КТП труд 1 класс Шпикалова



Рабочая программа по предмету

«Технология. Художественный труд»

1 класс








Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Технология», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Примерной программой начального общего образования, авторской программой Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд», утверждённой МО РФ (Москва, 2011 г.), ООП НОО НОУ «Православная гимназия Кирилла и Мефодия».

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.



Основные цели программы:

обеспечить достижение планируемых результатов начального общего образования по предмету «Технология. Художественный труд»;

содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);

содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;

способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Содержание программы «Технология. Художественный труд» представлено в виде следующих разделов:


п/п

Содержание раздела

Приобретение начальных технологических

Овладение начальными трудовыми умениями

Формирование трудового опыта

1

Работа с бумагой


Бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.








Обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.

Изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания;

конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам традиционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (птицы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики);

конструирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: санки;

декоративные композиции: панно в технике художественной вырезанки и аппликации по мотивам природных форм; салфетка по мотивам традиционной вышивки; коврик в технике плетения из бумажных лент, композиция в технике сминания и обрывания.


Работа с тканью


Ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.

Выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку»; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

Изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изделий из ткани народов России, панно по мотивам традиционного лоскутного шитья в технике аппликации;

конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута.


Работа с пластичными материалами


Глина, пластилин, тесто, их свойства (пластичность, цвет); об инструментах и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тряпочка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавливание.


Приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

Лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворонки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров


Работа с природными материалами


Виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.

Приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

Изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппликации;

конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традиционных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений.

Свежие документы:  Конспект урока «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДНОЭТАЖНОГО ДОМИКА ДЛЯ МАТРЁШКИ»








.

Тематическое планирование уроков художественного труда

1 класс

Ведущая тема года: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС


Тема раздела

п/п

дата

корректировка

Тема урока

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1 четверть (9ч)



ОСЕНЬ-ПРИПАСИХА

1



Какого цвета осень?

Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного труда

Применять правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы с клеем.

Анализировать объект, планировать этапы изготовления аппликаций из целых форм растений (на основе общих приемов).

Анализировать особенностей растительных форм.

Исследовать изменения свойств природных материалов в зависимости от степени их высушивания.

Систематизация материала в коллекции образцов природного материала растительного происхождения родного края.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Познавательные

  1. Общеучебные:

    • Структурирование знаний;

    • Осознанное построение речевого высказывания.

  2. Логические:

  • Анализ;

  • Синтез;

  • Сравнение и классификация объектов

  1. Самостоятельное построение способов решения проблем

Регулятивные

  • Планировании;

  • Контроль;

  • Коррекции;

  • Оценка.

Коммуникативные

  • Планирование учебного сотрудничества;

  • Управление поведением партнера;

  • Умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные

  • Смыслообразование

  • Самоопределение

  • Нравственно-этическая ориентация

2



Пучок соломы, обратись в куклу! Художественное конструирование по мотивам традиционных кукол-стригушек

3



Хлебушко — калачу дедушка. Лепка из глины, пластилина или теста по мотивам традиционного печенья

4



Природа-художница.

Аппликация из природных материалов

5



Бусы с осеннего куста. Художественное конструирование из природных материалов

6



Пора отлета птиц.

Объемное конструирование птицы с использованием приема гофрирование

7



В золоте хохломы — золото осени. Художественное конструирование из бумаги на заданную тему по мотивам традиционного изделия — «птицы-ковша»

8-9



Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материала по замыслу

2 четверть (7ч)



ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА

1



Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям

Выполнять отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе.

Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных).


Познавательные

  1. Общеучебные:

    • осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.

  2. Логические:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение объектов.

Коммуникативные

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • планирование учебного сотрудничества

  • владение диалогической и монологической речью

Личностные

    • самоопределение

    • смыслообразование

    • нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

  • прогнозирование

  • планирование

  • контроль

  • коррекция

  • оценка

2



Куда иголочка — туда и ниточка. Украшение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку»

3



Скрутим куклу ладную, милую, нарядную. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы

4



Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по мотивам традиционной строчевой вышивки

5



Сани-самокаты разукрашены богато.

Объемное конструирование из бумаги санок по образцу

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда для работы с бумагой.

Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями.


6



Бумажный листочек, как снежный комочек. Плоскорельефное моделирование на основе приемов сминания, разрывания (зимние мотивы — деревья, снеговик, сугробы и т. д.)

7



Мастерим новогодние маски и фонарики.

Художественное конструирование новогодних масок, игрушек на основе приемов симметричного вырезывания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации

3 четверть (9ч)


ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ

1-2



В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Лепка из глины каргопольской игрушки

Организация рабочего места для лепки.

Применять правила и приемы лепки из глины (пластилина) пластическим способом. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями

Технология изготовления изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.

Наблюдать и выявлять с помощью опытов свойства глины. Разработка и изготовление изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.

Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями.

Познавательные

  1. Общеучебные:

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • моделирование

    • структурирование знаний;

    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

  2. Логические:

    • анализ;

    • синтез;

    • сравнение, классификация объектов.

    • Выдвижение гипотез и их обоснование

  3. Постановка и решение проблемы:

    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

  • планирование учебного сотрудничества;

  • постановка вопросов;

  • управление поведением партнера;

  • умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

  • планирование;

  • контроль;

  • коррекция

  • оценка.

Личностные

    • самоопределение

    • смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

3-4



Богатыри земли Русской. Художественное конструирование из бумаги с опорой на особенности традиционного костюма и снаряжения русских богатырей

5



Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа

6



Весна-красна — праздник света и тепла.

Художественное конструирование из бумаги поздравительной открытки

7



Дымковская игрушка.

Лепка из глины (пластилина) по мотивам дымковской игрушки

8



Встречаем весну птицами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного русского обрядового весеннего печенья

9



Плыви, плыви, кораблик. Художественное моделирование корабликов из бумаги (оригами)

4 четверть (8ч)

ЛЕТО СТРАДНОЕ


1-2



Театр на ладошке. Художественное конструирование из бумаги пальчиковых кукол с элементами оригами

Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание.

Выполнять отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе.

Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных).

Познавательные

  1. Общеучебные:

  • выбор эффективных способов решения задач.

  • структурирование знаний

  • рефлексия

  1. Логические:

  • анализ;

  • синтез;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  1. Постановка и решение проблемы:

  • Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

  • планирование;

  • контроль;

  • оценка;

  • коррекция.

Личностные

  • самоопределение

смыслообразование


3-4




Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных вышитых узоров

5-6



Сделаем из лоскутков коврик разноцветный. Лоскутная композиция в технике коллажа по мотивам традиционного лоскутного шитья

7-8



Праздник труда. Выполнение коллективной композиции (панно) по собственному замыслу с использованием разного материала


Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения художественного труда ученик должен:

знать/понимать

значение слов: художник, народный мастер; композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;

отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

основные средства выразительности графики, декоративно-прикладного искусства;

особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;

условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);

уметь

организовывать свое рабочее место; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

составлять композиции с учетом замысла;

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;

выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;

конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;

конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;

выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;

конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания;

пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;

проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;

проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.

8



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: