— Фамилию, имя, отчество: Кирьянова Елена Карповна
— Должность: учитель технологии
— Название учебного заведения: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»
— Электронный адрес (личный или школьный): kiruanova67@mail.ru
— По какой программе и учебнику работаете: по учебнику технологии под ред. В.Д.Симоненко
Кирьянова Елена Карповна
учитель технологии
МОУ «СОШ №56»
г. Новокузнецк
программа В.Д.Симоненко для 6 класса
« Элементы материаловедения»
| |
Тема урока: (слайд№1)
| «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон» |
Тип урока: | Комбинированный
|
Задачи урока:
|
|
образовательная | — сформировать знания о производстве натуральных волокон и их свойствах; |
развивающая | — развивать познавательный интерес к предмету; |
воспитательная
| — воспитывать внимательность и аккуратность. |
Оборудование:
| проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал (коллекции натуральных волокон), тетради с печатной основой. |
Методы проведения урока: |
словесный, наглядный, практическая работа |
Ход урока:
Организационный момент:
— приветствие учителя;
— контроль готовности учащихся.
II. Мотивация учебной деятельности:
— ознакомление с темой и целями урока;
— психологическая подготовка.
III. Коррекция: (слайд №2)
В 5-м классе мы с вами знакомились с натуральными волокнами растительного происхождения. Чтобы вспомнить эту тему ответьте на несколько вопросов.
Классификация волокон? (слайд№3)
Как называется процесс получения пряжи?
Как называется процесс получения ткани? (слайд №4)
Какие растения используют для производства ткани для постельного белья и одежды? (слайд №5)
Волокна каких растений идут на производство упаковочного материала, канатов и т.д.? (слайд №6)
IV. Изучение нового материала. (слайд№7)
(слайд №8) Шерстяные и шелковые ткани изготовляют из натуральных волокон животного происхождения. Основную массу шерстяных волокон получают из овечьей шерсти. В текстильной промышленности также используется козий пух и верблюжья шерсть. Самые развитые овцеводческие районы – государства Средней Азии и Закавказья, Украины и некоторые районы Сибири. Основная цель овцеводства — получение шерсти. Овец стригут обычно весной и осенью. Шерсть снятая с овец называется руном. Выход шерсти в чистом волокне составляет 35…45% от массы грязной натуральной шерсти.
Последовательность операций по обработке шерсти следующая:
После стрижки шерсть промывают горячей водой с мылом и содой для удаления грязи и жира.
Треплют (разрыхляют), удаляют примеси.
Сушат горячим воздухом.
Сортируют по качеству.
Для производства тонких тканей используется только однородная шерсть, имеющая одинаковые по толщине волокна (23…50 мкм) и длиной 45…80 мм. Шерсть длиной 20…30 мм используется для изготовления валяльных изделий и фетра.
Свойства шерстяного волокна. (слайд №9)
Цвет неокрашенного волокна может быть белым, серым, рыжим и черным. Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью, то есть хорошо вбирает влагу. Поэтому шерстяной свитер – лучшая одежда для лыжной прогулки. Шерстяное волокно упруго, потому изделия из него не мнутся. Волокна шерсти во время горения спекаются. В процессе горения ощущается запах жженого пера.
Шерстяное волокно можно прясть, из пряжи ткать ткани и вязать; можно шерстяное волокно валять – отсюда слова валенки, войлок. Их тонко свалянной шерсти делают сукно, драп, фетр, войлок и др. текстильные изделия.
(слайд№10) Шелководство – разведение гусениц бабочки тутового шелкопряда. За 40 дней гусеницы вырастают и начинают вить коконы. Взрослая гусеница достигает в длину 7-9 сантиметров, толщиной около 0.5-0.7 сантиметров). Естественный шелк, получаемый от шелкопрядов может быть разного цвета, в зависимости от листьев, которыми кормят гусениц. Шелкопряды вьют коконы несколько дней. Эти коконы и состоят из той самой шелковой нити – которая нам нужна. Но так просто коконы не размотать – они скреплены специальным природным клеем (серицин). Чтобы размягчить кокон (и удалить это вещество) – его надо сначала бросить в горячую воду (или ошпарить кипятком). Затем начинают разматывать нить, и скрепляют несколько нитей в одну длинную. Из одного кокона можно получить от 300 до 1000 метров шелковой нити. А для получения 1 кг шелка-сырца требуется 18 кг коконов. Обработка шелковых нитей включает в себя 2 главных операции: подготовку к покраске и саму покраску.
Шелководство развито во многих странах. В Китае оно известно с третьего тысячелетия до нашей эры. В России начало разведения шелковичного дерева было положено царем Петром I.
(слайд № 11) Свойства натурального шелка.
Натуральный шелк, как и шерсть, обладает хорошей гигроскопичностью, быстро высыхает. Одежда из натурального шелка малосминаема. Ткани легкие, красивые и хорошо «дышат».
Горит натуральный шелк так же, как и шерсть.
V. Лабораторно-практическая работа. (слайд №12)
Определение вида ткани.
Материалы, инструменты и приспособления: образцы шерстяной, шелковой, х/б и льняной тканей, толстая игла.
(работа выполняется в тетради с печатной основой)
VI. Контроль знаний. (слайд №13)
Для проверки уровня усвоения нового материала проводиться тест.
VII. Заключительный этап урока.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Список используемой литературы:
Технология. Учебник для 6 класса под ред. В.Д.Симоненко
Технология. Тетрадь с печатной основой (вариант для девочек).
5