— Давайте шире сердца раскроем,

И праздник народному творчеству устроим.

Плечи свои расправим —

Весело праздник справим!

— А знаете? Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. В устной народной поэзии очень много разновидностей: былины, сказки, песни, исторические предания, загадки, пословицы, величания, календарные припевки. Все это повторялось, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушек к внукам. В них народ отразил многое: и родную историю, и игру народной фантазии, и веселый народный смех, и глубокие народные думы о человеческой жизни.

Слушая сказки и песни своих предков, задумывались люди над многими сложными вопросами своего трудового, общественного и семейного быта; размышляли о том, как улучшить свою жизнь, как бороться за счастливую долю, каким должен быть хороший человек, какие черты людского характера нужно порицать и высмеивать.

В богатой россыпи русской бытовой поэзии пословицы занимали и занимают сейчас особое место. В них заключена народная мудрость и народное творчество. Самая великая мудрость пословиц — в простоте слова всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. В повседневной речи, чтобы убедить в чем — либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц: ссылаемся на них, подкрепляем ими свои мысли.

— С пословицами мы сверяем наше поведение.

— Они наставляют: «От скуки бери дело в руки».

— Учат не ошибаться: «Смолоду прорешка — под старость дыра».

— Предостерегают: «Береги платье с нову, а честь смолоду».

— Народ сочувствует терпящему бедствие: «Ветер кручины не развеет».

— Высмеивает глупость, лень: «Ехала кума неведомо куда».

Что ни пословица, то новая мысль и новый оттенок чувства. Помогает дела вершить любые, поэтому говорят: «Пословица всем делам помощница»

Давайте послушаем ушком сказ об умных и трудолюбивых, глупых да ленивых.

Ведущая: — Вон смотрите! Смотрите! Катятся с горы санки, Бабушка Федора на передке едет с мешком в руке. Завязан мешок завязками. А вот сама объявилась.

Свежие документы:  Открытый урок ФГОС 5 класс "Виды машинных швов и их назначение"

— Здравствуйте, бабушка Федора!

Ф:- Здравствуйте люди добрые!

В: — С чем мешок — то у тебя?

Ф:- Как с чем? С пословицами!

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы,

Пословицы разные.

Я попросила да вам привезла.

В:- Так мешок — то развяжи, пословицы покажи!

— О! Сколько!

В: — Спасибо, бабушка. Иди, присядь, отдохни, а мы посмотрим, что за пословицы ты собрала.

Ф:- Спасибо, родимые, я домой пойду.

Прощаются с бабушкой Федорой и она уходит

В: — Мочала, мочала

Начинаем сначала.

( Дети каждой группы инсценируют пословицы).

Ведущая достает и читает

«У Федорки всегда отговорки».

Ее оживят дети пятой группы.

Ведущая: — Пареной репы покушайте

Да дальше послушайте о том, как

«Торопливая работа вкривь идет».

Выступают дети третьей группы

Ведущая: — Еще не надоело?

— Тогда вам к пословице присказку,

А мне бубликов вязку,

Гречневой кашки

В крашеной чашке.

Масла горшок

Да горячий пирожок!

— А « Кто не работает, тот не ест»

Выступает восьмая группа

Ведущая: — Жили, дружили

Кот и Воркот.

Ели они с одного стола,

В окошко глядели с одного угла,

Гулять ходили с одного крыльца…

А не послушать ли нам о том, как

«Маленькое дело бывает лучше большого безделья».

Выступает десятая группа

Ведущая: — Говорят в старину лентяи тоже не раз урождались. Про них у нас тоже пословица есть.

«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».

Выступает девятая группа

Ведущая: — Вытащу- ка я теперь из мешка пословицу о том, как

«Труд кормит, а лень портит».

Инсценирует четвертая группа

Ведущая: — Варится в печи кашка…

Кашка упрела,

тут и сказка поспела про то,

«Что одному не под силу, легко коллективу».

Выступает шестая группа

Ведущая: — Теперь пословица не шибко короткая,

Да не шибко длинная.

А такая, как раз

Как от меня до вас.

Называется она

«Больше дела, меньше слов».

Выступает вторая группа

Ведущая: — Заглянуло солнце в наше оконце

Да и говорит:

«Ничего и никогда не дается без труда».

Выступает первая группа

Ведущая: — Кто глядел и слушал,

Тот меду покушал.

А кто не слушал,

Да зевал —

Тот пустое блюдо полизал!

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Типы текстов"

— Тут все узналось,

Да рассказалось,

В мешке ничего не осталось.

— А хороши ли сказы — то по пословицам были?

Ответы детей.

Ведущая: — Ходили эти пословицы по свету, ходили из деревни на деревню, с села на село.

А нынче они шли, шли — да и до вас дошли. Дошли — да тут и кончились.

На прощанье пожелать хочу: живите в труде и радости, хорошо живите, счастливо. А коли, вы бабку Федору встретите, попросите второй мешок. И помните: сила человека в мастерстве его, да пусть в делах пословицы вам помогают.



Литература: В.П.Аникина «Старинные русские пословицы и поговорки» Москва. Детская литература 1984

Н. Колпакова «На буяне славном острове»(Сборник русского фольклора) 1978 Ленинград. Детская литература







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: