Конспект урока для 4 класса на тему «Пустыни»


Поиск информации в детской справочной литературе

Синягина Алла Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУСОШ №1

г. Североморска Мурманской области


Урок “Окружающий мир”


Тема: Урок-исследование по теме «Пустыни» (4класс)

Цель: сформировать у учащихся понятие о природной зоне России – пустыне, её растительном и животном мире.

Задачи:

  1. учить выделять характерные особенности природных объектов и их взаимосвязь.

  2. воспитывать экологическую культуру, умение работать в группах.

  3. развивать умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (справочников, энциклопедий).


Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А.,

карта природных зон России,

карточки со словами-понятиями,

карточки-планы для работы в группах,

гербарий

видеофильм «Природные зоны России» (пустыня)

энциклопедии «Хочу всё знать. Животные», «Я познаю мир. Растения», «Что такое? Кто такой?».


Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний.

— Перед тем как отправиться в путешествие по новой природной зоне, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

— Конечно же, это стихи о степи.

Ученики показывают зону степи на карте природных зон России.

— Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово, обозначающее главное богатство степи для человека.


1






2









3






4








5






6









7







8






1. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва)

2. Самая ценная часть почвы, от которой зависит её плодородие. (Перегной)

3. Главный враг почвы. (Овраг)

4. Часть почвы, впитывающая воду и её не пропускающая. (Глина)

5. Это то, чего не хватает почве степи. (Вода)

6. Это то, что нужно для дыхания корней растений. (Воздух)

7. Часть почвы, легко впитывающая и отдающая воду. (Песок)

8. Твёрдые образования в почве, затрудняющие её распашку. (Камни)

Ключевое слово – чернозём.

— На чернозёмных почвах человек выращивает самые разнообразные растения.

Ученики называют культурные растения, которые выращивают в степной зоне.


3. Введение в новую тему.


Покинув бескрайние степные просторы, сегодня мы отправимся ещё дальше на юг России, точнее, на юго-запад. Там жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по нескольку месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. (Видеосюжет)

— Природу пустыни мы будем исследовать по плану:

1. Границы зоны на карте.

2. Поверхность пустыни.

3. Климат пустыни.

4. Растения пустыни.

5. Животные пустыни.


  1. Изучение нового материала.

Работа с картой.

Определение границ зоны пустынь.

Вывод: в России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья реки Волги. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. На карте обозначена оранжевым цветом. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песчаные валы – барханы – постоянно передвигаются.

Работа с учебником.

— Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, сухо)

Учебник с. 123.

Вывод: климат пустыни суровый. Лето жаркое, длится 5 месяцев, мало осадков. Зима длится 2 – 3 месяца, температура опускается ниже 0 градусов.

— Но, несмотря на такие тяжёлые условия, пустыню нельзя назвать безжизненной, мёртвой. Животные и растения приспособились и к такому климату. (Видеосюжет).


Работа с дополнительными источниками информации


— Для того, чтобы исследовать особенности растительного и животного мира пустыни, работать будете в группах: 1 группа изучает растения, 2 и 3 группы – животный мир.

— Для исследования вам потребуется учебник, гербарий (для группы, изучающей растения), энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Хочу всё знать. Животные», «Что такое? Кто такой?».

Для чего нужна энциклопедия?

— Как выбрать нужную энциклопедию? (Первая группа, исследующая растения, выбирает «Я познаю мир. Растения» — ключевое слово «растения»; вторая группа выбирает — «Хочу всё знать. Животные».

ключевое слова «животные», третья группа выбирает«Что такое? Кто такой?» — универсальная энциклопедия.)

— Как быстро и правильно найти нужную информацию в незнакомой энциклопедии? (Нужно определить, по какому принципу расположена информация в данной энциклопедии – в алфавитном порядке, по тематическим разделам, по видам растений или животных.)


Работа в группах.

Исследование растений идёт с опорой на иллюстрацию учебника (с.124) по плану (карточка):

              1. Название растения.

              2. Древесное или травянистое растение

              3. Корень, стебель, лист.

              4. Высота растения

              5. Значение в природе

Исследование животных идёт с опорой на иллюстрацию учебника (с.126-127) по плану (карточка):

  1. Величина животного.

  2. Окраска, образ жизни (дневной или ночной)

  3. Чем питается (хищное, всеядное, травоядное)

  4. Приспособленность к природным условиям пустыни

  5. Значение в природе.


Проверка выполнения задания.

1-я группа — исследователи растений – воспользовались энциклопедией «Я познаю мир. Растения».

— Информация в данной энциклопедии разделена на части. В части «В далёких жарких странах» мы нашли статьи про верблюжью колючку, колосняк, джузгун, саксаул (рассказ детей по заданному плану-карточке).

— Кроме того, на с.485 этой энциклопедии есть алфавитный указатель, который ускоряет поиск нужной информации.

2-я группа – исследователи животных – воспользовалась энциклопедией «Хочу всё знать. Животные».

— Все рассказы в ней распределены по видам животных. В разделе « Животные» мы нашли статьи про сайгака, песчанку, ушастого ежа. (Рассказы детей по плану-карточке)

3-я группа – исследователи животных – воспользовались энциклопедией «Что такое? Кто такой?».

— В этой энциклопедии статьи расположены в алфавитном порядке. Для упрощения поиска на первой странице с новой буквой написаны все слова данного раздела. Здесь мы нашли информации о верблюде, о тушканчике, о корсаке. (Рассказ детей)

Делается вывод об особенностях обитателей пустыни.

Учитель. Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Учащиеся отвечают и заполняют схему:

Учитель. Как приспособились к жизни в пустыне животные?

Учащиеся отвечают и заполняют схему:

— Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жару. По этой же причине в пустыне мало насекомых.

Перечислить насекомых (с. 126-127 учебник).

— Какие ещё животные обитают в пустыне? ( Змеи, ящерицы – иллюстрация)

В тех энциклопедиях, которыми вы пользовались на уроке, информации об этих животных не содержится.

Домашнее задание: найти дополнительную информацию о насекомых и пресмыкающихся пустыни и составить про одно из этих животных загадку-описание (по плану-карточке).


5.Самостоятельное применение и использование полученных знаний


Практическая работа в тетрадях на печатной основе с. 39 – 40


6. Итог урока. Выставление оценок.

— На этом уроке я узнал, что …

— Самый интересный рассказ был про …

— Больше всего мне понравилось …

— Работа с энциклопедией позволяет найти …




Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Природа и животный мир родного края»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: