Конспект урока для 2 класса «Земля. Модель земли»


Урок окружающего мира во 2 классе

( по УМК «Перспективная начальная школа)

Тема: Земля. Модель земли.

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»

Задачи урока:

  1. Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.

  2. Уточнить представления о модели Земли – глобусе.

  3. Познакомить с новыми понятиями: «воображаемая ось», «экватор», «Северное и Южное полушария», «Северный и Южный полюс».

  4. Формировать умение работать с глобусом и навыка устного составления рассказа.

  5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

  6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.


Планируемые результаты

Предметные: уметь объяснять значение терминов «экватор»,»полюса», «полушария» ,находить на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

Метапредметные:

Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая


Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, глобусы для каждой группы, ИКТ, яблоко, карточки с опорными словами (экватор, Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие, воображаемая ось), красный и синий карандаши, маленькие магниты, дерево со съёмными листочками для самооценки, спички, символы групповой работы и работы в парах.


Ход урока

I. Организационный момент

(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)

Добрый день

И добрый час,

Я рада приветствовать вас.

II. Актуализация знаний.

Окружающий нас мир

Интересно познавать.

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать .

Работа в группах. (Раздать карточки с заданиями для групп)

1 группа.

–Какими источниками информации надо пользоваться, чтоб разгадать тайны окружающего мира. Назовите их. (учебники, словари, взрослые, интернет, иллюстрации, опыт, наблюдение).

2 группа: К изображениям предметов подберите соответствующие модели . (машина, самолёт, глобус, вертолёт)

-Что же такое модель? (предмет, сделанный человеком и похожий на оригинал)

3 группа:— Найдите оси вращения

(пробка на зубочистке, клубок на спице, шарик пластилиновый на спичке, мяч)

-Что такое ось вращения? (неподвижный стержень, вокруг которого вращается предмет). А как же быть с мячом?

Опыт с мячом: учитель вращает мяч между пальцев.

— Есть ли ось? Почему так считаете? Что вы можете о ней сказать?

4 группа. В словаре найдите значение слова модель, прочитайте (учебник ,стр.125)

— Сравните с нашим выводом? Уточните определение учебника.… Мы молодцы!

II. Сообщение темы и цели урока:

— Как вы думаете с какой моделью мы будем сегодня будем знакомиться?

— Сформулируйте тему урока.( Модель Земли).

— Цель: Расширить представления о глобусе как модели Земли.

— Как вы думаете, почему модель Земли назвали глобусом? (в переводе с латинского шар)

Задача нашего урока: учиться искать ответы на вопросы, пользуясь разными источниками информации

III. Работа над новым материалом.

  1. Знакомство с глобусом.

а) Наблюдение и опыт.

-Давайте понаблюдаем за глобусом.

Покрутим его. Земля вращается. Поэтому вращается и глобус.

-Что заметили? (есть ось вращения)

-Как она расположена? (наклонена). Но у глобуса настоящая ось вращения, а у Земли?

б) Работа в тетради на печатной основе, зад. 8, стр. 6

Назовите предметы. На каждый предмет по направлению оси вращения положите спичку. ( Работа в парах)

— Назовите те предметы, у которых мы не видим ось вращения.

— Совпадает ли направление оси у Земли и глобуса? Почему?

— Синим карандашом проведите настоящую ось вращения, красным воображаемую.

-Какая ось у планеты Земля — настоящая или воображаемая? (ось, которую представляем. на доске выставляется термин «воображаемая ось»)

Южный полюс.

д) Вид Земли из космоса.

Беседа: Если Земля круглая, то почему мы этого не замечаем?

Как думаете, кто первым. увидел, что Земля имеет форму шара?

-Первым человеком, увидевшим Землю из космоса был Ю.А.Гагарин( Слайд 1)

Очутившись в космосе, я увидел планеты, звезды, ослепительно-яркий диск солнца на черном небе, и выпуклую сторону Земли, покрытую облаками. Земной шар был рядом со мной, поворачивался на глазах, как глобус” (слайд 2, 3,4)


— Наша планета очень красива. Она наш дом. ( слайды 5- 17)


Стихи читают дети: Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Вместе: Береги свою планету,
Ведь другой такой на свете нету!
Как вы можете беречь свою планету?

Физминутка

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, лёгкий ветерок,

Здравствуй, крепенький дубок.

Я живу в родном краю,

Я вас всех благодарю.

в) Работа с окраской глобуса.

— Рассмотрите окраску глобуса. Догадались, что означают цвета?

-Чего на земле больше – суши или воды?

Демонстрация соотношения суши и воды с помощью яблока.

Предположим, что яблоко – это модель Земли. Я отделяю 1/3 – это суша., остальное – вода.

Найдите в центре глобуса жирную синюю линию.

Покажите её. Это экватор, она опоясывает глобус. Экватор – это линия,

Кривая, ярко – синяя.

Делит глобус пополам –

Чтобы нам не спутать вдруг,

где там Север, а где Юг.

На сколько частей она разделяет глобус?

На две — Северное и Южное полушария (Слайд 18, выставляются карточки Северное полушарие и Южное полушарие, экватор) .

Если посмотреть на глобус сверху, то увидим самую верхнюю точку глобуса – Северный полюс. В противоположной стороне – Южный.

Через Северный и Южный полюс проходит ось вращения Земли. ( На доске выставляются термины «Северный полюс, Южный полюс)

г) Работа в группах .

-Найдите и покажите экватор, Северное полушарие, Южное полушарие, Северный полюс, Южный полюс.

е) Первые глобусы. Работа с хрестоматией, стр. 10-11.

— Мы с вами пользуемся моделью школьного глобуса. А как вы думаете, есть ли другие модели?

Работа со статьёй из хрестоматии «Можно ли побывать внутри глобуса?

-Название глобусов подчеркните простым карандашом.

Что означает слово глобус?

Кому нужны глобусы мореходы?

Как выглядели глобусы придворные?

Чем вас поразил глобус, который находится в Кунсткамере в Санкт – Петербурге?

Работа в группах.

— На стр. 10 – 11 для каждого названия найдите свой глобус. (Слайд 20)


IV. Итог урока: Игра «ДА –НЕТ».

-Я читаю вопросы и ответы на них, если ответ верный, то вы хлопаете в ладоши, нет – молчите (вопросы по теме урока)

V.Самооценка: «Одень дерево».


— Если вам на уроке было трудно и скучно, прикрепите красный листочек;


— если вы испытывали затруднения – желтый;


— если всё было легко – зелёный.


VI. Домашнее задание: Какой люди представляли нашу планету в древности?

(хрестоматия, с. 7 -9)

Показ слайдов 4,5,6,7 — слайд первого глобуса_

Отгадайте загадки:


Ты держишь целый мир в руках

Моря и океаны

Тайгу, вершины гор в снегах

Все города и страны


Ты держишь мир в руках как мяч

Но только он учебный

А вот теперь скажи, трюкач

Что за предмет волшебный?

(глобус)


Вокруг неё Земля вращается,

А утро с ночью не встречается (ось)



  1. Как называется ближайшая к Земле звезда?

  2. Какую форму имеет планета Земля?

  3. Как называется модель Земли?

  4. Что нарисовано на поверхности глобуса?

  5. Чего на Земле больше: суши или воды?


III. Изучение нового материала


Отгадайте загадку: (слайд 3)

На нем уместилась вся наша Земля:

Моря, океаны, леса и поля.

И Северный полюс там тоже найдешь,

А если захочешь — в руках унесешь

( Слайд 4 ) глобус


4.2. Игра «да- нет» (Цель: Закрепить знания о модели Земли.)


— Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.


1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (да)

2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (да)

3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (нет)

4. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (да)


5. Итог урока (слайд 15 )

5. 1. Игра «10 секунд» (Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.

5.2. Домашнее задание (слайд 16)

Стр. 11 вопросы.



Используемая литература:

  1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Учебник : В 2 ч. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.- Ч.1 : 128 с : цв. ил.


  1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Хрестоматия. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 160 с : ил.


  1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 3-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.- Ч.1 : 48с. :. ил.


  1. Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие [Текст]: 3 кл. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 185 с.


Ход урока







У: В каком полушарии мы живем?


Д: В северном







Вокруг неё Земля вращается,


А утро с ночью не встречается (ось)


На Земле живут две точки,


Обе в беленьких платочках (полюса)



1. Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)


2. Самая большая параллель Земли…(экватор)

5. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Буквы О и Ё. Два способа обозначения звука [О] в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: