Конспект урока для 4 класса «Культура древней Руси»


Конспект открытого урока

Предмет: окружающий мир — 4 класс

Тема урока: «Культура древней Руси»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: познакомить учащихся с культурой Древней Руси.

Задачи:

— формирование представления о культуре Древней Руси: о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси, о памятниках архитектуры;

— формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о культуре ДР, как исторически-культурном наследии, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;

формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;

развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах

Оборудование: — компьютер, медиапроектор, экран, презентации учащихся ;

листы с тестами, алфавит;

учебник «Окружающий мир», 4 класс, Е.В. Саплиной, «Рабочая тетрадь» 4 класс, Е.В. Саплиной.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности на Руси; о памятниках архитектуры; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.



1. Начало образовательного мероприятия (слайд-заставка)
1.1. Инициация (начало урока).
Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Тихо садитесь.


1.2. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.

(На столах у детей лежат полоски бумаги с именами древнерусских князей и событиями, связанными с ними)

Перед вами лежат полоски бумаги с именами древнерусских князей и событиями, связанными с ними, соедините начало и окончание предложений:





Князь Олег

Крестил Русь

Князь Игорь

Прибил щит на врата Царьграда

Князь Святослав

Собирал дань с древлян

Князь Владимир

Погиб в бою с печенегами



(взаимопроверка)

— Объясните свой выбор.

Ответы учащихся

1- Царьград – столица греческого государства. Олег прибил щит на врата Царьграда в знак победы. Он хитростью привел большой флот к стенам города. Поставил корабли на колеса и с помощью попутного ветра, так скажем, доехали до него.

2- Князь Игорь после смерти своего брата Олега собирал дань с древлян.

(Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен. Древляне – одно из больших славянских племен, населявшие правый берег Днепра.

Свежие документы:  Урок краеведения в 3 классе "Не красна изба углами, а красна пирогами"

3- Святослав погиб в бою с печенегами. Печенеги – племена, жившие в заволжских степях.

4-При правление Князя Владимира Русь приняла новую веру – Христианства, до этого разные племена молились разным языческим богам. Христианство – мировая вера в Иисуса Христа.

1.3. Дополнительный материал учащегося о «Вещем Олеге»

Выступление Зубкова Ильи о «Вещем Олеге» — (почему и как умер великий князь, презентация)

1.4.Выставка рисунков языческих персонажей

— Некоторые Языческие обычаи сохранились и объединились с христианскими праздниками, и вы оформили выставку некоторых персонажей, что это за персонажи и кем они являлись (Как считали Древние славяне — это Покровители дома «Домовой», леса «Леший», воды «Водяной»)

2. Вхождение в тему

  • Итак, ребята, мы с вами поговорили о первых великих князьях, о создании древне — русского государства, о крещении Руси, вспомнили о Языческих персонажах.

  • Принятие Христианства способствовало развитию и расцвету материальной культуры.

3. Сообщение темы урока

Тема урока: «Культура древней Руси» (слайд-заставка)

3.1. Постановка проблемы.

Что вы понимаете под словом «культура»?

предположения детей

— Кто же даст полное определение слова Культура?

ответы учащихся

— «Культура» — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

— Из истории мировой культуры. «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим».

— Можно сказать другими словами, что Культура — это все достижения человечества, всё то, полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой.

А что такое «Культурное наследие?»

Слушаем предположения

— Кто же даст полное определение слов «Культурное наследие?

— Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

4. Работа с новым материалом

— Несколько уроков назад в классе было предложено провести исследование на темы «Славянская письменность» и «Памятники архитектуры», вы разделились на 2 группы. Пожалуйста, представителя от каждой группы для представления своей совместной работы.

4.1. Защита исследовательской работы по теме «Славянская письменность»

Шиманчук Мария представляет коллективную работу 1 группы на тему «Славянская письменность»

Презентация на тему: «Славянская письменность»

4.2. Работа с учебником

— Давайте прочитаем, что написано в учебнике об основателях славянской азбуки на стр. 22.

— Послушав и посмотрев презентацию Маши, прочитав в учебнике о создателях славянской письменности, ответьте на вопрос. Кто же является основателем славянской письменности? В каком веке они составили азбуку?

(В 9 веке)

Физминутка

4.3. Защита исследовательской работы по теме «Памятники архитектуры»

Ступина Таня представляет коллективную работу 2 группы на тему «Памятники архитектуры»

Презентация на тему « Памятники архитектуры»

4.4. Работа с учебником



— Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорится о памятниках культуры на стр. 21-22?

— Послушав и посмотрев презентацию Тани, прочитав в учебнике о памятниках культуры того времени ответьте на вопрос:

— Какие памятники культуры в Древней Руси являлись большим общественным значением?

— Церкви, храмы и монастыри.

— Почему при появлении церквей, храмов стало увеличиваться число грамотных людей, да еще и со знанием иностранных языков?

— Монахи были грамотными, переписывали книги и знали несколько языков. Они передавали свои знания другим.

— Скажите, кто из вас был в храмах, церквях? Расскажите, что вы там видели?

рассказ детей

— Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр. 24, где показано, расположение алтаря, иконостаса, Царских ворот.

— Что такое мозаика, фрески, икона?

Ответы учащихся

5. Работа в рабочей тетради

— Откройте тетрадь. Задание № 14

(составление из букв слов — мозаика, фрески, икона)

6. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Что для вас было самым интересным, значимым на уроке? О чём хотелось бы ещё узнать?

— Что является нашим культурным наследием?

— Кто создал славянскую азбуку?

— Какой материал для письма использовали наши предки?

Ответы учащихся

7. Д/З

  1. Прочитать текст учебника на стр. 21-24. Проверить свои знания по вопросам к параграфу.

2. Попробовать изобразить страницу рукописной книги, используя те же приемы, что и древнерусские мастера в тетради на стр. 12. Выполнить задание в тетради № 15 на стр. 11

3. Для любознательных — сообщение на тему «Храмы разной архитектуры нашего города» и описать их историю.

8. Выставление оценок.

Молодцы! Хорошо поработали.

— Спасибо за урок!


Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ на тему «Здоровый гражданин – здоровая нация»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: