ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ, ТЕХНИКИ И КОНСТРУИРОВАНИЯ 8 класс


Ю.И. Селиверстов




Авторская образовательная программа


ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ, ТЕХНИКИ И КОНСТРУИРОВАНИЯ

Трудовое обучение

8 класс









Москва

2011

Селиверстов Ю.И. Образовательная программа «Технология обработки конструкционных материалов, элементы машиноведения, техники и конструирования – 8 класс»

ГБОУ СОШ №323 ЗОУО ДО г. Москвы


Автор – Селиверстов Юрий Иванович, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования РФ.


Рецензенты: доктор физико-математических наук,

профессор МПГУ Хотунцев Ю.Л.

методист по технологии ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы

кандидат педагогических наук Степаненков П.В.



























ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ, ТЕХНИКИ И КОНСТРУИРОВАНИЯ

8 КЛАСС


Пояснительная записка


В современных условиях экономического развития нашего государства принадлежит промышленным отраслям производствам, которые предъявляют качественно новые и значительно повышенные требования к квалификации и культурно-техническому уровню рабочих и инженерно-технических работников всех профессий и специальностей. Одновременно возрастают потребности в значительном увеличении количества квалифицированных рабочих массовых профессий, имеющие среднее специальное и высшее образование для удовлетворения растущих нужд производства.

Одной из важных задач общеобразовательной школы – трудовое и политехническое обучение.

Для успешного осуществления этой задачи школа должна дать учащимся надлежащую трудовую и политехническую подготовку, которая позволила бы им после окончания школы быстро овладеть специальностью, необходимой для работы в производстве.

Программа «Технология обработки конструкционных материалов, элементы машиноведения, техники и конструирования» для 8 класса предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных учащимися VVII классов в процессе освоения Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение». Содержание трудового обучения VVII классов по технологии обработки древесины и металла является базой для последующей трудовой подготовки в VIIIIX классах.

Для формирования у школьников общетрудовых, общетехнических и некоторых специальных знаний, умений и навыков программа предусматривает последовательный переход от совершенствования обучающимися технологических приёмов обработки конструкционных материалов ручными инструментами к управлению различными технологическими машинами (токарный станок по точению древесины, настольный фрезерный станок, токарно-винторезный станок, заточной станок).

Программа состоит из следующих разделов:

— технология обработки древесины, элементы техники и конструирования;

— технология обработки металла, элементы техники и конструирования;

— элементы графической грамотности;

— проектные работы.

Основное содержание программы составляют практические работы обучающихся (они занимают 75% учебного времени); остальное время отводится на изучение теоретического материала (сведений по технике, технологии, конструкторской документации и др.).

В программе содержится примерный перечень объектов труда для творческих проектов.

На всех занятиях необходимо проводить текущий инструктаж по выполнению санитарно-гигиенических требований, по соблюдению правил личной гигиены и безопасности труда, по бережному отношению к инструментам, оборудованию и материалам.

Перечень знаний и умений

Обучающиеся 8 класса должны ЗНАТЬ:

— физические и механические свойства древесины;

— технологические и декоративные свойства древесины, зависимость области применения древесины от её свойства;

— виды столярных соединений и технологию их изготовления;

— приёмы отделки изделий из древесины и металла;

— традиционные виды декоративно-прикладного искусства и народные промыслы России;

— виды домовой резьбы и технологию её изготовления;

— назначение и устройство электрифицированного ручного инструмента (электрическая дрель, шуруповёрт, шлифовальная машинка, фрезерная машинка, электролобзик, электрорубанок), правила эксплуатации и безопасности труда при работе с ним.

— правила заточки деревообрабатывающего инструмента (ножовки, стамесок, штихелей, ножа для резьбы по дереву) и правила безопасности во время заточки инструмента;

— механизмы передач и преобразования движения и их обозначение на кинематических схемах;

— правила выполнения эскизов, чертежей деталей (изделий) в соответствии со стандартами ЕСКД;

— принцип работы и устройство токарного станка по точению древесины СТД-120М;

— Правила организации и безопасности труда при работе на токарном станке для точения древесины — СТД -120М;

— классификацию и механические свойства сталей, цветных металлов и их сплавов;

— виды и назначение термообработки;

— принцип работы и устройство настольного горизонтально-фрезерного станка его кинематическую схему;

— правила и приёмы управления фрезерным станком;

— виды и назначение фрез;

— приёмы фрезерования плоских поверхностей;

— правила и приёмы установки вертикальной головки на станок;

— принцип работы и устройство токарно-винторезного станка (ТВ-6, ТВ-7), кинематическую схему станка;

— правила и приёмы управления станком;

— виды и назначение токарных резцов, правила их установки;

— приёмы и технологию заточки токарных резцов;

— технологию холодной обработки металла на токарно-винторезном станке ТВ-6 (7); точение цилиндрических, конических и фасонных поверхностей, сверления и растачивания отверстий; приемы отделки деталей;

— Правила организации и безопасности труда при работе ручным столярным и слесарным инструментами и при работе на металлорежущих станках;

— последовательность разработки операционно-технологических карт на изготовление детали (изделия).

УМЕТЬ:

читать чертежи изготовляемых деталей (изделий);

— читать сборочные чертежи изделий;

— выполнять эскизы (чертежи) изготовляемых деталей (две-три проекции);

— затачивать ручной столярный и режущий инструмент;

— в совершенстве владеть ручным столярным и слесарным инструментами;

— в совершенстве пользоваться измерительным инструментом –штангенциркулем ШЦ – 1 (2);

Свежие документы:  Методические рекомендации по проведению спортивно-массовых мероприятий

— выполнять различные столярные соединения;

— отделывать столярные изделия водными и спиртовыми красителями, мебельным лаком.

— обтачивать детали с коническими и фасонными поверхностями, растачивать внутренние поверхности заготовок на токарном станке по дереву (СТД – 120М) с последующим шлифованием абразивной шкуркой;

— пользоваться ручным электрифицированным инструментом – дрелью, шлифовальной машинкой, фрезером, лобзиком и т.д.;

— изготовлять трафареты элементов прорезной домовой резьбы;

— выполнять прорезную домовую резьбу с использованием электролобзика;

— фанеровать кромки и пласти заготовок изделий (деталей) из древесины и листовых древесных материалов;

— управлять фрезерным и токарно-винторезным станком (установка скорости вращения фрезы, шпинделя; запуск, подача заготовки);

— выбирать режим резания при изготовлении детали на токарно-винторезном станке с учётом диаметра и длины заготовки;

— выполнять технологические операции на настольном фрезерном станке с соблюдением Правил безопасности труда;

— выполнять технологические операции на токарно-винторезном станке с соблюдением Правил безопасности труда;

— затачивать токарные резцы (проходной, проходной упорный, отрезной, расточной) с соблюдением Правил безопасности труда;

— рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станочном оборудовании, соблюдая Правила безопасности труда;

— планировать работу; определять качество выполняемых операций и изготовляемых изделий;

— составлять операционно-технологические карты на изготовление детали (изделия);

— пользоваться информационно-компьютерными технологиями при работе над творческими проектами и презентациями.



Тематический план



занятия


Разделы и темы

Количество часов

всего

на теоретическое обучение

на практическое обучение

1

2

3

4

5


Технология обработки древесины

34

8,5

25,5

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Элементы машиноведения

2

1

1

3.

Элементы графической грамотности

2

1

1

4-6.

Технология точения сложных изделий на СТД-120М

6

1

5

7-9.

Столярные соединения.

6

1

5

10-11.

Домовая прорезная резьба

4

1

3


12.

Шпон и его применение. Искусственные плёнки, применяемые для облицовки ДСП, фанеры. Технология фанерования.


2


1


1

13.

Отделка изделия

2

0,5

1,5

14-17.

Проектные работы

8

1

7

Примерные объекты труда для творческих проектов:

подставка для карандашей, подсвечники, бра, настольные лампы, тарелки, вазы, игрушки, сервировочный столик, подносы, журнальные столики, подставки под цветы и т.д.


Технология обработки металлов

14

5

9

18.

Металлы и их свойства

2

1

1

19.

Техническая документация

2

1

1

20.

Элементы машиноведения (фрезерный станок)

2

1

1

21-22.

Технология обработки металлов на фрезерном станке

4

1

3

23 -24.

Технология обработки металлов на токарно-винторезном станке

4

1

3


Проектные работы

18

1

17

25.

Основы технического творчества, рационализации и изобретательства.

2

1

1

26 -33.

Изготовление изделий с применением металлорежущих станков и ручных слесарных инструментов.


16

16

Примерный перечень объектов для творческих проектов: ручка для надфиля и чертилки, струбцины угловые, физические приборы, приспособления для слесарных работ, плашкодержатель, универсальный вороток, изделия, содержащие различные конструкционные материалы.

35.

Защита творческих проектов.

Подведение итогов учебного года.



2


2




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Технология обработки древесины – 34 часа

1. Вводное занятие

(2 часа)


Теоретическое обучение– 1час

1. Содержание и организация обучения технологии в текущем учебном году.

2. Правила внутреннего распорядка и безопасности труда в учебных мастерских.

3. Выбор органов самоуправления – командира группы и бригадиров.

Основы материаловедения

1. Физические и механические свойства древесины. Виды листовых древесных материалов. Текстура древесины (повторение).

2. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от её свойства. Пороки древесины. Влияние пороков древесины на качество обработки заготовок.

3. Ценные породы древесины.

Практическое обучение – 1 час

Лабораторная работа: ознакомление с породами древесины, с их физическими и механическими свойствами.

2. Элементы машиноведения

(2 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Механизмы передач вращательного движения и их обозначения на кинематических схемах. Расчёт передаточного числа.

2. Основные элементы токарного станка для точения древесины (повторение).

3. Правила безопасной работы на СТД-120М.

4. Ручной электрифицированный инструмент (дрель, лобзик, шуруповёрт, фрезер, рубанок). Правила электробезопасности.

5. Приёмы работы электрической дрелью, правила безопасности труда;

Практическое обучение – 1 час

1. Подготовка заготовки для точения на СТД 120М.

2. Подготовка ручных резцов к работе.

3. Выполнение чертежей (эскизов) деталей с фасонными поверхностями. Составление технологической карты на изготовление изделия.

3. Элементы графической грамотности

(2 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Чертёж детали с наружной и внутренней конической поверхности. Обозначение на чертеже уклона и конусности.

2. Геометрический анализ формы деталей (изделия), имеющие ось вращения.

3.Порядок чтения и выполнения чертежей деталей фасонного профиля, имеющих форму тел вращения. Последовательность разработки операционных карт.

Практическое обучение – 1 час

Разработка чертежей (эскиза) балясин для полочек под цветы и других изделий фасонного профиля, имеющих форму тел вращения.

4. Технология точения сложных изделий на СТД -120М

(6часов)

Теоретическое обучение – 1час

1. Понятие о резании древесины. Заточка ножовки, стамески, резца рубанка. Правила безопасной работы в процессе заточки режущего инструмента.

2. Виды фасонных резцов и приёмы их применения. Инструмент для растачивания внутренних поверхностей.

3. Правила безопасной работы при точении древесины на СТД-120М.

Свежие документы:  Рабочая программа по физике (базовый уровень) 11 класс

Практическое обучение – 5 часов

1.Инструктаж по организации рабочего места, безопасности труда и содержанию занятий, бережному отношению к инструментам, оборудованию и материалам. (Инструктаж проводится на каждом занятии).

2.Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учётом основных технологических и декоративных свойств.

3. Изготовление изделий по чертежу, содержащих выточенные на станке деталей.

4. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

5. Заточка и доводка токарных резцов.

5. Столярные соединения

(8 часов)

Теоретическое обучение – 2 часа

1. Шиповые, угловые и тавровые соединения.

2. Соединение столярных элементов (сплачивание, сращивание, вязка: угловая, серединная, ящичная).

3. Соединение деталей на нагелях, гвоздях, шурупах.

Элементы графической грамотности:

1. Графическое изображение соединений деталей на чертежах.

2. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов.

3 Правила чтения сборочных чертежей.

Практическое обучение – 6 часов

1. Разметка деталей. Выполнение шипового соединения брусков на один и два открытых шипа.

2. Выполнение рамочных соединений вполдерева.

3. Сплачивание деталей по ширине.

4. Соединение точёных деталей со строганными поверхностями с помощью клея, шурупов, гвоздей, шкантов, нагелей.

6. Домовая прорезная резьба (4 часа)

Теоретическое обучение – 1 час

1.Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

2. Технология выполнения прорезной резьбы.

3. Устройство и приёмы работы маятниковым электролобзиком и шлифовальной машинкой. Правила безопасности и электробезопасности при работе электролобзиком и шлифовальной машинкой.

Практическое обучение – 3 часа

1. Составление эскиза домовой прорезной резьбы. Изготовление трафаретов.

2. Разметка рисунка на заготовке.

3. Тренировочные работы по выпиливанию деталей для изделия из древесины.

7. Шпон и искусственные полимерные декоративные пленки

(2 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Шпон и его применение. Технология получения строганного и лущеного шпона. Виды строганного шпона — радиальный (Р), тангентальный (Т), полурадиальный (ПР).

2. Технология фанерования. Инструмент и приспособления, применяемые при фанеровании.

3. Виды древесных пластиков и их применение.

Практическое обучение – 1 час

1. Ознакомление с образцами шпона и искусственными декоративными плёнками.

2. Фанерование кромок ДСП (заготовки для мебели).

8. Отделка изделий из древесины и листовых древесных материалов (2 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Технология подготовки поверхности древесины и создания защитно-декоративного покрытия (прозрачная и непрозрачная).

2. Материалы, применяемые при отделке изделий из древесины: лаки спиртовые, масляные, нитроцеллюлозные (нитролаки), полиэфирные; морилки спиртовые и на водной основе.

3. Безопасность труда при выполнении отделочных работ

Практическое обучение – 1 час

Пропитка изделий морилками и покрытие мебельными лаками

Проектные работы

(8 часов)

Конструирование и изготовления изделий, содержащие выточенные на токарном станке по точению древесины — СТД-120 М деталей, а также с элементами прорезной домовой резьбы.

Разработка технической и технологической документации.


Технология обработки металлов – 14 часов

1. Металлы и их свойства.

(2 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Металлы, классификация и механические свойства.

2. Сплавы железа с углеродом: стали и чугуны. Классификация сталей и чугунов.

3. Цветные металлы и сплавы.

4. Термическая и химико-термическая обработка и их сущность. Виды и назначение термообработки. Процесс термообработки (закалка, отпуск, отжиг).

5. Правила безопасности при выполнении операций по термообработке детали.

Практическое обучение – 1 час

1. Ознакомление с приёмами термической обработки стали – закала и отпуск. (Закалка и отпуск кернера)

2. Техническая документация

(2 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Виды технической документации: чертежи и карты технологического процесса (маршрутная, операционная и др.).

2. Технические требования, предъявляемые к изделиям.

Практическое обучение – 1 час

1. Выполнение чертежа детали для изготовления на токарно-винторезном станке ( кернер, ручка для чертилки, специальный винт для столярного верстака, ручка для моховиков ТФ-6 и т.д.)

2. Разработка технологической документации на изготовления изделия.

3.Элементы машиноведения

(2 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Назначение, устройство, принцип действия горизонтально-фрезерного

станка НГФ-110Ш. Типовые детали, соединения и кинематическая схема станка.

2. Подготовка станка к работе. Управление горизонтально-фрезерным станком.

3. Инструменты для работы на горизонтально-фрезерном станке.

4. Организация рабочего места. Правила безопасности труда.

Практическое обучение – 1 час

1. Определение основных частей станка, частоты вращения шпинделя, органов управления.

2. Подготовка станка к работе и управление им.

3. Упражнения в установке фрезы, закреплении заготовки в тисках.

4. Технология обработки металлов на фрезерном станке

(4 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Понятие о процессе резания при фрезерной обработке. Главное и вспомогательное движение.

2. Основные виды работ, выполняемые на фрезерном станке. Фрезерование плоских горизонтальных, параллельных и наклонных плоскостей с закреплением заготовки в тисках.

3. Виды фрез и их конструкция. Режим резания: скорость, глубина и подача.

Практическое обучение – 3 часа

1. Инструктаж по содержанию выполняемых работ, организации рабочего места и безопасности труда.

2. Подготовка станка к работе. Установка и закрепление заготовки.

Свежие документы:  Календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс)

3. Фрезерование плоских поверхностей при ручной подаче.

4. Измерение штангенциркулем. Контроль качества.

5. Технология обработки металлов на токарно-винторезном станке

(4 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Режим резания при точении. Геометрия токарного резца.

2. Понятие о точности, чистоте обработки и допусках.

3. Сверление, растачивания отверстий. Точение наружных конических поверхностей.

4. Зачистка, отделка поверхностей деталей на токарно-винторезном станке.

5. Организация рабочего места и безопасность труда.

Практическое обучение – 3 часа

1. Инструктаж по содержанию выполняемых работ, организации рабочего места и безопасности труда.

2. Изготовление деталей с наружными коническими поверхностями и с глухими отверстиями и т.д.

6. Проектные работы

(18 часов)


6.1. Основы технического творчества, рационализации и изобретательства.

(2 часа)

Теоретическое обучение – 1час

1. Понятие о творческой деятельности. Роль технического творчества в развитии личности, создании новой техники и технологии.

2. Понятие о технической творческой задаче, задании; последовательность разработки.

3. Технические противоречия, пути их преодоления. Формы и методы поиска новых технических решений.

Практическое обучение – 1 час

Решение несложной технической задачи с использованием коллективных форм и методов поиска новых решений.


6.2. Изготовление изделий с применением металлорежущих станков и ручных слесарных инструментов.


Практическое обучение -14 часов

Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда.

( Инструктаж проводится перед началом каждого практического занятия).

Контроль качества работ. Выявление и устранение дефектов.


7. Итоговое занятие

(2 часа)

1. Защита творческих проектов.

2.Подведение итогов учебного года. Награждение отличившихся учащихся.

2. Отбор и оформление выставки лучших работ учащихся.


Рекомендуемая литература

Учебники и учебные пособия

Для педагогов:

1. Хотунцев Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьника. Москва. 2007.

2. Добровольская Л.И., Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников. Сборник методических материалов. Москва МИОО 2008

3. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Москва. «Просвещение».2005.

4. Технология. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008.

5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. Москва. Издательство «Дрофа» 2000.

6. Хотенков В.Ф., Иванов Л.Ф. История техники. Издательство «Вента – Граф» Москва, 2006.

7. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся. Москва. «Просвещение»,1986.

8. Столяров Ю.С., Комский Д.М. Техническое творчество учащихся. Москва. «Просвещение»,1989.

9. Боровков Ю.А., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б.А. Технический справочник учителя труда. Москва. «Просвещение». 1980.

10.Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению. Москва. «Просвещение». 1991.

11. Справочник по техническому труду. Под ред. А.Н. Ростовцева и др. – М.: Просвещение, 1996.

12.Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки. Учеб. для 7-8 кл. Москва. «Просвещение», 1988.

13.Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников. Москва. «Высшая школа» 1977.

14. Муравьёв Е.Н. Слесарное дело. Москва. «Просвещение». 1990.

15. Комисаров В.И.Комисаров М.В. Общий курс слесарного дела. Москва. «Высшая школа» 1969.

16.Лернер П.С. Лукьянов П.М. Токарное и фрезерное дело.

Москва. «Просвещение», 1990.

17.Муравьёв Е.М. Технология обработки металлов. Учеб. для 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2001.

18.Техническое творчество. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1955.

19. Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. — М.: Просвещение, 1999.

20. В.А. Федоренко, А.И. Шошин. Справочник по машиностроительному черчению. М.,«Машиностроение» 1978.

21. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.

Черчение: Учеб. Для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.

22. Черчение: Учебник. / Под ред. В.В.Степаковой. — М., Просвещение,2005.

23. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Вышнепольский В.И. Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. «Черчение. 7 – 8 классы». АСТ Астрель М.: 2004.

24. А.А. Павлова, С.В. Жуков. Методика обучения черчению и графике. Библиотека учителя. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М.: 2004.

25. В.Н. Фещенко, Р.Х. Махмутов. Токарная обработка. М. ; Высш.шк. 1990.

26. Ю.К. Васильев, И.Н. Васильева. Технология материалов, практикум в учебных мастерских и техника безопасности.М.; Просвещение 1979.

Для учащихся:

1. Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению. Москва. «Просвещение». 1991.

2. Технология. Учебник для учащихся 8 кл. / Под ред. В.Д.Симоненко – М.:Вентана-Граф,2006

3. Технология. 8 кл. в двух частях / Под ред. И.А. Сасовой. М.:Вентана-Граф,2008

4. Муравьёв Е.Н. Слесарное дело. Москва. «Просвещение». 1990.

5. Лернер П.С. Лукьянов П.М. Токарное и фрезерное дело.

Москва. «Просвещение», 1990.

6 . Муравьёв Е.М. Технология обработки металлов. Учеб. для 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2004.

7. Ботвинников А.Д. Черчение. Учеб. для 7-8 кл. Москва. Издательство «Астрель». 2004.

8. Гордиенко Н.А. Черчение. Учеб. для 9 кл. Москва. Издательство «Астрель». 2004.

9. Черчение: Учебник. / Под ред. В.В.Степаковой. — М., Просвещение,2005.

10. Техническое творчество. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1955.

11. В.Н. Фещенко, Р.Х. Махмутов. Токарная обработка. М.; В

12. Ю.К. Васильев, И.Н. Васильева. Технология материалов, практикум в учебных мастерских и техника безопасности. М.; Просвещение 1979.

13


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: