Классный час на тему «Это чудо природы — вода»


Бурдаева М. П.,

(п.Пангоды, ЯНАО, Россия,

МОУ СОШ №1 п.Пангоды,

marina.burdaeva@yandex.ru)



Классный час, посвященный

международному десятилетию действия «Вода для жизни» 2005-2015г.

«Это чудо природы — вода»

Цель: формировать основы экологического сознания младших школьников

Задачи:

приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды;

развивать навыки исследовательской деятельности;

воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • слайд-шоу «Неизвестное об известной воде»;

  • авторская презентация «В гостях у капельки»

  • аудиозапись со звуками природы (дождя, ручья, реки, водопада, морского прибоя)

  • ширма, декорации для представления «Как ребята живую воду искали».

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  • формируем умение этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение определять цель деятельности в группе;

  • формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение      постановки и формулирования проблемы, самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • формируем умение  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • формируем умение  осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • формируем умение устанавливать аналогии;

  • формируем умение на основе анализа объектов делать обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • формируем умение       задавать вопросы – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • формируем умение       разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Подготовительная работа:

  1. По интересам разделить учащихся на группы: исследователи — практики, исследователи — теоретики, участники творческого проекта.

  2. Определить цель для каждой группы, составить план работы, выбрать ответственных.

  3. Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, памятку-призыв, о бережном отношении к воде для проведения экологической акции.

«Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете»

Антуан де Сент-Экзюпери

Учитель: Мы начинаем классный час. Необычен он тем, что на нем подведем итог нашей работы, над которой трудились целый месяц. Всем известно, что идет международное десятилетие действия «Вода для жизни» (2005-2015г.) Мы решили внести свой вклад в сбережение водных ресурсов. Ребята разделились на три команды. Каждая команда составила план работы. В зависимости от темы, ребята изучали литературу, собирали информацию в интернете. Совершили экскурсию на водозабор, наблюдали, беседовали со специалистами. Проводили различные опросы, опыты, эксперименты, мини-исследования. Затем анализировали работу, спорили, формулировали выводы. Ребята готовы представить результаты своей работы, которые послужат основой для выпуска буклета «Это чудо природы — вода». Сегодня мы не соперники, сегодня мы должны выбрать самое интересное, полезное, а главное необходимое для того, чтобы ребята нашей школы задумались над проблемой сохранения воды. Представляю команды: «Неизвестное об известном», «В гостях у капельки», «Сохраним воду чистой!».

«Неизвестное об известном» — подготовили презентацию «Вода во всех ее проявлениях». «В гостях у капельки» — представят результаты мини-исследования. «Сохраним воду чистой!» — покажут экологическую сказку «Как ребята живую воду искали».


1.Вода – самое простое и распространенное вещество на планете. Вода – самое удивительное вещество на планете оно единственное, которое может существовать в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном). Мы предлагаем вам вспомнить разнообразные формы существования воды в природе, и разгадать кроссворд, который мы назвали «Неизвестное об известном». Помогут нам загадки. Приложение 1.

Учитель: Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, слушаем информацию «Цифры и факты».


2.Вода – настоящее чудо, которым наградила нас природа. Около 70% поверхности нашей планеты покрыто водой, но почти вся имеющаяся на нашей планете вода, не пригодна для питья. Мы можем пить только 3% воды от общего ее количества. Но следует отметить тот факт, что большая часть этих 3% недоступна, так как содержится в ледниках.

Мало кто задумывается над тем, что вода – действительно самое большое богатство на свете. И не только потому, что на планете так мало пригодной для питья воды, а потому, что без нее, живительной влаги,  человек умирает гораздо быстрее, чем без пищи. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды – пять-семь суток.

На нашей планете вода это основа жизни. Все живые существа и растения состоят из воды: животные – на 75%, рыбы – на 75%, (медузы – на 99%);

Растения: картофель – на 76%, яблоки – на 85%, помидоры – на 90%, огурцы – на 95%, арбузы – на 96%.

Наш организм этому факту не исключение: 86% воды содержится в теле у новорожденного и от 60 до 70% у взрослых людей.

Если содержание воды в организме понизится всего на 2%, мы почувствуем сильную усталость. Если организм потеряет 3% воды, сердце начнет биться чаще, понизится давление, пострадают сердце, печень, почки. Потеря 6-8% воды приведет к судорогам и потере сознания. При потере 20% воды наступает смерть. Поглощая воду, человек обретает возможность жить –  за всю свою жизнь он выпивает около… 35 тонн воды.

3.Подросток должен выпивать 1,5 — 2 литра воды в день. И эти два литра он должен выпить не за один прием, а в течение всего дня! Для утоления жажды хороши зеленый чай, чай с ромашкой и мятой. Кофе и газированные напитки жажду не утоляют и водой организм не насыщают. Напротив, они оказывают совершенно противоположное действие – выводят воду из организма. Также нельзя употреблять слишком много воды – от этого увеличивается нагрузка на сердце и почки.

4.Вода – самое простое и распространенное вещество на планете. Но вместе с тем, вода таит в себе великое множество секретов. По сей день, исследуя свойства воды, ученые, находят новые интересные факты про ее свойства. Мы подготовили для вас подборку самых интересных фактов про воду.

Согласно данных ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по

 вопросам образования, науки и культуры), самая чистая вода находится в Финляндии. Так же, согласно данным ЮНЕСКО, к сожалению, 1 млрд людей на нашей планете не имеет доступа к безопасной воде.

Горячая вода превращается в лед быстрее холодной. На сегодняшний день однозначного ответа на вопрос, почему горячая вода замерзает быстрее холодной, нет.

В мантии Земли количество воды в 10 раз больше, чем в Мировом океане.

Большинство из нас знает, что у воды есть 3 состояния: жидкое, твердое и газообразное. Но ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.

Физминутка

Учитель: Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки живой природы».

— Какие картины природы вам подсказывало воображение? (Шум леса, раскаты грома, крик совы)


Учитель: Итак, сегодня вы узнали, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомились с новыми её свойствами. Хотите научиться экономить воду? Группа юных исследователей нашего класса представляет вам мини-исследование.

Презентация «Экономим воду в школе»

1.Люди начинают ценить воду тогда, когда пересыхают колодца. Так говорили мудрецы. Чтобы нас не настигла такая беда, мы подготовили мини-исследование «Сохраним воду».

Цель исследования: найти источники, помогающие сберечь воду.

В течение недели мы вместе с учителем провели рейд «Сохраним воду». Проверяли, как расходуется вода, нет ли утечки воды в помещениях школы. Неисправных кранов не обнаружено. Но утечки воды к сожалению, бывают. Это происходит по вине учащихся. Дети не до конца закрывают за собой кран, а однажды (15 января) кто-то вообще забыл закрыть кран. Известно, что за 1 мин из крана вытекает около 10 л воды. Мы подсчитали, если кран был открыт в течение всего урока — 40 мин., то в канализацию утекло, не принеся никой пользы — 400 литров воды!

2.Следующей задачей для нас стало определение «экономного» расходования воды. Мы заметили, что ребята сильно открывают кран, и вода с большим напором выливается, обливает самих ребят и забрызгивает пол. Нужно открывать кран так, чтобы вода спокойно струилась. Так будет аккуратнее и экономнее.

1.У питьевых фонтанчиков мы тоже столкнулись с бесхозяйственностью. Ребята нередко затевают игры, толкаются, а иногда обливают друг друга. Разбрызгивают воду.

2. В столовой ребята несут стаканы, поставив их в жирную тарелку или в кашу. Всем известно, чтобы отмыть жирный стакан нужно больше воды. Поэтому, тарелку нужно нести в одной руке, а стакан в другой.


Учитель: А как мы сможем сэкономить воду дома? Сберечь воду- это не только экологическая проблема, так мы сможем сохранить и семейный бюджет. Эту проблему изучали девочки. Презентация «Экономим воду дома»

1. Я провела эксперимент. Сначала почистила зубы при открытом кране. Вытекло 9 л воды. Затем воду для полоскания я набирала в стакан. Израсходовала 1 литр! Чистим зубы 2 раза в сутки. В нашей семье 4 человека. 8х2х4=64л Значительная экономия.

Мы с мамой сняли показания счетчика воды перед тем, как вымыть посуду после обеда. Сколько воды уходит на мытье посуды? Около 90 литров! Поэтому рекомендация – лучше мыть посуду в закрытой раковине, а полоскать под проточной водой.

Нужно избавиться от привычки стирать под краном мелкие вещи, например носки или даже носовой платок. Набрав воду в таз, вы израсходуете 8-10 литров. А из-под крана всего за 5 минут вытечет 50л воды.

Знаете ли вы, что после 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?

2.Еще несколько советов:

Во время стирки машинку надо загружать по норме. Известно, что для стирки одной только кофточки потребуется столько же воды, сколько для 3 кг белья.

Нужно избавиться от вредных привычек, размораживать продукты под водой, также как и остужать напитки под краном холодной воды.

По итогам исследования мы выпустили обращение к ребятам нашей школы о бережном отношении к водным ресурсам и дали рекомендации, как сэкономить воду.

Физминутка

Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай звуки воды». Закройте глаза. Слушайте звуки и попытайтесь отгадать, кто или что издает эти звуки.

-Какие звуки вы узнали? (Звуки дождя, ручья, реки, водопада, морского прибоя)

Учитель: Следующая команда расскажет ещё об одной проблеме сбережения воды. Слово команде «Сохраним воду чистой!» — театрализованное представление по мотивам сказки Ивановой Е., Иванова А. «Как ребята живую воду искали»

Ваня: Сколько дел, проблем, столько всего навалилось: по математике задали 5 номеров, по окружающему миру 3 параграфа учить, а по литературе вообще сочинение надо писать, да ещё мама целый список дел оставила, и за сестренкой смотреть надо…

Аня: Ваня, сделай доброе дело, поиграй со мной!

Ваня: Как всё успеть? Найти бы цветик-самоцветик, как в сказке! Загадал бы я чтобы все-все успевать. Вот тогда б мы с тобой и добрые дела бы сделали….. (Звучит тема Волшебницы) Появляется Волшебница.

Волшебница: Здравствуй, Ваня, услышала я твое желание. Оно может исполниться, если ты поможешь самому большому богатству на свете. (Волшебница исчезает, на столе появляется пакет.)

Ваня: Инструкция по выращиванию  (Разочарованно) Так цветок ещё и вырастить надо! Ну, да ладно, делать нечего, попробую. (Читает) Взять горшок, насыпать землю, положить семена, полить живой водой. Через 5 минут цветок вырастет и исполнит ваши самые заветные желания.

Аня:  Здорово! Только не понятно, кому помочь надо? Или чему?

Ваня: Где взять живую воду? А-а-а, из крана подойдёт (Поливает, ждёт) Да-а, цветок-то не растёт!

Аня:  Всё понятно! Ты полил волшебный цветок водой из-под крана.

Ваня: А где взять живую воду?

Аня: Живая вода сейчас только в сказках осталась, да и то, её найти надо! (Звучит тема Волшебницы) Появляется Водяной.

Ваня: Ты кто?

Водяной: (Поёт под музыку из сказки)

Я – Водяной, я – водяной! 
Никто не водится со мной 
Кругом всё банки, склянки, 
Бумажки, в общем, мусор, 
Фу, какая гадость, Ээ-эх, 
Жизнь моя жестянка, а ну её в болото, 
Живу я как поганка, 
А мне летать, а мне летать, 
А мне летать охота!

Аня: Ба-а, да ты настоящий Водяной! Ты-то нам и нужен, есть ли у тебя живая вода?

Водяной: Нет у меня живой воды. Поздно вы пришли, посмотрите, вся вода мёртвой стала! Ходят люди сюда отдыхать на берег, жгут костры, бросают в воду всякий мусор. Стал мой водоём грязным и непригодным для жизни. Ищи живую воду в другом месте.

Ваня: Найдем мы живую воду, вернемся, и твоё болото оживёт, а сейчас надо спешить.(Звучит тема Волшебницы)

Черепаха Тортила: (поёт под музыку из фильма)

Затянулось бурой тиной, 
Гладь старинного пруда, 
Ах, была как Буратино, 
Я когда-то молода 
Был наш пруд на диво чистым 
И кувшинки в нём росли, 
Рыбки плавали, играли 
И вокруг цветы цвели! 
Пролетели годы быстро, 
Наступил уж новый век 
И открытий много сделал, 
Современный человек. 
Поливают люди ядом, 
Все что на полях растёт, 
И с дождями эта гадость 
В пруд мой маленький течёт!

Аня: Здравствуй, черепаха! Пришли мы к тебе за живой водой, но послушали песню и поняли, не найти её здесь. Не знаешь ли ты, где её искать?

Черепаха: В пруду моем скоро совсем воды не останется, засохнет он. Поищите чистую воду в реках, может они ещё не загрязнены.

Ваня: Я обязательно найду живую воду, и тогда твой пруд оживёт! Куда же нам отправиться? Попасть бы к щуке в сказку «По щучьему велению».

(Звучит тема Волшебницы) Щука лежит на берегу, еле дышит.

Щука: Не купайся, не пей воды, погибнешь!

Ваня: Что с тобой случилось? 

Щука: Сама не знаю. Раньше я могла выполнять разные желания людей. Только скажи «По щучьему велению», а теперь не знаю, доживу ли до завтра. Появился монстр на берегу моей реки. Коптит небо своими трубами, сливает свои отходы в воду. Всё живое погубил.

Аня: Нам вода живая нужна.

Щука: Не найдёте вы её здесь, иди к моей сестре, рыбке золотой, она царица морей и океанов. Может она поможет!

Ваня: Здравствуй, золотая рыбка! Ты последняя моя надежда! Мне нужна живая вода, а за это я отпущу тебя обратно в море!

Золотая рыбка: Не пускай ты меня назад, в это море. ЗЛО поселилось здесь большое!  Тонким маслянистым слоем разлилось оно по поверхности воды, покрыло большие пространства. Гибнет здесь всё живое. Лучше буду я жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою. Что-то плохо мне становится, задыхаюсь я!

Ваня: Не бойся, рыбка, не дам я тебя в обиду, не дам погубить всё живое!

Аня: Ну вот, нет нигде не только живой воды, даже чистой нет. (Плачет) Везде поселилось зло! Не вырастит больше цветик-семицветик! Не сможем мы сделать добрые дела…

В записи звучат слова Зла:

Посмотрите на меня, я ведь Зло в природе 
Я и в речке, и в пруду, и на море тоже. 
Засоряет водоёмы человек беспечно… 
Погибает всё живое, ведь ничто не вечно. 
Расплывайтесь пятна нефти 
По морским просторам 
Задыхайтесь все вокруг, 
Гибни всё живое!

Ваня: Все твердят про ЗЛО. А я догадался! Это зло мы сами сотворили! Сами сотворили – сами и исправим! Вот кто просил о помощи – вода! Ведь это и есть самое большое богатство на свете. Ребята, давайте все вместе бороться со Злом, не будем засорять водоемы, мыть машины на берегах рек, сбрасывать мусор в озера. Вода в водоёмах станет чистой и живой…

Аня: И тогда вырастит цветик-семицветик, волшебный цветок, и все наши желания исполнятся, ведь каждый сделает доброе дело!

Учитель: Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом к действию!

Природу не уродуй,
Природу не обидь!
Родился человеком —
Так надо им и быть!

Благодарю всех участников классного часа. Большое спасибо родителям за помощь и поддержку юных исследователей и начинающих актеров.


Литература и информационные источники


Приложение 1. Задание к кроссворду. Загадки.

1

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко, 
Села и растаяла 
На моей ладошке.

руке? (Снежинка)

9

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)

17

К маме-речке я бегу
И молчать я не могу.
Я её сынок родной,
И родился я весной. (Ручей)

2

Без досок, без топоров

Через речку мост готов

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед)

10

Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет. (Сосулька)

18

Обломились горы льда с материка,

Понесла их океанская река,

Изо льда плывет высотный белый дом,

Над водою только крыша и балкон.

(Айсберг)

3

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)


11

Без досок,
без топоров,
Через речку мост готов.

(Лед)

19

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.
(Болото)

4

Вырос лес, белый весь, 
Пешком в него не войти,
 
На коне не въехать.

(Узор морозный на окне)

12

Умолкает все вокруг,

Мочит поле, лес и луг!

Облаков и туч он вождь,

Отгадали? Это -…!

(Дождь)

20

Это водные пустыни,

Волны как барханы.

Здесь, среди бездонной сини –

Штормы, ураганы. (Океан)

5

Море, озеро и пруд

Словом как одним зовут?

(Водоем)


13

Ветерок-пастушок

Затрубил в свой рожок

Собрались овечки на небесной речке.

(Облако)


21

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. 
(Родник)

6

На всех садится,
Никого не боится.

(Снег)

14

Мелкий дождик в день туманный
Называют измороСь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измороЗь.

(Изморозь)

22

Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна
И горька и солона.

(Море)

7

Заря-зареница
По миру ходила,
Слезу уронила. 
Месяц видел,
Солнце скрыло. (Роса)

15

Посреди поля лежит зеркало, 
Стекло голубое, оправа зеленая. 

(Озеро)



8

Как по небу, с севера, 
Плыла лебедь серая, 
Плыла лебедь сытая, 
Вниз кидала-сыпала 
На поля-озёрушки 
Белый снег как пёрышки. 
(Туча)

16

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.

(Водопад)





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Отдел Папоротниковидные"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: