ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.


Диенко Елена Евгеньевна, МБОУ г. Астрахани «СОШ №58», учитель технологии


Представлен опыт работы педагога через проектную деятельность учащихся на уроках технологии.


Саморазвитие, самодеятельность и педагогический процесс должны создавать единое целое, в котором последнему принадлежит определяющая роль. Помогать взрослению означает: направлять развитие, движение, становление, формировать ребенка.

Педагог помогает только в том случае, если он объясняет, показывает, напоминает, советует, совещается, сопереживает, стимулирует, вселяет уверенность, проявляет любовь, уважение, доставляет ученику радость общения, закрепляет его авторитет среди сверстников, близких людей.

Поэтому в основе моей системы работы лежат следующие идеи:

1. Сотрудничество детей и взрослых наиболее эффективный и адекватный способ раскрытия потенциала ребенка и оптимизации его взаимодействия с окружающим миром.

2. Развитие ребенка на основе приобщения его к общечеловеческим

культурным ценностям.

3. Использование деятельного подхода с целью развития креативности детей, повышения мотивации к использованию иноязычной речи. В ходе своей работы я пробовала использовать многие инновационные технологии: адаптивную, модульную. Но на практике оказалось, что переход на модульную технологию, например, требует общешкольной реорганизации процесса обучения, что является невозможным в настоящее время в нашей школе. Адаптивная система обучения не может в полной мере обеспечить реализации планируемых мной целей.

Несколько лет назад наша школа перешла к освоению иной современной технологии, мы решили работать по проектной методике. Сейчас в основе моей методики лежит именно проектная деятельность.

Метод проектов может быть отнесен к наиболее удачным. Об этом свидетельствует мировой опыт. В настоящее время он ис­пользуется при обучении более чем в 100 странах мира по многим предметам, но в наибольшей степени в технологии. Более того, данный метод позволяет обучать и воспитывать людей в режиме «предвосхищающего» обучения, в отличие от нынешнего «за­паздывающего», которое не способно вести человека в ногу со временем, а лишь адаптирует его к уже случившемуся. Методологической основой проекта является учение о формировании

человека-личности, о месте и роли его собственной активности в преобразовании мира и самого себя, о социальной ответственности человека.

Что же такое проект? Проект — это творческая, самостоятельная, завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Проект это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат действенности, найденный ими способ решения проблемы проекта.

Свежие документы:  Контрольная работа по предмету «Основы деревообработки» за IV четверть 7 класс

Проект состоит из двух частей:

Дизайн — папки (техническая документация);

Изготовленного изделия.

И как завершающий этап работы — защита (презентация) проекта.

Любая деятельность, в том числе обучение должно быть добровольным. Ребенок, включаясь в проектную деятельность, принимает или не принимает цели, предложенные учителем. Сам ставит перед собой самоцели и сам проделывает путь до результата, выбирая тот способ, который ему по душе. Следовательно, его деятельность мотивирована его:

  • интересом к теме;

  • желанием сделать свою работу лучше другого;

  • показать всем, что он может сам создать что-то.

При выполнении проектов учащиеся на деле раскрывают свои способности, применяют свои знания, умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.

Проект может быть индивидуальным или групповым. Время на проектную работу различно — в зависимости от сложности, объема работ и подготовленности учащихся. Тематика проектов должна быть разнообразной, актуальной для практической жизни, включающей информацию из разных областей деятельности человека с целью развития творческого мышления учащихся, их исследовательских навыков, умения интегрировать знания. В тематике проектов следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует их самостоятельную творческую деятельность при выполнении проектов.

Работа над проектом в творческом коллективе объединяет учащихся по интересам, обеспечивает разнообразие ролей, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, порядочность, равноправие и свободу, выражение идей и их отстаивание и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах. Частично проекты могут выполняться дома совместно с родителями, что сближает, вызывает доверие, уважение друг к другу.

При запуске проекта проводиться вводное занятие, на котором мы с учениками обсуждаем тему, определяем известное нам, составляем опорные конспекты, а главное — ставим перед собой цель. Цель должна быть обязательно принята всеми участниками педагогического процесса для достижения наилучшего результата. Здесь реализуется принцип активности и сознательности обучения.

Каждый ребенок- это отдельный микрокосм. И, поставив для всех единую цель, я не могу решить всех мелких задач, поэтому следующим шагом проекта является постановка учеником самоцелей. Также на начальном этапе составляется план работы над проектом при помощи учителя, а в дальнейшем они сами должны уметь составлять план. Учащиеся разрабатывают большое количество первоначальных идей и оценивают их (дают краткие пояснения), чтобы выбрать то, что будут изготавливать. Они прорабатывают одну идею до такой степени, чтобы можно было изготовить изделие. Часто в процессе проработки идеи им необходимо освоить некоторые практические навыки изготовления. Изготовив изделие и оценив его, проводят самооценку — насколько эффективно они подошли к решению своей проблемы.

Если в процессе работы над изделием дети сталкиваются с серьезными трудностями, можно предложить им изменить дизайн, упростить разработанный вариант. Во время изготовления изделий или еще до начала работы учащиеся выполняют упражнения, способствующие выработке определенных умений и навыков. На выполнение упражнений по отработке умений необходимых для качественного изготовления изделия, отводится примерно 75 процентов учебного времени. Важно, чтобы учащиеся освоили тот минимум знаний и умений, который предусмотрен образовательным стандартом. Поэтому при выборе проектов следует предусмотреть использование на практике полученных знаний и умений.

При защите проектов ученик встает перед группой с изготовленным изделием и дизайн-папкой и рассказывает о проделанной работе. Для облегчения задачи предлагается составить выступление на 5—10 минут

Примерный план выступления:

    • кратко, полно, лаконично рассказать о постановке задачи и ее

    • решении;

    • продемонстрировать понимание проблемы проекта, вы­данный путь

    • решения;

    • проанализировать ход поиска решения для аргументации выбора

    • способа решения;

    • продемонстрировать изготовленное изделие;

    • проанализировать влияние различных факторов на ход работы над

    • проектом;

    • провести самоанализ успешности и результативности ре­шения

    • проблемы теми средствами, с помощью которых отыскивались

    • решения.

Я пришла к выводу, что использование метода проектов при работе коллектива помогает детям самореализоваться и самосовершенствоваться.

Овладев основами проектирования в 5-7 классах, в 8-11 классах дети могут создавать сложные творческие проекты самостоятельно в группах. В процессе обучения требуется научить учащихся планированию трудовых процессов, организации рабочего места, соблюдению точности в выполнении работы, экономному расходованию материалов и времени, пользованию эскизами, техническими рисунками, чертежами и технологическими картами, а также самостоятельному проектированию отдельных деталей и простых изделий. Репродуктивная деятельность учащихся дополняется творческо-проектной, выполняемой ими под руководством учителя. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении технологии, интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных учебных дисциплин, на разных этапах обучения.

,

Свежие документы:  Конспект урока по физической культуре в 4 классе "Раздел - гимнастика"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: