ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Смена дня и ночи
ФИО Иванова Ирина Викторовна |
| |
| Место работы МБОУ «СОШ №5» г.Кемерово |
|
| Должность Учитель начальных классов |
|
| Предмет Окружающий мир |
|
| Класс 2 |
|
| Тема Смена дня и ночи №1 |
|
| Базовый учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиян. |
|
Цель урока: объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси и помочь разобраться с последовательностью событий в течении суток.
Задачи:
— обучающие:
познакомить с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи;
актуализировать знания о явлениях природы;
-развивающие
способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации);
развивать умение анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;
-воспитательные
содействовать познанию мира;
формировать навыки самоанализа;
учить работать в микрогруппах , создавая ситуацию успеха.
Тип урока Урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Вре мя (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организацион-ный этап. |
| Учитель здоровается с детьми.
| Дети занимают свои места,здо-роваются с учителем и садятся.
| 1мин
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. |
| – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке -Посмотрите на эти таблички и расставьте темы прошлых уроков в той последовательности, в которой мы с ними знакомились.(темы записаны на табличках) Земля в космосе. Природный календарь. Из чего состоят предметы? Всемирное тяготение. Земля имеет форму шара. Учитель вызывает детей к доске. Таблички переворачиваются учителем, на их оборотной стороне написана фраза: «День и ночь – сутки прочь». – Как вы понимаете эту пословицу? – Как вы думаете, можно ли связать эту фразу с уроком окружающего мира? – Мы вернёмся в конце урока к этой фразе и попробуем ещё раз ответить на мой вопрос. | Дети выпол- няют устно. задание. Дети выставляют таблички с темами по порядку. Дети читают фразу. Дети отвечают. Дети отвечают.
| 3мин
| |
| 3.Актуализация знаний. |
|
– Раньше люди думали, что Солнце движется вокруг Земли. Поэтому днём светло, а ночью, когда оно уходит за горизонт, становится темно. – Расскажите, что же вокруг чего вращается. (Луна вращается вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца, как и другие планеты Солнечной системы.) – Какое ещё вращение совершает Земля? Посмотрите на глобус и вспомните. (Она вращается вокруг своей оси.) Работа в группах. – Мы с вами наблюдали за Солнцем, Луной и звёздами. Что вы отметили для себя? Группам раздаются одинаковые карточки. – Соедини стрелкой наблюдения жителей Земли и объяснения этих наблюдений с помощью правил и законов природы
– Какие вопросы у вас возникают? (Какое движение Земли вызывает возникновение дня и ночи на Земле?) – Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Почему на Земле происходит смена дня и ночи?) Учитель записывает план на доске План
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Дети отвечают. Дети отвечают. Дети отвечают. Дети выполняют задание. Дети отвечают.
| 5 мин
|
4
| Первичное усвоение новых знаний.
| Видеофрагмент «Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи» №1.
| – Чтобы ответить на вопросы, давайте посмотрим на экран. (демонстрация ЭОР) Какое движение Земли там показано? (Вокруг своей оси ) – Мы знаем, что днём Солнце освещает поверхность Земли, а ночью нет. Что вы отметили для себя во время наблюдения?
| Дети смотрят фрагмент и слушают текст.
| 5 мин
|
5
| Физминутка.
|
| Сейчас мы с вами отдохнем. Игра «День и ночь» Учитель говорит-«ДЕНЬ» Учитель говорит «НОЧЬ» Так повторяют 3-5 раз.
| Дети прыгают на одной ноге и другой по очереди и поднимают опускают руки. Дети тихо садятся, закрывают глаза и опускают голову на парту.
| 3 мин
|
6
| Первичная проверка понимания. | Презентация №2 Показ 4 и 5 кадра | –Давайте вспомним, долго ли по времени длятся день и ночь? Показ презентации 4 и 5 кадр.
– К какому выводу мы приходим? Почему происходит смена дня и ночи? – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?
| Дети отвечают. Дети смотрят и слушают. Дети отвечают. Дети отвечают.
| 7 мин |
7 | Первичное закрепление. |
| 1. Работа в учебнике. – Ваша наблюдательность поможет рассказать о том, что бывает днём и ночью. –Откройте учебники на с. 50. Что ещё можно добавить к вашим рассказам? Какой вывод можно сделать? Прочитайте.
2. Работа в Рабочей тетради. – Выберите задания в Рабочей тетради по желанию (вариант 1 – задание 1; варианта 2 – задания 3 и 4) и выполните их. – Проверьте свой вывод на с. 53. – Вернёмся к нашим заданиям, которые вызвали у нас затруднение в начале.
| Рассказы детей. Дети отвечают Дети работают в Рабочей тетради к учебнику Окружающий мир. А.А.Вахру-шева.
| 15 мин
|
8 | Итог урока. |
| – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты?
| Ответы детей | 2мин. |
9 | Информация о домашнем задании. |
| Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вы прочитаете по учебнику материал стр.50-53 | Дети записыва-ют задание в дневники. | 2мин |
10 | Рефлексия |
| У вас на столах лежат 3 солнышка: радостное, серьезное и грустное. Выберите то, которое соответствует вашему настроению. Покажите мне. У меня настроение отличное. Огромное спасибо вам за урок. Урок окончен. | Дети показывают солнышки. | 2мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Смена дня и ночи.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи
| Информацион- ный | видеофрагмент |
|
Презентация к уроку №13 окружающего мира 2 класс. | Информацион ный | Презентация 4 и 5 кадр | http ://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/file.php?file=12865 |
Карточки к уроку.
Группам раздаются карточки.
– Соедини стрелкой наблюдения жителей Земли и объяснения этих наблюдений с помощью правил и законов природы.
Наблюдения Объяснения
За лесом виднеются Земля вращается
крошечные домики. вокруг своей оси.
Наблюдения Объяснения
За горизонтом При удалении предметы
показалась сначала мачта, кажутся меньше.
а потом уже появился
полностью корабль.
Наблюдения Объяснения
На востоке появилось Земля имеет
Солнце, и наступило утро. форму шара.