Конспект урока для 1 класса «Как муравьишка домой спешил»


Государственное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение

Детский сад № 104 компенсирующего вида

Московского района Санкт – Петербурга







Конспект урока для 1 класса

«Как муравьишка домой спешил»









Подготовила воспитатель

Светлова Светлана Владимировна











Санкт – Петербург, 2012г

Задачи:

Образовательная область «Познание»

1.Обобщить представления детей о многообразии насекомых

2. Уточнить знания детей о пользе насекомых

3. упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величина, окраска, части тела)

Образовательная область « Коммуникация»

  1. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы

  2. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок

Образовательная область «Социализация»

  1. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации

  2. Воспитывать сопереживание, желание помочь

Образовательная область «Безопасность»

  1. Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу

  2. Не разрушать условия жизни лесных обитателей



Д/И « Разрезные картинки»

Цель игры: развивать умение составлять целое из частей, внимание, мышление, мелкую моторику рук, речь.

Д/И «Кого не стало»

Цель игры: Развивать память, внимание, грамматический строй речи.

Д/И « С какого дерева листок»

Цель игры: Формировать грамматический строй речи, закрепить знания о деревьях и их названии, развивать внимание

Оборудование к занятию: игрушка – муравей, картинки с изображением насекомых( стрекоза, бабочка, кузнечик, шмель, муравей), для Д/И «Кого не стало», разрезные картинки с изображением насекомых, для Д/И «Разрезные картинки», отдельные части тела насекомых. Игрушки – паук в паутине, жук. Картинка с изображением лягушки. Природный материал: палочки, веточки, листья с деревьев (листья можно вырезать из бумаги), макеты или изображения деревьев (осина, береза, клен, дуб) для Д/И « С какого дерева листок?» Аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Бианки « Путешествие Муравьишки».

Ход занятия:

Рассказ воспитателя: Когда я была такой же, как Вы, мы с папой гуляли в лесу и увидели странное зрелище. Около трех берез, был муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел вот так (показ). Оказалось, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями ( разных блошек, песчинки) и опрыскивают тело птицы пахучей кислотой. Это называется « муравьиная ванна». И очень мне понравился один муравьишка, который сидел на листке березы. Но вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку с листа березы и куда-то унес. Я расстроилась. Хотите посмотреть какой он был? А был он вот такой (воспитатель показывает игрушку муравья в коробочке). Ребята давайте поможем муравьишке, не оставлять же его в беде. Попробуем вернуть его в дом у трех берез и заодно вместе с ним попутешествуем.

Муравьишка говорит, что дорога к его дому ведет через речку, через лужайку.

Давайте отправляться в путь.

По дорожке мы идем,

Муравья с собой несем,

Муравьишка заблудился,

Мы домой его вернем.

А вот и речка. Ребята, а муравей умеет плавать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Муравей не умеет плавать. Как же нам переправит его на другой берег?

Дети: Перенести на руках, сделать лодочку из листьев, попросить рыбку, можно птичку, она перелетит.

Воспитатель: Давайте мы поплывем, а муравья будем держать в руках.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Вместе раз – это брасс.

Одной другой – это кроль.

Вышли на берег крутой.

Отведем муравьишку домой.

И оказались мы с Вами на лужайке. А кто живет здесь, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки с отгадками)

1. Шевелились у цветка 2. Имя взял у кузнеца,

Все четыре лепестка Цвет у огурца,

Я сорвать его хотел, Крылья у мошки,

Он вспорхнул и улетел. Ножки у блошки.

(Бабочка) (Кузнечик)

  1. Что за девчонка: 4. Разбойник садовый

В поясе тонка, Поясок медовый

Огромные очи (Шмель)

Летит, стрекочет.

( Стрекоза)



5 Чернокожий карапуз, 6. Скачет зверушка –

Не по росту тянет груз. Не рот, а ловушка

(Муравей) Попадут в ловушку

И комар и мушка.

(Лягушка)

Кто лишний в этих загадках?

Дети: Лягушка

Воспитатель: Почему?

Дети: Лягушка не насекомое. Лягушка животное.

Воспитатель обращает внимание на выставленные картинки.

А сейчас вы сами попробуете собрать насекомых.

Проводится дидактическая игра « Разрезные картинки».

(каждый ребенок собирает картинки насекомых из отдельных частей по образцу, затем говорят — кто у них получился).

Дети: (бабочка, муравей, стрекоза, божья коровка, жук, кузнечик)

Пока дети собирают картинки, воспитатель прячет муравья в паутину.

Воспитатель: Молодцы ребята, как быстро вы справились с заданием, всех насекомых собрали.

Ой, кажется, погода портится, тучи набегают, дождик стал накрапывать.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

То по громче, то по тише (хлопают в ладоши)

Барабанит дождь по крыше. (хлопают в ладоши)

Протянули мы ладошки (вытянуть руки вперед)

Дождик их помыл немножко. (имитация мытья рук)

Насекомые тоже спрятались от дождя.

Проводится дидактическая игра: « Кого не стало»

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку с изображением насекомого, затем спрашивает: Кого не стало? Дети открывают глаза и отвечают, кого не стало (какая картинка убрана).

И наш муравей куда-то пропал. Поищите его.

Дети ищут. (находят муравья в паучьей сети)

Воспитатель: Муравей попал в паучью сеть. Как же нам его освободить?

Дети: прогнать паука, распутать паутину, потрясти паутину и он вывалится, попросить паука отпустить муравья, дать пауку еды).

Воспитатель: Ребята паук отпустит муравьишку, если мы выполним его задание.

Проводится дидактическая игра «С какого дерева листок»

(воспитатель раскладывает по группе листья с деревьев, включает музыку. Пока звучит музыка, все дети гуляют. Когда музыка прекратится, дети берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся около него. Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какой у него лист и с какого он дерева).

Дети: кленовый листок с клена, дубовый листок с дуба, березовый с березы,, осиновый с осины).

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята. Вы быстро справились с заданием паука, и вот муравьишка свободен.

На земле ребята великое множество насекомых. Есть большие и маленькие. У них на брюшке есть поперечные полоски, как бы «насечки», вот отсюда и название: насекомые. У них три части тела и шесть ног. Они едят траву, зелень, меньших насекомых. Некоторые летают, кто-то ползает, кто-то прыгает. Иногда человека сравнивают с насекомыми.

Про какого человека можно сказать:

Воспитатель — Трудолюбивый как….

Дети …. Пчела.

Воспитатель — Назойливый как…

Дети….. муха.

Воспитатель: Хорошо. А вот посмотрите, жучок летит. Давайте у него спросим, где дом муравья? Жук нам скажет, но только после того, как мы кое-что ему объясним.

Чем похожи:

— Бабочка и воздушный шарик? (ответы детей: они летают, они легкие, разного цвета)

— Муравей и панелевоз? (ответы детей: они груз тяжелый могут на себе тащить, медленно с грузом ползут)

— Стрекоза и вертолет? (ответы детей: когда стрекоза летит, и вертолет летит, у них пропеллер крутится, и они гудят)

— Паук и ткач? (ответы детей: паук ткет паутину, а ткач ткань делает)

Воспитатель: Да вот посмотрите мы уже и пришли. Только что это? Ребята, а муравейник — то кто-то разрушил, кто же это мог сделать? (ответы детей.)

Давайте поможем построить муравьям дом. (Дети собирают из палочек, веточек муравейник).

А чтобы больше никто не ломал и не разрушал муравейник, и не обижал муравьев и других насекомых, мы поставим охранника.

И будет он вот такой: (дети собирают из разных частей от других насекомых)

Туловище – пчелы,

Рога – жука – оленя,

Крылья – бабочки,

Ноги – кузнечика,

Глаза – стрекозы,

Жало – осы.

Воспитатель: Вот и закончилось приключение муравьишки, он вернулся домой, а помогли ему в этом вы, добрые, заботливые ребята, которые любят природу. Расскажите, как мы помогли муравью, что мы делали?; Где мы были?; Кого видели?; Что нового узнали о насекомых? (ответы детей).



Список литературы:

  1. В. Бианки « Путешествие Муравьишки»

  2. Л.Е. Белоусова «Удивительные истории» Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста

Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2002г.











Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Стихия воды"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: