Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 9 классе:
1. На основе сформированного в 5–8 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».
2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.
3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представление об историко-литературном процессе.
4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.
5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.
Главной целью литературного образования в 9 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа шедевров родной литературы. В центре анализа – отражение жизни на страницах русской классики.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач: систематизации сведений по теории литературы, формированию общего представления о логике развития русской литературы, усвоению теоретических понятий, связанных с осмыслением связей искусства и жизни. Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Курс рассчитан на 102 часа.
Формой контроля, предусмотренной курсом, являются письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи – 7 часов. В связи с тем, что два урока выпадают на праздничные дни , будет проведено 100 часов. Уроки 98-99 и 101-102 будут объединены и проведены 18.05.2015г. и 21.05.2015г.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.
2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 9 класс : учебник-хрестоматия :
в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.
3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 9 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.
2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 классы / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.
3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
– репетитор «Литература» (весь школьный курс);
– программа «Домашний репетитор».
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе, таким образом, должны стать:
обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)
Учебно-тематический план.
Кол-во часов | |
1.Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 1 |
2.Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. | 7 |
3. Особенности русской литературы XVIII века. Литература эпохи Просвещения. Классицизм. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. | 12 |
4.Русская литература XIX века. Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Совершенство поэтического мастерства поэтов «золотого» века. | 58 |
5.Русская литература 20 века. Богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и ее судьбы. | 24 |
ИТОГО | 102 |
тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Элементы до- образования | Требования к уровню обучающихся | Вид конт- | Домашнее задание | Дата проведения | ||
п л а н | ф а к т | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Вводный (1 час) | ||||||||||
1 | Шедевры русской литературы | 1 | Объяснение нового мате- | Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Гуманистический, гражданский пафос Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Знать: роль литературы в духовной жизни России. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 1.09 |
|
Древнерусская литература (7 часов) | ||||||||||
2 | Истоки и начало древнерусской | 1 | Объяснение нового мате- | Патриотический пафос, поучительный характер. Истоки и начало древ-нерусской литературы, | Свободная работа с текстами; владение монологической | Уметь: дать обзорную | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 2.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| Многообра-зие жанров |
| риала | христианско-православные корни. Многообразие жанров | и диалогичес-кой речью | ностях и значении «Слова…» – замечательного | учебной деятельности |
|
|
|
3–4 | «Слово о полку Игореве». Открытие, издание и композиция «Слова…» | 2 | Объяснение нового мате- | Открытие «Слова…» Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа, сюжет. Стихотворный перевод. Роль памятника в судьбах русской культуры | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, вырази- | Беседа, проб- | Презентации с применением ИКТ | 4.09
8.09 |
|
5–6 | Образ русской земли
Образы рус- | 2 | Объяснение нового мате- | Жанр художественного произведения, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля | Свободная работа с текстами, | Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения; вырази- | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 9.09
11.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ских князей. «Золотое |
|
|
| информации | тельно читать отрывок |
|
|
|
|
7 | Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Переводы и переложения произведения | 1 | Систематизация ЗУН | Жанр, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля, символика | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, вырази- | Организация совместной учебной деятельности | С. 29–30 | 15.09 |
|
8 | Тест по теме «Древне- | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме «Древнерусская литература», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом
| Беседа, проб- |
| 16.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Литература XVIII века (12 часов) | ||||||||||
9 | Классицизм как литера- | 1 | Комбинированный | Понятие о классицизме, происхождение термина, причины возникновения, время господства, социальная почва классицизма, основные правила. Авторы и произведения русских и зарубежных писателей. Жизнь, личность, судьба, поэтическая и реформаторская деятельность | Извлечение | Знать: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма; основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного направления. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа произведения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 18.09 |
|
10 | М. В. Ломо-носов. Жизнь и творчество. Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха | 1 | Объяснение нового мате- | Вопросы по повторению, повторение понятия об оде. Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию. Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения в произведениях поэта | Работа с раз- | Знать: общие сведения о М. В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды. Уметь: воспринимать | Организация совместной | С. 42, читать и анализировать | 22.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
11 | Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Традиция и новаторство в поэзии. Жанры поэзии. Тема поэта и поэзии. «Памятник» | 1 | Объяснение нового мате- | Время и история создания, оригинальность «Памятника». Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа. Мысли о долге и назначении поэта, заслугах, прочности славы. Сравнение оды Горация и перевода Державина | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: общие сведения Уметь: показать отличительные черты оды Дер- | Беседа, проб- | С. 52–54, читать и анализировать | 23.09 |
|
12 | Г. Р. Державин. Философская проблематика произведений. Взгляды на поэта и поэзию, гражданский | 1 | Систематизация ЗУН | История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Особенности оды. Сочетание классицизма и новаторских черт, возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: общие сведения Уметь: показать отличие оды Державина «Фелица» от од М. Ломоносова; использовать различные формы изученных художественных произведений; сопоставлять про- | Организация совместной | С. 52–54, читать и анализировать | 25.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ние несправедливости |
|
|
|
| в процессе обсуждения произведения |
|
|
|
|
13 | Творчество Д. И. Фонви- зина | 1 | Объяснение нового мате- | Слово о жизни и творчестве драматурга. Сатирическая направленность комедии. Герои | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: общие сведения о жизни и творчестве Д. И. Фонвизина, текст комедии «Недоросль». Уметь: показать проблему образования и воспитания в комедии | Твор- | Презентации с применением ИКТ | 29.09 |
|
14 | История создания пьесы «Недоросль», ее сценическая судьба. Обзор содержания | 1 | Объяснение нового мате- | История создания пьесы; проблематика. Обзор содержания. Чтение по ролям. Классицизм в драматическом произведении | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии “Недоросль” и в современном обществе»; поль- | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 30.09 |
|
15 | Анализ текста пьесы и подтекста | 1 | Комбинирован-ный | Анализ системы образов. Сообщения учащихся об отрицательных героях. Чтение по ролям | Владение монологической | Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии “Недоросль” и в со- | Беседа, проб- | Индивидуал задания
| 2.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| важных |
|
| (последнее явление). Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума |
| временном обществе»; использовать сведения в процессе изучения художественного текста |
| ствии |
|
|
16 | Представление о характерах персонажей и их | 1 | Комбинированный | Вопросы на повторение. Сообщения учащихся о положительных | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения; обращаться к форме монологической речи в процессе анализа произведения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 6.10 |
|
17 | Жизнь и творчество | 1 | Комбинированный | Происхождение термина, причины возникновения, время господства, основные черты. Авторы и их произведения. Жизнь, личность, судьба Н. М. Карамзина | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: понятие о сентиментализме; биографию и творчество Карамзина как писателя и историка. Уметь: воспринимать и анализировать повесть «Бедная Лиза» | Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа | С. 81–83, читать и анализировать | 7.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
18 | Литератур-ное направление – сентимен-тализм. Повесть | 1 | Комбинированный | Сентиментализм произведения как литературное направление. Комментированное чтение повести. Сообщения | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную | Знать: понятие о сентиментализме; биографию Уметь: воспринимать | Организация совместной | Читать и пересказывать | 9.10 |
|
19 | Н. М. Карамзин – историк. «История государ-ства Россий-ского» – главный труд писателя | 1 | Комбинированный | Основные черты сентиментализма. Анализ «Истории государства Российского» как исторического произведения. Смысл названия | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: выделять характерные черты сентиментализма в произведениях русской литературы; пользоваться различными видами справочной литературы; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 13.10 |
|
20 | Тест по теме «Литература XVIII века» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Организация совместной |
| 14.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
|
|
|
| деятельности |
|
|
|
Русская литература XIX века (58 часов) | ||||||||||
21 | А. С. Грибо- едов. Жизнь и творчество | 1 | Объяснение нового материала | Человек и его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской культуре. Лекция | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: биографию Уметь: выявить смысл названия комедии; комментировать изученное произведение и доказательно оценивать | Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа | Презентации с применением ИКТ | 16.10 |
|
22 | А. С. Грибо- едов. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги | 1 | Комбинированный | Время и история создания комедии. Коммен-тированное чтение | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Знать: содержание пьесы, уметь построить устную характеристику Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в ходе обсуждения | Организация совместной | Читать | 20.10 |
|
23 | А. С. Грибо- едов. Смысл названия | 1 | Систематизация | Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы разви- | Создание письменных высказываний. Выбор | Уметь: составлять срав-нительную характеристику героя; сопоставлять | Фронтальный | Задания по выбору учителя | 21.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| и проблема ума в ко- |
| ЗУН | тия действия. Участни-ки социально-политического конфликта | и использова-ние выразительных средств | и оценивать поступки | опрос. Само-стоя-тельная работа | в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
|
|
24 | А. С. Грибо- едов. Чацкий и фамусовская Москва | 1 | Систематизация ЗУН | Многочисленность фамусовского общества | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: составлять сравнительную характеристику героя; сопоставлять и оценивать поступки персонажей | Беседа, проб- | Анализ | 23.10 |
|
25 | Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин | 1 | Комбинированный | Сведения о Чацком до появления на сцене. Анализ образа Чацкого по плану (проверка домашнего задания). Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина. Составление таблицы | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: основные черты классицизма и реализма. Уметь: применять знания в работе с текстом художественного произве- | Организация совместной | Выучить монологов Чацкого (по выбору обучающегося) | 27.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
26 | А. С. Грибо- едов. Мастерство драматурга в создании характеров. Женские образы комедии. Образ Софьи | 1 | Систематизации ЗУН | Беседа по содержанию. Анализ образа Софьи. Интерпретация образа Софьи в русской критике. Беседа о других женских образах комедии | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и пробле- | Беседа, проб- | Презентации с применением ИКТ | 28.10 |
|
27 | А. С. Грибо- едов. «Открытость» финала пьесы, его нравствен-но-философ-ское звучание. Черты классицизма и реализма | 1 | Комбинированный | Повторение теоретических сведений о классицизме и реализме. Беседа о чертах классицизма и реализма в комедии. Вывод об особенностях жанра. Новаторство драматурга | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и пробле- | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 30.10 |
|
28 | А. С. Грибо- едов. Образность и афорис- | 1 | Комбинированный | Беседа об особенностях языка комедии. Работа с критической статьей «Мильон терзаний» | Свободная работа с текстами художественных произведений | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и пробле- | Организация совместной |
| 10.11 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ее языка |
|
|
|
| матику произведения | деятельности |
|
|
|
29 | А. С. Грибо- едов. Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон | 1 | Комбинированный | Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы развития действия. Участники социально-политического конфликта. | Свободная работа с текстами художественных произведений | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный Владеть: основными | Беседа, проб-лемные задания | Индивидуальные сообщения | 11.11 |
|
30 | Тест по теме боедов» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Организация совместной |
| 13.11 |
|
31 | Литература ХIХ века. Романтизм как литературное направ- | 1 | Объяснение нового мате- | Понятие о романтизме. Национальные особенности романтизма, его представители. Стихотворение «Невыразимое» | Извлечение | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: устно и письменно излагать мысли на заданную тему | Твор- | Презентации с применением ИКТ | 17.11 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
32 | В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике поэта. Тема человека и природы на примере баллады «Светлана» | 1 | Комбинированный | Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Краткий очерк жизни поэта. Чтение и анализ стихотворений «Вечер», «Море». Жуковский – переводчик | Свободная работа с текстами художественных произведений | Знать: основные сведения о жизни и творчестве В. А. Жуковского. Уметь: находить народные обычаи в балладе «Светлана»; использовать диалог в процессе ана- | Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа | Выучить наизусть отрывок из баллады по выбору обучающегося | 18.11 |
|
33 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество | 1 | Комбинированный | Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии. Вступительное слово учителя. Основные периоды в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Сообщения учащихся: «Москва в жизни А. С. Пушкина», «Лицей в жизни | Пушкин и европеизация русской культуры | Знать: основные факты жизни и творчества писателя; необходимые теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: комментировать изученные ранее произведения А. С. Пушкина и доказательно их оценивать; использовать сведения по теории литературы в процессе оценки текста | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ- | 20.11 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| ческим данным и творчеству А. С. Пушкина. Чтение наизусть стихотворений поэта |
|
|
|
|
|
|
34 | А. С. Пушкин. Образно-стилистическое богатство | 1 | Систематизация ЗУН | Взгляды поэтов на за- | Раскрыть многообразие понимания свободы поэтом: свобода художника, политическая свобода, личная свобода. Проследить, как удается поэту воплотить в стихотворении образ друга, возлюбленной. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина с Библией, Кораном | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; пользоваться различными видами справочной литературы | Беседа, проб- | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 24.11 |
|
35 | А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы». Черты | 1 | Систематизация ЗУН | Трагизм мировосприятия и его преодоление. Художественно-изобразительные средства. | Сопоставительный анализ | Знать: содержание изуча- емого произведения. Уметь: анализировать | Организация совместной | Задания по выбору учителя в соответ- | 25.11 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| романтизма. Образ главного героя. Смысл финала поэмы |
|
| Ритмическая характе- |
| жественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | учебной деятельности | ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
|
|
36 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии | 1 | Систематизация ЗУН | Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения. Нравственная проблематика трагедии | Сопоставительный анализ с произведениями Байрона | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к ди-алогу в процессе обсуждения произведения | Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа | Индивидуальные сообщения | 27.11 |
|
37 | А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции | 1 | Комбинированный | Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Особенности жанра и композиции романа в стихах | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; учитывать позицию автора при анализе и оценке произведения | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 1.12 |
|
38 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». | 1 | Комбинирован- | Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Отраже- | Извлечение | Знать: систему образов | Организация совмест- | Читать | 2.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| Единство |
| ный | ние в романе социаль-ного, бытового и куль-турного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды | из справочной литературы | строфы. Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | ной | Онегин» |
|
|
39 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений | 1 | Комбинированный урок | Лирические отступления. Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе. Общечеловеческие и философские проблемы романа | Извлечение | Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 4.12 |
|
40 | А. С. Пушкин. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе | 1 | Комбинированный | Сюжет. Понятие лишний человек. Лирический герой. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Сюжет романа и темы лирических отступлений | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 8.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
41 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский | 1 | Комбинированный | Отражение в романе | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать | Организация совместной | Творческая работа | 9.12 |
|
42 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как «милый идеал» Пушкина | 1 | Комбинированный | Нравственная цельность характера Татьяны. Беседа по содержанию романа. Анализ образа Татьяны. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги с опорой на таблицу | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: содержание изуча- емого произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной | Учить | 11.12 |
|
43 | А. С. Пушкин. «Евге- | 1 | Комбиниро- | Проблема человека | Извлечение | Уметь: аргументированно формулировать свое | Организация | Учить | 15.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ний Онегин». Тема любви и долга |
| ванный | Художественные особенности. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны | информации | отношение к прочитанному произведению; обращаться к форме диалогической и монологической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | совместной | письмо Онегина |
|
|
44 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Нравственно-фило- софская проблематика произведения | 1 | Комбинированный | Общечеловеческие | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; харак- | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 16.12 |
|
45 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема | 1 | Комбинированный | Работа над теоретическими понятиями: сюжет, образ автора, лирические отступления. Тематика и роль лирических отступлений | Извлечение | Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 18.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
46 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть одного из лирических отступлений. Повторение понятия о реализме. Картины природы в романе. Особенности онегинской строфы | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 22.12 |
|
47– 48 | Р/р. Классное сочинение по творчеству | 2 | Комбинированный | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Пушкина на творчество поэтов последующих поколений, формирование | Выбор и использование выразительных средств языка с коммуника- | Знать: общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные направления). Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Само-стоя-тельная | Анализ | 23.12
25.12
|
|
49 | Тест по теме | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Тренинг, практикум |
| 29.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
50 | Литература ХIХ века. Реализм как литературное направление | 1 | Объяснение нового мате-риала | Характеристика русской прозы, журналистики, критики ХIХ века. Реализм как литературное направление. | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем рус-ской литера- | Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX века. Уметь: использовать | Беседа, проблемные задания | С. 193– 196, читать и анализировать | 30.12 |
|
51 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики | 1 | Комбинированный | Основные темы и мотивы в лирике М. Лермонтова, анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя | Значение поэта для мировой и русской куль- туры | Знать: основные факты жизни и творчества Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 12.01 |
|
52 | М. Ю. Лермонтов. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его | 1 | Комбинированный | Образ поэта в лермонтовской лирике, анализ лирического произведения, взгляды поэта | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной | Выучить наизусть стихотворение (по выбору обучающегося) | 13.01 |
|
53 | М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике | 1 | Комбинированный | Тема родины в лирике М. Лермонтова, анализ лирического произве- | Знать: содержание произведений поэта. Уметь: аргументированно формулировать свое | Организация совместной | Выучить | 15.01 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| на назначение поэзии. |
| отношение к прочитанному произведению | учебной деятельности | (по выбору обучающегося) |
|
|
54 | М. Ю. Лермонтов. Природа и человек в философской | 1 | Комбинированный | Философская лирика М. Лермонтова, анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной |
| 19.01 |
|
55 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего вре-мени». Жанр социально-психологического романа. Образы | 1 | Комбинированный | Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Образы повествователей. Печорин в системе мужских образов романа. | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 20.01 |
|
56 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего вре-мени». Осо- | 1 | Комбинированный | Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей. «Герой нашего | Определить суть споров | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 22.01 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| бенности |
|
| в системе образов романа. Литературная критика об образе Печорина | критики о главных героях | турного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе произведения | деятельности |
|
|
|
57 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». | 1 | Комбинированный | Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа. Литературная критика об образе Печорина. Определение жанра | Свободная работа с текстами, на заданную | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 26.01 |
| |
58 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема любви и женские образы в романе | 1 | Комбинированный | Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 27.01 |
|
59 | М. Ю. Лермонтов. Нравствен- | 1 | Комбинированный | Жанр социально-психологического романа. Нравственная пробле- | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем рус- | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 29.01 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ская проблематика произведения, проблема судьбы |
|
| ратурная критика | ской литера- | определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | учебной деятельности |
|
|
|
60 | Р/р. Подго-товка к сочинению по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквоз- ных» тем и ключевых проблем русской литера- туры | Знать: основные теоретические понятия, содержание изученных произведений. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Беседа, проб- |
| 2.02 |
|
61 | Тест по теме | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Тренинг, практикум |
| 3.02 |
|
62 | Н. В. Гоголь. Жизнь | 1 | Комбинирован- | Расширение представ-ления о личности писателя, его творческом | Показать осо-бенности построения худо- | Знать: основные факты жизни и творчества | Беседа, проб-лемные | С. 226– 228, читать и ана- | 5.02 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
| ный | пути и художественном мире. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. Гоголевское «двоемирие» | жественного | Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | задания | лизиро- |
|
|
63 | Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы | 1 | Комбинированный | Определить своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений | Выявление «сквоз- ных» тем и ключевых проблем русской литера- туры | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 9.02 |
|
64– 65 | Н. В. Гоголь. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Мес- то Чичикова | 2 | Комбинированный | Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Своеобразие гоголев-ского комизма. Соот- | Свободная работа с текстами, | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 10.02
12.02 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| в системе образов |
|
| ношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь | на заданную | литературы |
|
|
|
|
66– 67 | Н. В. Гоголь. Образы помещиков и чиновников и средства их создания | 2 | Комбинированный | Своеобразие композиции поэмы. Мир вещей в поэме «Мертвые души». Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации, | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 16.02
17.02 |
|
68 | Н. В. Гоголь. Место в сюжете поэмы «Повести о Мокии | 1 | Комбинированный | Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений. Свое- | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения | Организация совместной | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 19.02 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| комизма. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор |
|
|
|
|
|
|
69 | Н. В. Гоголь. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги | 1 | Комбинированный | Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем рус- туры | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 24.02 |
|
70 | Р/р. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование | Выбор и использование выра- | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров; активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы | Беседа, проб- |
| 26.02 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
71 | Тест по теме | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: комменти-ровать текст | Тренинг. Практикум |
| 2.03 |
|
72 | Философское понимание мира Ф. И. Тют- | 1 | Комбинированный | Знакомство с основны- ми этапами жизненного и творческого пути поэта, с особенностями мировосприятия Тютчева. Философские основы произведений поэта. Основные темы поэзии. Способы раскрытия в любовной лирике драматических переживаний человека. Сопоставление текстов, особенности поэтики | Тютчев и европейская лирика второй половины ХIХ века, зарождение символизма. А. Рембо | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Ф. И. Тютчева; общую характеристику Уметь: показать основные особенности поэтического языка поэта; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры при анализе и оценке произведения | Беседа, проблемные задания | Учить наизусть стихотворение (по выбору обучающегося) | 3.03 |
|
73 | Лирика сова | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными этапами жизни | Журнальная полемика вокруг поэзии Некрасова. Творчество | Знать: жизнь и творчество Н. А. Некрасова; тема- Уметь: показать тему народного страдания в ли- | Организация совместной | Учить | 5.03 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| Н. А. Некрасова; некрасовской лирики; соотношение гражданственности и искусства; поэтизация жертвенности; поэтическая декларация; связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений. Художественные особенности и своеобразие идейного содержания лирики поэта | в русской критике второй половины XIX века | рике Н. А. Некрасова; | деятельности | обучаю- |
|
|
74– 75 | Любовь | 2 | Комбинированный | Знакомство с основны- ми этапами жизненного и творческого пути И. С. Тургенева, его художественным миром. Нравственные проблемы в повести. Свое- | Психологизм и лиризм И. С. Тургенева | Знать: понятие художественная деталь, содержание повести «Первая Уметь: характеризовать | Организация совместной | Анализ | 10.03
12.03 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
76 | Слово о Л. Н. Тол- стом. Обзор содержания автобиогра- | 1 | Комбинированный | Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого. и патриотизма солдат | Извлечение | Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая трилогия. Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблематику литературного произведения; комментировать и доказательно оценивать произведение | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 16.03 |
|
77 | Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность». «Диалектика души» и чистота нравственного чувства | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную | Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая Уметь: давать характе- | Беседа, проблемные задания | Анализ эпизодов | 17.03 |
|
78 | Комическое и трагичес- | 1 | Комбиниро- | Общественно-политическая жизнь 80–90-х | Жанр рассказа и искусство | Знать: жизнь и творчество А. П. Чехова, понятие | Организация | Презентации с при- | 19.03 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| кое в прозе Чехова. в футляре» |
| ванный | годов XIX века. Роль творчества А. П. Чехова. Личность и судьба писателя. Особенности художественного миро- | европейской | подтекста, отличия комического и сатирического текстов. Уметь: писать рецензию на один из лирико-драматических рассказов | совместной | менением ИКТ |
|
|
Литература XX века (24 часа) | ||||||||||
79 | Образы Родины, природы, откровения души лирического | 1 | Комбинированный | Понятие об особенностях поэтического мира, музыкальности прозы И. А. Бунина. Откровения души лирического героя в стихотворениях поэта | Извлечение | Знать: основные сведения о жизни и творчестве И. А. Бунина. Уметь: характеризовать основные образы лирики | Организация совместной | Учить наизусть стихотворение (по выбору обучающегося) | 30.03 |
|
80 | М. Горький. Автобиогра- | 1 | Комбиниро- | Знакомство с биографией и особенностями | Свободная работа с текстами, | Знать: основные сведения о жизни и творчестве | Организация | Анализ | 31.03 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| фическая |
| ванный | творческого пути | с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную | М. Горького, обзорно автобиографическую трилогию «Мои университеты». Уметь: давать характе- | совместной |
|
|
|
81 | Творчество А. Блока. Женские образы в лирике поэта | 1 | Комбинированный | Показать эволюцию творчества А. Блока, своеобразие любовного чувства лирического героя, своеобразие реализации темы России в лирике Блока | Традиции средневековой поэзии и поэзии Возрождения | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы | Организация совместной | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 2.04 |
|
82 | С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема любви в лирике Есенина | 1 | Комбинированный | Эволюция творчества С. Есенина, тематика и проблематика лирики. Слово о Есенине и его судьбе. Эмоциональность и философская глубина поэзии | Имажинизм. «Ключи Марии». Эстетическая программа поэта | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы | Организация совместной | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 6.04 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
83 | В. В. Мая- | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением | Анализ позитивной программы футуристов, реализация ее принципов | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы в ли- | Беседа, проб- | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 7.04 |
|
84 | Поэзия | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением | Понятие лирической новеллы, средства художественной выразительности прозы и поэзии | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы | Организация совместной | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 9.04 |
|
85 | Р/р. Анализ самостоя- | 1 | Практическая работа | Проверка сформированности навыка анализа лирического произве- | Анализ произведения с точки зрения эстетической цен- | Уметь: анализировать | Организация совместной |
| 13.04 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
86 | Комедия М. А. Булга-кова «Мертвые души» по поэме | 1 | Комбинированный | Идейный замысел, | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: теоретический материал о сатире. Уметь: показать актуальность комедии Булгакова; письменно выражать свое мнение; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 14.04 |
|
87 | К юбилею М.А.Шолохова. Жизнь и творчество. Гуманизм шолоховской прозы | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением | Сопоставить художественный мир М. Шолохова и В. Некрасова в изображении будней | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 16.04 |
|
88 | М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. | 1 | Комбинированный | Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы человеческого в человеке. Гуманистическое звучание произведения, художественное | Свободная работа с текстами, | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: самостоятельно анализировать рассказ «Судьба человека»; | Организация совместной | Анализ | 20.04 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| Проблема нравственного выбора. |
|
| мастерство писателя. Психологическая точность и доброжелательность повествования | информации на заданную | с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения |
|
|
|
|
89 | Р.р.Подготовка к сочинению по произведению М.А. Шолохова «Судьба человека» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
|
| 21.04
|
|
90- 91 | А. И. Солжени-цын. Слово о писателе. «Как жаль», «Матренин двор». Автобиографическая основа рас-сказа. Образ глав-ной героини | 2 | Комбинированный | Знакомство с лично-стью, мировоззрением | Самостоятельная работа с текстами, с дополнительной литературой, поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: выявлять авторскую позицию | Беседа, проб- |
|
23.04
27.04
|
|
92 | Р.Р.Развёрнутый ответ на вопрос «Образ русской женщины в пр-ии «Матрёнин двор» | 1 |
|
|
|
|
|
| 28.04 |
|
93 | Стихотворения А. Твардовского | 1 | Комбинированный | Тема памяти в творчестве А. Твардов-ского. Историзм и публицизм стихотворений и поэм | Свободная работа с текстами, | Знать: основные этапы жизни поэта, лирику о войне. Уметь: вырази-тельно читать стих-я | Организация сов-местной | Презентации с применением ИКТ | 30.04 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
|
| на заданную | отстаивать свою |
|
|
|
|
94 | Русская В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин» | 2 | Комбинированный | Понятие своеобразия | Сравнение литературного процесса, его особенностей в России и европейских странах. Национальные особенности | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать особенности творчества В. Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин» | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 5.05 |
|
95 | В. П. Астафьев. «Царь-рыба» | 1 | Комбинированный | Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя. Краткий | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать нравственные проблемы в произведении В. Астафьева «Царь-рыба»; участвовать в диалоге | Беседа, проб- | Индивидуальные сообщения | 7.05 |
|
96– 97 | Нравственные проблемы в повести | 2 | Комбинированный | Композиционное и жанровое своеобразие повести. Различные психологические типы персонажей повести | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать проблемы, которые ставит писатель в повести «Деньги для Марии»; определять род и жанр произведения | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 12.05
14.05 |
|
Окончание табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
98– 99 | Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын» | 2 | Комбинированный | Раскрыть идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, показать традиции и новаторство драматургии А. В. Вампилова | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын» | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 18.05
19.05 | 18.05
18.05 |
100 | Поэзия | 1 | Комбинированный | Раскрыть единство | Знать: понятие поэзия «оттепели», основных авторов этого времени. Уметь: выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 21.05 | 19.05 | |
101 | Тест по теме «Литература XX века» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Тренинг, практикум |
|
| 21.05 |
102 | Итоговый урок.«Золо-той век русской литературы» | 2 | Комбинированный | Обобщить изученное по теме, систематизировать материал, совершенствовать навык письменной речи учащихся | Уметь создавать сочинения разных жанров на литературные темы | Уметь: писать рецензии на прочитанные произведения на литературные | Презен- тации уч-ся, выступления | Презентации с применением ИКТ |
| 21.05 |
Ресурсное обеспечение программы
Для учителя.
Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004
Журнал « Литература в школе».
Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
Фогельсон И.А. Литература учит. — М., 1998.
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. — М., 2002.
Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
Мультимедиа энциклопедия.
Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.
Для учащихся.
Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. — М., 2002.
Фогельсон И.А. Литература учит. — М., 1998.
Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы по литературе
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» https://lit.1september.ru/
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала https://litera.edu.ru
ВiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки https://www.bibliogid.ru
Виртуальный музей литературных героев https://www.likt590.ru/project/museum/
В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской https://skolakras.narod.ru
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО https://ruslit.ioso.ru
Методика преподавания литературы https://metlit.nm.ru
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия https://www.foxdesign.ru/legend/
Русская виртуальная библиотека https://www.rvb.ru
Слова: поэзия Серебряного века https://slova.org.ru
Стихия: классическая русская / советская поэзия https://litera.ru/stixiya/
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» https://www.feb-web.ru
Писатели и литературные произведения
Академик Дмитрий Сереевич Лихачев https://likhachev.lfond.spb.ru
Белинский Виссарион Григорьевич https://www.belinskiy.net.ru
Булгаковская энциклопедия https://www.bulgakov.ru
Герцен Александр Иванович https://www.gercen.net.ru
Гоголь Николай Васильевич https://www.nikolaygogol.org.ru
Гончаров Иван Александрович https://www.goncharov.spb.ru
Грибоедов Александр Сергеевич https://www.griboedow.net.ru
Добролюбов Николай Александрович https://www.dobrolyubov.net.ru
Достоевский Федор Михайлович https://www.dostoevskiy.net.ru
Жуковский Василий Андреевич https://www.zhukovskiy.net.ru
Лев Толстой и «Ясная Поляна» https://www.tolstoy.ru
Карамзин Николай Михайлович https://www.karamzin.net.ru
Крылов Иван Андреевич https://www.krylov.net.ru
Куприн Александр Иванович https://www.kuprin.org.ru
Лермонтов Михаил Юрьевич https://www.lermontow.org.ru
Островский Александр Николаевич https://www.ostrovskiy.org.ru
Некрасов Николай Алексеевич https://www.nekrasow.org.ru
Пушкин Александр Сергеевич https://www.aleksandrpushkin.net.ru
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович https://www.saltykov.net.ru
Толстой Лев Николаевич https://www.levtolstoy.org.ru
Тургенев Иван Сергеевич https://www.turgenev.org.ru
Тютчев Федор Иванович https://www.tutchev.net.ru
Фонвизин Денис Иванович https://www.fonvisin.net.ru
Чернышевский Николай Гаврилович https://www.chernishevskiy.net.ru
Чехов Антон Павлович https://www.antonchehov.org.ru
Произведения для заучивания наизусть.
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).
Г. Р. Д е р ж а в и н. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
А, С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…» (по выбору учащихся).
Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).
М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).
А. Блок. «Ветер принес издалека…». «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» (на выбор).
С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…» (по выбору учащихся).
B. В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М. И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…». «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).
Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).
А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).
Произведения для внеклассного чтения.
Повесть временных лет.
Д. И. Ф о н в и з и н. Бригадир.
Стихотворения М.В.Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е. А. Баратынского.
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. П у ш к и н. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
А. Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И.Тютчева, А. А.Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М.Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Го р ь к и й. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В.В.Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. I Твардовского, Н. М.Рубцова, ЕА. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Слуцкого, И.А Бродского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н.С.Лескова, В. В. Га р шин а, Г.И.Успенского, М.А.Шолохова, Ю.В.Трифонова, В. П.Астафьева.
Исторические произведения А.Н.Толстого, Ю.Н.Тынянова, М.Алданова, М. А. Осоргина, К.Г.Паустовского и др.
Сатирические произведения А.Т.Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вам лилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
1.У. Шекспир. Комедии и трагедии.
2.Ж.-Б. Мольер. Комедии.
3.Дж. Г. Байрон. Стихотворения.
4.О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.