Укрощаем непослушную ручку


Укрощаем непослушную ручку…


«Не секрет, что с введением новой системы письма почерк учащихся, по мнению многих учителей, в целом не только не улучшился а, напротив, ухудшился», — писал один из соавторов безотрывных прописей, разработанных под такой «плод» технической модернизации как шариковую ручку А.Ф. Шанько.

Природа нередко одаривает людей способностью тонко чувствовать прекрасное. Одни с малых лет тянутся к музыке, другие — к живописи, третьих привлекает балет или архитектура. Но кого-то она наделяет особым чувством красивой буквы. Их мечтой становится каллиграфия.

Что такое каллиграфия? Это слово происходит от греческого «callos» — красота и «grapho» — пишу, означает красивый почерк, красивое и четкое письмо.

Каллиграфия — очень древняя область человеческой культуры. Она совершенствовалась вместе с письменностью. Для нее характерно извечное стремление к красоте. Искусство рукописного письма старых и новых времен, его эстетическое очарование воспринимается нами с трепетом и благоговением.

Говорят, что в любом искусстве, чтобы добиться хороших результатов, нужен талант. Талант, конечно, не повредит, но кто может с точностью определить, еще до начала обучения, есть он или нет? До таланта надо доработаться!

Когда под рукой нет хорошего пера, пригодится даже щепка любого дерева, из которой можно смастерить инструмент, имитирующий настоящее перо.

Разновидность ширококонечных перьев, срезы пишущих частей: 1 — прямой срез; 2-3 правые срезы; 4 — левый срез для левши; 5 — декоративное перо; 6 — нотное перо; 7 — плакатное перо; 8 — сдвоенный карандаш; 9 — остроконечное перо.

В Древней Вавилонии письменные знаки выдавливали клиновидными палочками на изготовленных из мягкой глины табличках или цилиндрах, которые затем обжигали в печи или сушили на солнце. Если же хотели увековечить какой-то текст, то приходи- лось выбивать его на каменных плитах или стелах. Сегодня все гораздо проще. К нашим услугам ручки, карандаши, фломастеры.

Ручки, как и бумага, имеют солидный возраст. В разное время они изготовлялись из разных материалов, но принцип всегда был один: перо (деревянная палочка, трубочка, птичье перышко) и краска в пузырьке. Сначала эти две составляющие ручки существовали отдельно — перо просто макали в чернила, а затем были объединены в единую конструкцию.
Современная ручка состоит из корпуса, внутри которого находится трубочка с наконечником, заполненная чернилами. Чернила по трубочке поступают к наконечнику, а с него — на бумагу.

Ручки могут быть разными: перьевыми, шариковыми, гелевыми — это зависит от наполнителя стержня и конструкции кончика пера.


Именно шариковыми ручками положено писать детям в школе согласно существующим правилам. Срок службы шариковой ручки и чистота письма при ее использовании зависят от диаметра шарика, который находится на конце стержня.

Перед школой родители, как правило, накупают ребенку красивых тетрадей с яркими обложками, пенал с разноцветными ручками — и с первых дней учебы первоклассник вдруг обнаруживает, что эти новые «игрушки» превратились для него в сущее орудие пытки.

Свежие документы:  Статья "Вовлечение в творчество - путь к успеху (методический проект в обучении технологии 5-7 классов)"


Почему одним детям письмо дается легко, а для других овладеть навыками письменной речи — мучение? И откуда вообще берется плохой почерк?
Наследственность?

Люди, занимающиеся графологией (наукой о почерке), утверждают, что собствен- но почерк (плохой или хороший) не передается по наследству — наследоваться могут какие-то особенности темперамента, отражающиеся в манере писать.

Так в чем же причина трудностей с письмом?
Для начала нужно понять, что, собственно, может беспокоить родителей — просто некрасивый почерк или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы? В наших школах красивый почерк до сих пор в цене — стало быть, и о красоте пока приходится заботиться.

Что же может стать причиной плохого почерка у младшеклассников?
Излишнее рвение родителей, старающихся научить ребенка писать как можно раньше — в три-четыре года, и не знают того, что безнадежно портят почерк своему ребенку.
«Раньше» — не значит «лучше»!


Укрощаем непослушную ручку или 5 советов родителям дошкольников и младших школьников.

Главное в письме — хорошо развитая мелкая моторика. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо управлялся с ручкой, нужно, прежде всего, развивать координацию движения рук. Рисование (особенно заштриховывание фигур в книжках-раскрасках), занятия лепкой, аппликацией, игры с конструктором (вроде наборов «Лего», содержащих множество мелких деталей) — занятия не только интересные, но и крайне полезные.

2. При занятиях письмом обратите внимание на правила «рабочей гигиены». Правильно ли сидит за столом ваш ребенок? Скрюченная поза может позже стать причиной проблем с позвоночником. Следите и за тем, с какой силой ваш ребенок давит на ручку при письме. Если кончик ручки едва касается бумаги, то стоит заняться с малышом общеукрепляющей гимнастикой. Очень полезна для укрепления кистей рук старая игра «камень–ножницы–бумага». Если малыш, наоборот, слишком сильно давит на ручку (так, что ручка ломается и бумага рвется), то ему поможет расслабляющий массаж рук и плечевого пояса.

3. У ребенка не складываются отношения с шариковой ручкой? Предложите ему писать попеременно карандашом, гелевой ручкой, фломастером. Очень полезно потренироваться писать старой доброй авторучкой. В конце концов, разоритесь на красивую чернильную ручку с мягким позолоченным пером. Такой роскошный подарок может подстегнуть интерес ребенка к письму. В придачу к авторучке можно купить несколько красивых блокнотов. (Не тетрадей! Тетради — нечто, напоминающее о школьных обязанностях, а блокноты — просто приятный подарок.) Пусть ваш ребенок пишет в новом блокноте новой ручкой хотя бы пару строчек в день — например, описывает свои самые приятные впечатления за день.

4. Если ребенок неправильно прописывает и соединяет элементы букв, попробуйте вернуться к азам — снова потренируйтесь с ним писать палочки и крючочки, а потом соединять их в буквы. (Мне в детстве эта методика здорово помогла при укрощении подлых «Н» и «У».)

5. Обратите внимание на то, насколько четко ваш школьник соблюдает строчку. Буквы не должны вылезать за пределы строки, «прыгать». Если у малыша проблемы с соблюдением строки, не грех навести строчки в тетради черным карандашом. Можно прямо в тетради разметить начало и конец строки. В конце концов, наведите тонким карандашом контуры букв. Пером можно писать хоть целый день — рука совершенно не устает.

Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Чертежи деталей, изготовленных на станках" 7 класс


Почему от письма болят руки?

Эта неприятность имеет свое название — писчий спазм (писчая судорога или гра- фоспазм) и возникает из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки и тела в целом. Писчий спазм может проявляться как болями в кисти руки, так и ноющей болью мыш- цах спины, плеча или шеи. Если писчий спазм возникает у вполне взрослых людей, давно научившихся писать, то что тогда говорить о малышах, только-только овладе- вающих этим навыком?

Иногда бывает, что у ребенка, мучающегося от писчего спазма, боли начинаются при одной только мысли о том, чтобы засесть за тетрадку. В этом случае, конечно, стоит проследить, правильно ли ребенок сидит за столом, занимаясь письмом.
Еще очень важный момент — чем пишет ребенок. В нынешних школах уже забыли о такой экзотике, как перо. Но если вы хотите выработать у ребенка четкий почерк, то чернильная ручка может оказаться незаменимой.
Интереснейшие выводы о вреде шариковых ручек и пользе перьевых делает россиянин Владимир Базарный, в прошлом — детский хирург, ныне занимающийся вопросами охраны здоровья школьников и гигиеной учебы.
Он считает, что сорок лет назад Министерство образования тогдашнего СССР совершило серьезную ошибку. Именно тогда были упразднены занятия каллиграфи- ческим письмом, основанных на ритме пластических усилий и расслаблений. Взамен был разработан новый стиль письма «под шариковую ручку» — безотрывный и безнажимный.
Пройдут многие десятилетия и даже столетия, но этот год войдет в историю эпохи отечественного просвещения как новый этап дальнейшего наступле- ния технической революции в лице главного носителя ее «технических ценностей» — школы — на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения, а следо- вательно народа в целом. внедрение в образ жизни детей безотрывного письма шариковой ручкой осуществлено без серьезных медико-физиологических необходи- мых исследований по анализу его последствий на здоровье детей.


Самым очевидным последствием такого шага стало резкое ухудшение почерка у детей.

Письмо шариковой ручкой, которое предполагает постоянное мышечное напряже- ние, а не чередование напряжений и расслаблений, наносит вред физическому здоровью младших школьников. И не только физическому. (По словам школьных учителей с многолетним стажем, после того, как были упразднены занятия каллиграфией, изменились… психические особенности школьников — чаще стали встречаться невнимательные, неуравновешенные дети с неустойчивой психикой).

Главный орган — голова!
Многие считают, что отвратительный почерк — всего лишь следствие невниматель- ности, несобранности и лени ребенка. Но это не так. Самый главный орган, отвечаю- щий за письмо — не рука, а… голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не просто взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевес- ти информацию, содержащуюся в мозгу, в некую систему знаков. Поэтому
проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о наруше- ниях работы мозга.

Свежие документы:  Технические культуры, 6 класс

Левое полушарие — абстрактно-логическое (именно оно отвечает за обучение чтению и письму), правое — образное. Левое — логика, правое — интуиция. Левое командует правой половиной тела, и наоборот. При этом левое полушарие обычно доминирует, потому-то у большинства людей ведущая рука — правая. И некоторые особенности межполушарных взаимодействий могут сказываться на обучении письму.

Влияние на психическое и физическое развитие и здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой и импульсно-нажимного – перьевой в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, своеобр- азный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов).

При письме же шариковой ручкой, т. е. при безотрывном письме, усилию прида- ется режим мышечно-тонической напряженности, угнетающий и разрушающий ритми- ческую основу в организации непроизвольной моторики.
Исследование заключалось в следующем. Одна группа учеников в течение учебного года осваивала каллиграфическое импульсно-нажимное письмо на основе перьевой ручки со стальным остроконечным пером (типа «звездочка»). Другая группа осваивала безотрывное письмо шариковой ручкой — письмо с усилием (напряжением).
Дети занимались по общей программе (2 раза в неделю по 30 минут). Всего под наб-
людением находилось 54 ребенка.
В динамике оценивались следующие показатели: состояние функций зрения, качество зрительно-ручной координации, состояние сердечно-сосудистой системы, уровень психомоторного напряжения.

Некоторые дети от напряжения настолько «замирали», что их дыхание либо приос- танавливалось, либо становилось поверхностным, прерывистым с совершенно извращенным ритмом.

В процессе письма шариковой ручкой у детей более быстро нарастали признаки утомления, а также в большей степени понижалась электрокожная проводимость. Дети, занимавшиеся с шариковой ручкой, выявили и более высокие показатели болезненности. В частности, среди таких детей часто болеющих оказалось на 37% выше.
Перьевое письмо с его ритмом пластических усилий и расслаблений способствует синтетическому развитию зрительно-ручного чувства, росту непроизвольного автоматизма в письме, ритмическое нажимно-отрывное письмо перьевой ручкой оказывало меньшее повреждающее воздействие на развитие функциональных систем организма.



Рис. 1. Синдром системного сенсорного, вегетативного, психомоторного напряжения и закрепощающего развития детей в учебном процессе.



При целенаправленном опросе некоторые дети жаловались на боли в области шеи, плеча и даже сердца!?
И закрыть на все это глаза?

Используемая литература:


1. https://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=1573&all=1 сообщество творческих учителей


2. https://www.hrono.ru/libris/bib_ped.html — работа с шариковой ручкой


3. https://www.hrono.ru/libris/lib_b/metod00.html — библиотека ХРОНОСа -нервно-психологическое утомление.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: