Лакиза Наталья Владимировна
Окружающий мир. 4 класс.
Тема: «Каменное царство»
Цель: формирование и расширение представлений о горных породах и полезных ископаемых и об их использовании.
Задачи:
познакомить учащихся с группами горных пород по происхождению, с их свойствами и применением;
создать условия для развития навыков исследовательской деятельности;
способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.
Оборудование:
Презентация
Физическая карта
Набор для исследования
Учебник
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся
Ребята, я загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.(Слайды 1,2,3,4)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит).
Одну её не едят,
А без неё мало что едят.(Соль)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
— Что объединяет эти объекты? (Полезные ископаемые)
— А что такое полезные ископаемые? (Горные породы и минералы). Догадались, о чем мы с вами будем говорить? И тема нашего урока «Каменное царство».( Слайд5)
— А что вы знаете о глине, граните, соли, каменном угле?
— Что вам хочется узнать про эти полезные ископаемые?
-Люди, каких профессий занимаются научными исследованиями?
(учёные)
— А в чем заключается их работа?
Вот сейчас и вы будете учеными. В своих лабораториях вы проведете исследования и сделаете открытия.
С чего вы начнете свои исследования?(Рассмотреть, прочитать, проделать какие то опыты)
Вывод: Итак, чем же вы сейчас займетесь?
3. Изучение нового материала
Исследовательская работа.
Цель: определить состояние и свойства гранита, соли, каменного угля и глины.
— На столах лежат листочки с инструкцией по изучению свойств материалов неживой природы. Сейчас в своих лабораторий вашим группам предстоит определить свойства гранита, соли, каменного угля, глины; сделать вывод об их происхождении (образовании).
Но сначала вспомним правила работы в группах.(Ответы детей)
Работа в группах:
1 группа – соль
2 группа – глина
3 группа – каменный уголь
4 группа – гранит(слайд 4)
-Дети, используя карточку инструкцию, выполняют исследовательскую работу.
Гранит | Соль | Каменный уголь | Глина | |
Твёрдое, жидкое или газообразное | твёрдое | твёрдое | твёрдое | твёрдое |
Однородное вещество или смесь веществ | смесь веществ | однородное | смесь веществ | однородное |
Цвет
| Красный Серый | белый | черный | серый |
Раскалывается с трудом или легко (прочность) | прочное | непрочное | непрочное | непрочное |
Растворимое или нерастворимое | нерастворимое | растворимое | нерастворимое | нерастворимое |
Защита своих исследований
Слайд 5
— А теперь сравним полученные результаты. По каким общим признакам можно классифицировать эти горные породы на две группы?( познакомить учащихся с происхождением горных пород и минералов)
Горные породы (Слайд 6)
Гранит соль
Глина
уголь
Магматические Осадочные
Дети читают на карточках
Горные породы рождались по — разному. Одни рождались в глубине Земли и вместе с раскаленной выносились к поверхности, в земную кору. Остыв , они образовывали на глубине скопления гранита, базальта, разных руд.
Осадочные – это породы, которые появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных живых организмов. За миллионы лет они образовали огромные скопления. Осадочные породы образовались так же и в результате разрушения гор. Солнце , вода и ветер превращали их в мелкие частицы. Попав в водоемы, они постепенно оседали и в определенных условиях превращались в твердые горные породы.
—Вывод: сравнив свойства гранита, соли , глины и каменного угля, мы можем сделать вывод: горные породы образуются по-разному.
4.Физминутка
Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Что еще мы не сказали про эти полезные ископаемые? (Где применяются?)
А чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к учебнику. (Про каменный уголь, соль в энциклопедии).Стр.92 – 94. Читаем и ищем ответ на вопрос.
(Работа в группах)
Ответы детей сопровождаются слайдами.
Показать на карте месторождения
(В Волгоградской области тоже есть «солёное» озеро Эльтон, а
недалеко, в Калмыкии – озеро Баскунчак.)
5.Закрепление материала
Итак, ребята. Вы очень хорошо поработали в своих лабораториях, узнали много интересного о горных породах. И я вам сейчас предлагаю выполнить задание на карточках. Я уверенна, что вы с ним справитесь.
Карточка.(Полезные ископаемые разделить на группы по применению человеком)
Карточка № 1
Каменный уголь, известняк, малахит, торф, природный газ, каменная соль, гранит, глина, железная руда, рубин, песок, изумруд, нефть, медный колчедан, мрамор
Полезные ископаемые | |
Строительство |
|
Топливо |
|
Промышленность |
|
Ребята, а вы все объекты распределили? Почему? А хотите узнать больше про эти горные породы и минерала. Подготовьте на следующий урок сообщения . На перемене подойдете и мы распределим, кто о чем будет готовить сообщение.
Ребята, а вы знаете, что в природе существует около 4000 тысяч минералов. Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 94. (Слайды)
6. Рефлексия ( Слайд)
-Ваша работа напоминала труд учёного-исследователя с той только разницей, что вы исследовали уже открытое, а учёный исследует неизвестное.
— Сегодня на уроке мы познакомились …
— Мне было трудно …
— Я сомневался …
— Мне понравилось …
— Я доволен …